Календарно-тематическое планирование
Дата | Тема урока | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые результаты освоения материала | Универсальные учебные действия | |
Вводный урок (1 ч) | ||||||
1 |
| Мастера Изображения, Постройки и Украшения. Художественные материалы. | Урок введения в новую тему. | Игровая, образная форма приобщения к искусству: три Брата-Мастера – Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Использование различных художественных материалов. | Понимать, что создание вещи – это большая работа, в которой участвуют рабочие, инженеры и художники. | Составление плана и последовательности действий. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения. |
Искусство в твоём доме ( 7 ч) | ||||||
2 |
| Твои игрушки. | Урок-фантазия. | Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать её. Добиваясь целостности цветового решения. | Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения). Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета. Называть народные игрушки: дымковские, филимоновские, городецкие, богородские. Создавать игрушки из любых подручных материалов. | Составление плана и последовательности действий. Осуществление самоконтроля и корректировки хода работы и конечного результата. |
3 |
| Посуда у тебя дома. | Комбинированный урок. | Характеризовать связь между формой, декором посуды (её художественным образом) и её назначением. Уметь выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения (деятельность каждого из Братьев-Мастеров в процессе создания образа посуды). Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и её декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединённых общим, образным решением. | Понимать зависимость формы и декора посуды от материала (фарфор, фаянс, дерево, металл, стекло). Узнавать образцы посуды, созданные мастерами промыслов (Гжель, Хохлома). Выполнять лепку посуды с росписью по белой грунтовке. | Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. |
4 |
| Обои и шторы у тебя дома. | Урок-фантазия. | Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор. Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с её функциональным назначением. | Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Создавать эскизы обоев или штор для комнаты, имеющей чёткое назначение (спальня, гостиная, детская). Понимать значение слова «ритм». | Оценивать по заданным критериям. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. |
5 |
| Мамин платок. | Урок-сказка. | Понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен. Знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный, геометрический). Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка (фрагмента). | Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка. Различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка. Создавать эскиз платка для мамы, девочки или бабушки (праздничного или повседневного). | Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. Учитывать правила в планировании и контроле способа решения. |
6 |
| Твои книжки. | Урок-проект. | Понимать роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т. д.). Узнавать и называть произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги. Создавать проект детской книжки-игрушки. | Знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы). Разрабатывать детскую книжку-игрушку. С иллюстрациями. | Овладевать навыками коллективной работы при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. |
7 |
| Открытки. | Комбинированный урок. | Понимать и уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в создании форм открыток, изображений на них. Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения. | Создавать эскиз открытки или декоративной закладки (возможно исполнение в технике граттажа, гравюры наклейками или графической монотипии). | Анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. |
8 |
| Труд художника для твоего дома (обобщение темы). | Урок-игра. | Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев-Мастеров. Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме. | Представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев-Мастеров. Участвовать в выставке и обсуждении детских работ. | Анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. Формулировать собственное мнение и позицию. |
Искусство на улицах твоего города (села) ( 7 ч) | ||||||
9 |
| Памятники архитектуры. | Урок введения в новую тему. | Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села). Раскрывать особенности архитектурного образа города. Понимать, что памятники архитектуры – это достояние народа, которое необходимо беречь. Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров. | Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Изучать и изображать один из архитектурных памятников своих родных мест. Понимать значение слов «памятники архитектуры». | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям. |
10 |
| Парки, скверы, бульвары. | Урок-проект. | Сравнивать и анализировать парки, скверы и бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.). Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объёмно-пространственную композицию из бумаги. | Называть разновидности парков. Изображать парк, сквер (возможен коллаж) или строить парк из бумаги. | Овладевать приёмами коллективной творческой работы при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. |
11 |
| Ажурные ограды. | Комбинированный урок. | Сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т. д.), выявляя в них общее и особенное. Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград. | Понимать назначение и роль ажурных оград в украшении города. Создавать проект ажурной решётки или ворот. | Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку объекту. Проектировать изделие: создавать образ в соответствии с замыслом и реализовывать его. |
12 |
| Волшебные фонари. | Комбинированный урок. | Различать фонари разного эмоционального звучания. Уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров при создании нарядных обликов фонарей. | Графически изображать или конструировать формы фонаря из бумаги. | Воспринимать, сравнивать, анализировать объекты, отмечать особенности формы и украшений. |
13 |
| Витрины. | Урок-проект. | Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина. Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины. | Объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина. Создавать проект оформления витрины любого магазина. | Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Осуществлять самоконтроль и корректировку хода работы и конечного результата. |
14 |
| Удивительный транспорт. | Урок-фантазия. | Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение. Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта. Фантазировать, создавать образы фантастических машин. | Видеть образ в облике машины. Придумать, нарисовать или построить из бумаги образы фантастических машин (наземных, водных, воздушных). | Обретать новые навыки в конструировании из бумаги. Анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. |
15 |
| Труд художника на улицах твоего города (села). (обобщение темы). | Урок обобщения и систематизации знаний. Урок-выставка. | Беседа о роли художника в создании облика города (села). Игра в экскурсоводов, которые рассказывают о своём городе (селе), о роли художников, которые создают художественный облик города (села). Создавать из отдельных детских работ, выполненных в течение четверть, коллективную композицию. | Создавать коллективное панно «Наш город (село)» в технике коллажа, аппликации (панорама улицы из нескольких склеенных в полосу рисунков, с включением в них ажурных оград, фонарей, транспорта, дополненных фигурками людей). | Овладевать приёмами коллективной творческой работы. Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсоводов. |
Художник и зрелище ( 11 ч) | ||||||
16 |
| Художник в цирке. | Урок введения в новую тему. | Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами. Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное. | Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т. д.) Выполнять рисунок или аппликацию на тему циркового представления. | Анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. Формулировать собственное мнение и позицию. |
17 |
| Художник в театре. | Урок-беседа. | Сравнивать объекты, элементы театрально-сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращения простых материалов в яркие образы. | Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля. Понимать значения слов «декорация», «макет». | Осуществлять поиск информации, используя материалы представленных рисунков и учебника, выделять этапы работы |
18 |
| Театр на столе. | Урок-проект. | Создавать «Театр на столе» — картинный макет с объёмными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль. Овладевать навыками создания объёмно-пространственной композиции. | Создавать театр на столе: картонный макет и персонажей сказки для игры в спектакль. Строить свою работу с разной последовательностью, делать выводы на основе личного опыта и наблюдений. | Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов. Моделировать театр на столе и давать оценку итоговой работе. |
19 |
| Театр кукол. | Урок-беседа. | Беседа об истоках развития кукольного театра (Петрушка – герой ярморочного веселья), о разновидностях кукол: перчаточные, тростевые, куклы-марионетки. Познакомиться с куклами из коллекции С. Образцова. | Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, куклы-марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни. | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. |
20 |
| Мы – художники кукольного театра. | Комбинированный урок. | Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, куски ткани. Использовать куклу для игры в кукольный спектакль. | Создавать куклу к кукольному спектаклю. Пользоваться пластилином, тканью и реализовывать с их помощью свой замысел. | Анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям. |
21 |
| Конструирование сувенирной куклы. | Урок-фантазия. | Придумывать и создавать сувенирную куклу; применять для работы различные материалы. | Создавать сувенирную куклу. Пользоваться различными материалами. | Видеть и понимать многообразие видов и форм кукол; конструировать различные формы; давать эстетическую оценку выполненных работ, находить их недостатки и корректировать их. |
22 |
| Театральные маски. | Урок-беседа. | Беседа о масках разных времён и народов. Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Объяснять роль маски в театре и на празднике. | Понимать значение слова «грим». Называть виды масок: театральные, обрядовые, карнавальные. | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. |
23 |
| Конструирование масок. | Урок-фантазия. | Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику. | Конструировать выразительные и острохарактерные маски. Пользоваться различными материалами. | Видеть и понимать многообразие видов и форм масок; конструировать различные формы; давать эстетическую оценку выполненных работ, находить их недостатки и корректировать их. |
24 |
| Афиша и плакат. | Комбинированный урок. | Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле). Уметь видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку. Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению; добиваться образного единства изображения и текста. | Понимать значение театральной афиши и плаката как рекламы и приглашения в театр. Осваивать навыки лаконичного, декоративно-обобщённого изображения (в процессе создания афиши и плаката). Создавать эскиз-плакат к спектаклю или цирковому представлению. | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. |
25 |
| Праздник в городе. | Урок-проект. | Фантазировать о том, как можно украсить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным. Создавать в рисунке проект оформления праздника. | Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города. Выполнять рисунок проекта оформления праздника. | Создавать элементарные композиции на заданную тему, давать эстетическую оценку выполненных работ, находить их недостатки и корректировать их. |
26 |
| Школьный карнавал (обобщение темы). | Урок обобщения и систематизации знаний. | Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам. Участвовать в театрализованном представлении или весёлом карнавале. Овладевать навыками коллективного художественного творчества. | Понимать. Какую роль играет праздничное оформление для организации праздника. | Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов, моделировать. |
Художник и музей ( 9 ч) | ||||||
27 |
| Музей в жизни города. | Урок введения в новую тему. | Беседовать о самых значительных музеях искусств России – Государственной Третьяковской галерее, Государственном русском музее, Эрмитаже, Музее изобразительных искусств имени а. С. Пушкина. Иметь представление о разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций. | Понимать значения слов «музей», «экспозиция», «коллекция». Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. |
28 |
| Картина – особый мир. | Урок-дискуссия. | Рассуждать о творческой работе зрителя, о своём опыте восприятия произведений изобразительного искусства. | Понимать значение словосочетания «музей искусства». Иметь представление о том, что картина – это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств. Понимать ценность искусства в соответствии гармонии человека с окружающим миром. |
29 |
| Картина-пейзаж. | Урок развития умений и навыков. | Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передаёт цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и т. д.). Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением. | Называть крупнейших русских художников-пейзажистов. Изображать пейзаж по представлению. Выражать настроение в пейзаже цветом. Понимать значение словосочетаний «настроение природы», «оттенки цвета». | Анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. Давать оценку своей работе и работе товарища по заданным критериям. |
30 |
| Картина-портрет. | Урок развития умений и навыков. | Рассказывать об изображённом на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера). Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета. | Иметь представление об изобразительном жанре – портрете и нескольких известных картинах-портретах. Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей или автопортрет (по представлению). | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. |
31 |
| Картина-натюрморт. | Урок формирования умений и навыков. | Воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах. Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т. д.). Развивать живописные и композиционные навыки. | Понимать значение слова «натюрморт». Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передаёт цветом. Называть имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта. Создавать натюрморт по представлению с выражением настроения. | Анализировать образцы, определять материалы, контролировать и корректировать свою работу. Оценивать по заданным критериям. |
32 |
| Картины исторические и бытовые. | Урок формирования умений и навыков. | Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении. Развивать композиционные навыки. Изображать сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т. д.), выстраивая сюжетную композицию. Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель). | Иметь представления о картинах исторического и бытового жанра. Создавать рисунки в сцены из своей повседневной жизни в семье, в школе, на улице или изображать яркое общезначимое событие. | Осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. |
33 |
| Скульптура в музее и на улице. | Комбинированный урок. | Рассуждать, эстетически относиться к произведению искусства (скульптуре), объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры. Объяснять роль скульптурных памятников. Лепить фигуру человека или животного, передавая выразительную пластику движения. | Называть несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах. Называть виды скульптуры (скульптуры в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы, которыми работает скульптор. Вылепливать фигуру человека или животного (в движении) для парковой скульптуры. | Участвовать в совместной творческой деятельности при выполнении учебных практических работ и реализации несложных проектов, моделировать. |
34 |
| Художественная выставка (обобщение темы). | Урок-выставка. | Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ. | Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней. Понимать значение слов: «пьедестал», «скульптура-памятник», «парковая скульптура». | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений. Строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении. |