Урок ИЗО
На тему: Натюрморт.
Вид урока: рисование с натуры.
Цель урока: научить рисовать натюрморт.
Задачи:
—дать представление о натюрморте;
— научить построению рисунка с натуры;
— способствовать развитию чувства цвета через использование живописных приёмов;
— обучать учащихся навыкам самоконтроля.
Оборудование:
Для учителя: муляжи фруктов и овощей, драпировка, рамки для визирования, методические таблицы «Контрастные цвета», «Ошибки при построении рисунка», репродукции картин известных художников, бумага , акварельные краски, кисти, карандаш, стирательная резинка, банка с водой, салфетки.
Для учащихся: бумага для рисования, краски, кисти, баночки-непроливайки с водой, палитра, карандаш, стирательная резинка, салфетки, рамки для кадрирования.
Ход урока:
Время | Содержание | Деятельность учителя | Деятельность детей | |
1. Организационный момент | 12.40- |
|
(У доски стоит стенд с пособиями и прикрепленным к нему листом для рисования, рядом на стуле лежат: карандаш, стирательная резинка, палитра, краски, салфетки, рамка для кадрирования). | Стоя приветствуют гостей, учителя.
Настраиваются на урок, садятся. (На партах: альбом для рисования; краски – акварель или гуашь; кисточки – большая, средняя, маленькая; карандаш; стирательная резинка; салфетки; палитра (бумажная); банка-непроливайка с водой, рамки для кадрирования).
— Изобразительного искусства. |
2. Самоопределение к деятельности |
|
|
|
Внимательно слушают. |
3. Подготовка к восприятию теоретического материала
|
|
|
отгадали мои загадки (Слайд 2 и 3):
В саду на дереве растёт Красивый, вкусный, сочный плод. Я подскажу: на букву Я Он начинается, друзья. (Яблоко) — Яблоко какой формы? Цвета? Какие вы знаете фрукты такой же формы?
Так вкусна, желта, пригожа И на лампочку похожа. (Груша) — Груша какую имеет форму? Цвет?…
— Яблоко и груша – это что? Как сказать одним словом?
|
Слушают загадки, поднимают руку, называют отгадки.
Ответы учащихся.
Ответы учащихся.
-Фрукты. |
4. Работа по тему урока. |
|
Поль Сезан «Натюрморт с кустом герани и фруктами»
Пьер Ренуар «Натюрморт с южными плодами»
Франсиско де Сурбаран. «Натюрморт с лимонами, апельсинами и розой».
Винсент Ван Гог «Натюрморт».
Валентин Серов «Девочка с персиками»
Кузьма Петров-Водкин «Яблоки» |
Изображение фруктов, овощей, цветов, посуды и других предметов быта. Т.о., натюрморт – это такой жанр в живописи.
— Так же натюрморты нам интересны с той точки зрения, что в них отражена история –художники запечатлили на своих картинах предметы быта того времени (посуда, еда, оформление комнат и другое). |
Внимательно слушают. |
5. Практическая часть
|
|
|
-Ребята, сейчас мы будем обсуждать, как правильно и красиво составить натюрморт (Слайд 5):
— Посмотрите – фоном является драпировка. Драпировка составлена из тканей двух оттенков: тёмного и светлого. На фоне светло-голубого цвета тёмно-красное яблоко выглядит чётко и выразительно, жёлтая груша подчеркнута тёмно-синим цветом драпировки.
— Итак, на стул мы весим ткань темного цвета, как на нашем слайде, а рядышком – ткань светлого цвета. ( Учитель на стул весит ткань сначала темного, а рядом – светлого оттенка).
— Теперь мы должны разместить фрукты (Учитель кладёт светлый фрукт на темный фон и наоборот).
— Теперь давайте вы самостоятельно составите ещё один натюрморт. Паша и Женя, выходите к доске. (Это нужно для того, чтобы ракурс (вид) у всех при рисовании был примерно одинаков).
-Хорошо, наши натюрморты составлены. Теперь я расскажу вам, как его изобразить на листе бумаги.
Прежде чем начать построение, учитель прикрепляет на доску 3 таблицы с рисунками:
Учитель объясняет, что в первом рисунке много свободного пространства, так называемой «мертвой зоны» картины. На третьем рисунке фруктам тесно, они почти упираются в края рамы картины. Второй рисунок построен грамотно, изображение пропорционально плоскости картины, фрукты соразмерны. -Для правильного расположения на листе, и чтобы не допусткать таких ошибок, мы с вами можем использовать приём, который называется «кадрирование». Делается это с помощью таких вот рамочек. (Лежат на партах учащихся). ( Слайд 6) Учитель показывает как пользоваться рамочкой. Это нужно для того, чтобы выделить из окружающей картинки собственно натюрморт; фокусирует наше восприятие более точно). — Держите в левой руке (если правша), один глаз можно закрыть, и смотрим сквозь рамку на наш натюрморт, как показано на слайде.
-Как должен быть расположен альбом , вертикально или горизонтально?
-Посмотрите, как удобно использовать контрастные цвета (это такие цвета, которые на цветовом спектре располагаются напротив друг друга, контраст – значит противоположность.) Эти цвета, когда они располагаются рядом друг с другом на картине, выглядят ярче. (Работа со схемой «Контрастные цвета» и показ не репродукциях одновременно).
— В каком ряду ярче цвет? В верхнем или нижнем?
— Итак приступим. Делаем всё вместе со мной – не спешим, и не отстаём. — Возьмите в руки простые карандаши, и общим пятном (с помощью рамочек) обозначим, где будут располагаться наши фрукты. — Затем необходимо провести сверху вниз центральную линию. -Затем намечается нижний край яблока. -Яблоко расположено ближе к зрителю, значит… Как вы думаете, на листе оно будет расположено выше или ниже груши? — Намечаем нижний край груши. -Какое яблоко по форме? — Правильно. А круг хорошо вписывается в квардрат. (Показ на табличке). Мы аккуратно рисуем квардрат, и внутрь него вписываем круг. -Форма груши продолговатая. В какую фигуру она вписывается? -Правильно. Мы также аккуратно его строим, и в нем рисуем грушу. — Вспомогательные линии стираем. (Всё это время учитель ходит по классу, исправляет ошибки учащихся.) |
Учащиеся под руководством учителя составляют ещё один натюрморт.
Берут рамочки по инструкции учителя, начинают смотреть с их помощью на натюрморт.
-Горизонтально.
Отвечают на вопрос, поясняя своё мнение.
— В нижнем.
Выполняют действия по инструкции учителя.
— В прямогоугольник. |
6. Физминутка | 13.00 |
| -Ребята, давайте немножко отдохнем – выполним зрительную гимнастику. -Посмотрите на зеленый кружок, затем на жёлтый, снова на зелёный снова на жёлтый, так несколько раз. Зажмурьте глазки, поморгайте. Встряхните ручками, снимите напряжение, молодцы. -Продолжаем работать. |
|
7. Продолжение работы по теме | 13.00-13.15 |
|
Учитель обращает внимание на основные свойства материалов:
— Ребята, мы заканчиваем. У вас получились замечательные работы, прекрасные натюрморты. Давайте я повешу их на доску, Саша и Геля, помогите мне. |
Выполняют действия по инструкции учителя. Для тех, кто успешно раскрасил фрукты, можно дать задание раскрасить фон.
Отдают работы. Саша, Геля и учитель вывешивают их на доску. |
8. Итог урока | 13.15-13.20 |
| Учитель предлагает назвать самые вкусные натюрморты (при этом без внимания не остаётся ни одна работа). Анализируя работы ребят, учитель акцентирует внимание на художественных приёмах, с помощью которых фрукты получились такими аппетитными.
— Мы использовали правила построения рисунка, правильно подбирали цвета, учитывали освещение, использовали яркие и чистые цвета, учитывали правила использования акварели и гуаши, использовали технику по-сырому и по-сухому…
| Отмечают все работы.
Ответы учащихся. |