5 класс Тема: Народные праздничные обряды. Обобщение темы 1 четверти.
Цель: знакомство учащихся с народными праздниками «Рождество», «Семик» и «Пасха», их символическом значении и местом в жизни наших предков. Обобщить материал по теме «Древние корни народного искусства»
Задачи:
Формирование представлений учащихся о своеобразии, уникальности языка и образного строя народного (крестьянского) прикладного искусства, о гармонии человека с природой.
Развивающая. Развитие познавательного интереса детей к народному искусству и малой родине.
Воспитать бережное отношение к народному (крестьянскому) прикладному искусству как к сокровищнице духовного, нравственного, эстетического опыта народа.
Форма урока: урок-игра
Оборудование и материалы.
1. Презентация «Пасха», «Рождество», видео караоке «Бубенцы», презентация к игре «Что? Где? Когда?», волчок, карточки с вопросами и номирами заданий.
Ход занятия.
1.Организационный момент.
Сообщение цели и задач урока.
Проведём игру «Что? Где? Когда?» Но нас много, нужно выбрать игроков ( знающих, активных)
| | |
4. | 4.Отборочный тур. Вопросы отборочного тура
| 12 человек ответивших на вопросы получают жетоны и садятся за игровой стол , поделившись на 2 команды |
5. | Сообщение условий игры: Сектор Блиц- кроссворд Игроки крутят волчок , команда крутившая волчок отвечает на выпавший ей вопрос. Исключение блиц – кроссворд, когда отвечают обе команды, кто больше наберёт правильных ответов. (ответы отдаются жюри для подсчёта) Сектор Праздник Сектор для удачливых, после знакомства с со старинным русским праздником команда получает 1 балл. |
|
6 | Команды выбирают себе название Игра Вопросы: Сектор 1.Кроссворд о русском костюме (даётся обеим командам и зрителям чтобы не скучали , условия выше) в это время для зрителей слайд с заданием на доске | Кроссворд раздаю. Затем ответы отдаются жюри и открывается слайд с заполненным кроссвордом, игра продолжается |
| Сектор 2.Три загадка об одном элементе одежды — Маленький Кутафьюшка в тесном месте сидит — Маленький, горбатенький, в переулочке завяз — Маленький Данилка в петельке удавился | пуговица |
| Сектор 3. Праздник 1 «Пасха» | Презентация – рассказ о празднике, звучит музыка «Тропарь» |
| Сектор 4 Чёрный ящик. Эти предметы обязательно клали в избе при строительстве. Назовите предметы, объясните почему их клали между брёвен | Выносится чёрный ящик. Там денежка и шерсть |
| Сектор 5. Расскажите о старинном обряде , который использовали чтобы выяснить хорошее ли место для строительства будущего дома. (Бросали три корочки хлеба, если падали коркой вверх – место хорошее, коркой вниз – плохое. В 2 кору дуба клали, если под ней заведутся пауки – хорошее, черви – плохое) |
|
| Сектор 6 «Кот в мешке» (открывается презентация с проблемным вопросом) Подумайте и скажите, какие из этих символов, Баба Яга никогда не нарисует на ставнях своего дома? | В презентации задание. Ответ: коня, солнце. Это солнечные символы, которых боится нечистая сила |
| Сектор 7.Праздник 2 «Рождество» Просмотр презентации, пение рождественской песни под караоке. | Сектор с праздником счастливый, команде присуждается балл |
| Сектор 8. Назовите минимум 5 функций печи в доме | Спать, Готовить, Тепло, Баня , просушка вещей, домовой за печью живёт |
| Сектор 9.Сколько разновидностей окон было в избе, для чего они служили? | Красное, косящатое, волоковое |
| Сектор 10. Чем «стеклили» окна в бедных русских избах | Натягивали бычий пузырь |
| Сектор 11 Почему на Руси крыши домов были двухскатные? | Изображали движение солнца на небе, вдоль причелины к коньку и дальше вниз |
| Сектор 12 Для чего служили в избе конёк и охлупень, что их связывало? |
|
| Сектор 13 Почему на пороге по обычаю нельзя было сидеть, стоять, говорить через порог, невесту переносили через порог | Открывался вход нечистой силе |
| Сектор 14«Телеграмма» Вам пришло послание, прочитайте его (послание из древних русских символов) (рисунок в презентации «Кот в мешке» (последний ): желаю тебе круглый год счастья, дождя для поля и урожая, счастливой охоты и благополучия) | Карточки раздаю с языческими символами построенными в ряд |
| Сектор 15 Русскую избу строили с помощью топора, не используя пилу, гвозди. Почему такие избы стояли дольше, чем современные дома100-300 лет (на севере) | Древесина не повреждалась гвоздями, топор при рубке плотно прижимал волокна древесины друг к другу, поэтому брёвна меньше гнили |
| Сектор 16 Что брал с собой крестьянин в поле: братину, чашку, ставец? | Всяк старец знай свой ставец ( посудина с плотно закрывавшейся крышкой, можно брать в дорогу) |
| Сектор 17 Праздник 3 Троица, Семик | Выступают дети : рассказ игра горелки. |
7 | Итоги игры, награждение победителей грамотой, ставятся оценки |
|
8 | Рефлексия. — было вам интересно на уроке? — Какой сектор запомнился, или какой вопрос показался интересным? |
|
Праздники
(материалы приложены к конспекту в папку)
Кот в мешке
2 3 4 5 6
7 8 9 10 11 12 13 14 15 16
4.Чёрный ящик
Сектор «Блиц — кроссворд»
3. Праздник1.Пасха
7.Праздник 2 Рождество
17.Праздник 3. Троица,Семик