Сценарий праздника «Уральская мозаика»



Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка «Росинка» –

детский сад с осуществлением физического и психического развития,

коррекции и оздоровления всех воспитанников (МДОУ)





Сценарий праздника «Уральская мозаика»





Авторы: Полякова Елена

Валериевна,

музыкальный руководитель

высшей категории;

Орлова Светлана Ивановна

преподаватель изо I кв.

категории;

Хомей Инна Анатольевна,

воспитатель I кв.

категории;

детского сада № 11

«Малахитовая шкатулка»








г. Новоуральск, Свердловская область

2009 г

Цель: реализация Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 – 2010 г. г.», целью которой является формирование патриотических чувств и сознания.

Задачи:

  • Закреплять знания детей о народных промыслах Урала, уметь различать и называть их.

  • Вызвать интерес к народному искусству своего края.

  • Воспитывать уважение к традициям своего народа, гордость за свой край.


Предварительная работа:

  1. Поездка в городской Краеведческий музей. Знакомство с изделиями народных промыслов Урала (воспитатели).

  2. Знакомство с Уральской лаковой живописью – Тагильскими подносами. Роспись подносов (преподаватель изо).

  3. Знакомство с народными промыслами – изделиями из глины керамического завода с. Таволги Невьянского района. Роспись лошадок (преподаватель изо).

  4. Рассказ об изделиях из железа. Каслинское литье (г. Касли Челябинской области). Выставка изделий в группе (воспитатели)

  5. Посещение выставки «Камнерезное искусство уральских мастеров» (изостудия, преподаватель изо).


Персонажи:

  • скоморох;

  • мистер Смитт, гость из Америки;

  • ведущая в народном костюме;

  • народные умельцы – 4 человека;


Зал оформлен в виде ярмарки: разделен на четыре зоны, каждая зона оформлена под один из промыслов Урала; у каждой зоны – свой мастеровой /взрослый/, одетый в народный костюм:


  • село Таволги – керамическая посуда

  • город Касли – литье

  • город Нижний Тагил – подносы

  • Камнерезное искусство – ювелирные украшения. Ювелирные украшения из уральских самоцветов


Дети одеты в народные костюмы (или их элементы присутствуют в одежде: бусы, ленты, сарафаны, картузы и т.д.) Дети входят в зал под веселую плясовую мелодию и останавливаются свободно, приплясывая на месте.


Дети: 1. Когда говорят о России, я вижу свой синий Урал,

Как девочки, сосны босые сбегают с заснеженных скал.


2. Холодное небо, прозрачные дали,

громады застывшие скал.

Этому краю недаром дали гордое имя – Урал.


3. Урал – это значит земля золотая.

Урал – это рек полноводных простор,

Это леса, как огромные стаи

Кольцом окружили подножия гор.


4. Куда бы по белому свету дороги тебя не вели,

Ты сыном останешься этой, богатой уральской земли.

/здесь использованы стихи Татьяничевой/

Ведущая: Здравствуйте, гости дорогие! Мы рады приветствовать вас

у нас в гостях, на нашем празднике.

/звучит фоном спокойная музыка/

В славном царстве – государстве Российском есть

старинный край демидовский, Уралом называется.

А в краю том живут люди не простые, а мастеровые.

А что они своими руками делали, на ярмарку свозили.

Да и дети здесь славные да умелые: что слово молвить,

что спеть да сплясать – на все руки мастера!

/слышны звуки веселой плясовой/


Ведущая: Солнце красное встает, спешит на ярмарку народ!

Скоморох: /вбегает в зал/ Что за праздник? Что случилось?

Дети: /хором, руки в стороны разводят/ Это ярмарка открылась!

Скоморох: Дорогие горожане, сообщаем вам заранее:

Приглашаем, бьем челом, всех на ярмарку зовем!

Наши чудо – мастера ждут гостей у нас с утра!

Взглянуть на них хотите? Тогда сюда спешите!


Ведущая: Это только присказка, а что будет впереди –

приготовься и гляди!

Мальчик: Наш Урал трудом гордиться – делу время, потехе час!

Ну, а в праздник веселиться любят от души у нас!


Дети исполняют свободный перепляс под р.н.м.


Скоморох: Все готово тут у вас?

Все: В самый раз!

Скоморох: Все товары на виду?

Все: Тут как тут!

Скоморох: Коль готово, так и быть, время ярмарку открыть!

Эй, люд честной, уральский, мастеровой!

Собирайся, снаряжайся, на ярмарку отправляйся!

/звучит музыка, дети расходятся к своим мастеровым-умельцам/

А на ярмарке товары – тары, бары, растабары!

Везем на базар расписной товар!

Покупай дружно, кому что нужно!

Поспеши, народ честной, к нашей ярмарке большой!

На товар смотри, любуйся, покупай, да не торгуйся!

Ребенок: Ой, народу здесь немало! Почитай с всего Урала!

Свой товар сюда везут, громко хвалят, продают!


Слышен звук самолета, голос диктора: «Внимание! Внимание! Самолет из Америки приземлился на уральской земле! Повторяю…»


Скоморох: Расступись, народ честной, едет гость к нам дорогой!

Иностранец: /входит в зал, здоровается на английском

языке/

В разных странах я бывал, а куда сейчас попал!

Дети: В Россию, на Урал, в Новоуральск, в детский сад № 11.

Иностранец: Детский сад – yes, yes! А что есть Урал?

Дети: Это край, где мы родились и выросли……/показывают карту

Свердловской области. Рассказывают и объясняют/

А как вас зовут?


Иностранец: Теперь мне ясно, где я! А я есть мистер Смит. Мне

очень приятно с вами познакомится. /читает

на ломаном английском языке/ Ярмарка! А что есть

ярмарка?

Ребенок: Тут и пляшут, и поют, да товары продают!


Иностранец: Во многих странах я бывал, чудо разное видал!

Что у вас за чудеса? Только горы и леса. /машет рукой/


Ведущая: Край уральский наш большой – здесь народ мастеровой!


Дети: 1. Как народ живет – расскажем,

Песни вам споем и спляшем!

2. Ну, веселье, так веселье,

нет уральцев веселей!

Эй, уральские ребята,

Пой частушки поскорей!


Дети исполняют частушки «Уральские умельцы»


Общая: Вот веселые частушки сочинили мы для вас

Об уральских, об умельцах поведем сейчас рассказ.

  1. Занавеску белей снега на окно повесила,

А в уральских деревеньках нам живется весело.

  1. Край Уральский наш большой, в нем народ мастеровой,

И за что он ни возьмется все на славу, все с душой!

  1. На подносе два цветочка беленький да синенький,

Когда, мама, подрасту, подарю их миленькой.

  1. Ох, Урал ты наш Урал – славы не убавиться.

Он тагильскими подносами на весь мир прославится.

  1. Ты беги, река, беги во деревню Таволги,

Привези-ка мне оттуда много глиняной посуды.

  1. Город есть уральский Касли. Любят песни там и пляски,

Но еще, при всем при том, славен каслинским литьем.

  1. Не дари ты мне конфеты, не дари мне пряника,

Поезжай-ка в Таволги, привези керамику.

Общая: Мы пропели вам частушки про великие дела.

Славен наш Урал великий, где такие мастера!


Иностранец: Интересно, интересно!

На товары посмотрю, сувениров накуплю!

/идет к первой лавке с товаром/


1) Тагильские подносы.


Дети и мастеровой взрослый: /говорят по очереди/

Здравствуйте, люди добрые,

гости званные, гости желанные!

Проходите, осмотритесь,

к товарам нашим приценитесь!

Покупай, народ честной,

поднос железный, расписной.

Мы из Нижнего Тагила

привезли товар такой! /демонстрируют подносы/

Полюбуйся, здесь цветы –

небывалой красоты:

и бутон, и завиток,

и невиданный цветок.

Иностранец: Вот уж чудо, так уж чудо! Ого!

Такая вещь мне нужна, а какая цена?

Мастеровой: А что тебе не жалко?

Иностранец: /открывает свой чемоданчик/ Хочу подарить вам я

краски заморские, цвета яркие да необычные. Пригодятся они

вам для вашей работы.

Мастеровой: Спасибо, гость заморский! Выбирай поднос на любой

вкус.

Ведущая: Вдоль по ярмарке гуляем, а давайте поиграем!

Скоморох: Ой, ребята, все сюда, приключилася беда.

Кто собрать поднос поможет,

всех быстрее соберет – счастлив будет целый год!


Проводится игра «Собери поднос» (по принципу разрезных картинок)


Ведущая: Пока мы с вами тут играли, купцы в лавках заскучали.

Пора по ярмарке пройти, да кошельками потрясти!


  1. Керамическая посуда из деревни Таволги.


Иностранец: Низкий поклон вам, люди дорогие,

люди мастеровые!

Мастеровой и дети /по очереди/:

Оживает все вокруг от тепла искусных рук,

Полной чашей будет дом, коль работать с огоньком.

Подходите, выбирайте, приглянется – покупайте!

Чем знамениты Таволги? Керамикой своей,

Ее чудесной росписью, что радует людей.

Глины вдоволь накопаем: лепим, в печке обжигаем,

А когда придет черед – художник кисточку возьмет!

Посуда наша для щей и каши.

То-то гости рады будут есть из глиняной посуды!

Иностранец: Ой, да и эта посуда мне нужна! А какая цена?

Мастеровой: А что тебе не жалко?

Иностранец: /заглядывает в чемодан/ Вот вам глина заморская.

Дарю ее я вам, лепите, да свою посуду на ярмарку в Америку

привозите.


1 вариант.

Мастеровой: Спасибо, мистер Смит! /подает кувшин/ Пусть этот

кувшин напоминает вам о нашем Уральском крае.

Иностранец: Спасибо, какой красивый кувшин! Как из него не попить,

не угоститься моим любимым напитком! Я очень люблю колу.

/достает из чемодана кока колу/


Угощение детей кока колой /можно угостить и гостей/


Дети: Большое спасибо!


2 вариант.


Мастеровой: Спасибо тебе, мистер Смит! /подает кувшин/

Иностранец: Какой красивый кувшин, неужели сами сделали? Так и

хочется попить из него мой любимый напиток колу.


Ведущая: А у нас на Урале из такого кувшина квас пьют.


Звучит веселая музыка. По залу идет бабушка с котиком.

Иностранец: Это кто идет сюда?

Скоморох: Это Катя к нам идет и корзиночку несет.

Проводится рус.нар.игра «Катя — Катерина»

Идут по кругу, поют. Противоходом идет Катя с платочком.

Текст: Катя, Катя, Катерина, нарисована картина.

Катя песенку поет и с платочком к нам идет.

Катя: (останавливается около пары детей) Раз-два-три, беги,

и платочек мой возьми.

Двое детей бегут в разные стороны, кто вперед возьмет платочек, тот становится водящим.


Иностранец: Какая веселая игра, но дальше нам идти пора,

другие ждут нас мастера!


  1. Каслинское литье.


Мастеровой и дети /по очереди/:

Тары – бары, растабары – есть хорошие товары.

Не товар, а сущий клад – разбирайте нарасхват.

Вот товар красивый, яркий, покупайте для подарка

Из железа сувенир знаменитый на весь мир,

Покупай, да не жалей сувениры из Каслей!


Иностранец: Я мистер Смит, мое имя в переводе на русский язык

означает кузнец. I love you metal.

И эта красота мне нужна, а какая цена?


Мастеровой: По денежке.


Иностранец: /достает из чемодана и подает доллары/

Денежки-то у меня есть!

Мастеровой: Выбирай, мистер Смит, что тебе нравится

Иностранец: (выбирает) Спасибо большое! Хорошо в краю мне

вашем, может мы сейчас попляшем?


Скоморох: Да и правда, детвора, поплясать пришла пора! Мальчики,

приглашайте девочек!


Исполняют танец на рус. нар. мелодию «Светит месяц» (движения Т. Суворовой «Танцевальная ритмика»)

(после танца дети кланяются и мальчики провожают девочек на места)


Ведущая: Дальше просим вас пройти!

Скоморох: Наши торговые ряды на все вкусы и лады!



  1. Камнерезное искусство.


Мастеровой и дети: /по очереди/


А, ну, народ, подходи! На диковинку погляди!

На земле Уральской нашей самоцветов много есть:

Малахит, агаты, яшма, что не можно глаз отвесть!

Камнерезы дело знают: пилят, точат, ограняют.

Не успеешь оглянуться, камень может обернуться

В бусы, серьги, амулеты и красивые браслеты.

Даром время не теряй, подходи, да покупай.


Иностранец: (любуется, хвалит украшения, выбирает)

Мне все ваши изделия нравятся, я бы все их купил.

Бусы куплю и жене подарю, а что хотите взамен?


Мастеровой: А ты поиграй с нами! Нам этого очень хочется, правда,

ребята?

Дети: Да!!!

Иностранец: Yes, yes! А во что же мы играть будем?


Скоморох: В города. А поможет город назвать нам этот белый

камень. /берет со стола камнерезов/.


Ведущая: К кому камень попадет, тот и город назовет, да не простой,

а уральский.

Проводится рус. нар. игра «Белый камень»

/Белый камень у меня, у меня, посмотрите на меня, на меня.

На Урале я живу, я живу, любой город назову, назову!/

(передают камень друг другу, на ком останавливается –

называет любой город Урала)


Иностранец: Как я много о вас узнал, какой у вас край мастеровой,

да славный.


Скоморох: Мистер Смит, а давайте наши дети и гости тебе на

музыкальных инструментах сыграют.


Иностранец: Yes, yes! Я с удовольствием послушаю!


Скоморох и Ведущая: /раздают детям и гостям музыкальные

инструменты/

Шумовой оркестр рус. нар. мелодия «Калинка»


Иностранец: Хочу я у вас спросить: как же это у вас все хорошо

получается: и работать на славу, и песни петь, и

плясать, и на музыкальных инструментах играть?

Наверное какой-то секрет знаете?


Ведущая: Да потому, мистер Смит, мы все успеваем, нам дружба

помогает.


Дети: /перечисляют черты характера, которые помогают им в своей работе: терпение, трудолюбие, творчество, умение доводить начатое дело до конца и др./


Иностранец: Как интересно, но домой мне пора! Вот и домой мне

пора! А расставаться не хочется. Давайте я вас на

память сфотографирую Буду вспоминать вас и всем

расскажу, какие люди живут на

Урале: веселые и мастеровые! Да и ваши сувениры

покажу! Спасибо за радушный и теплый прием.

Дети: /прощаются/

Иностранец: /уходит/


Скоморох: За веселье всем спасибо, рад был с вами веселиться,

А теперь настало время всем домой нам возвратиться!


Ведущая: Спасибо, что на ярмарку пришли…

Вот уж солнышко садится, пора с гостями нам проститься!














А это мастерицы — умелицы






















К нам приехал гость заморский.






















Наш веселый перепляс!

















Использованная литература:



1. Барадулин В. А., «Уральский букет» — народная роспись горнозаводского Урала, 1987 год.


2. Петрушина Т.Н., «Уральская лаковая живопись» — пособие,

г. Пермь, 1996 год.


3. «Уральские промыслы», г. Челябинск, 2003 год.


4. «Урал мастеровой», г. Свердловск, 1997 год

5. «Ювелирное искусство Урала», г. Свердловск, 1981 год




Свежие документы:  Конспект урока на тему "Дыхательная гимнастика на уроках адаптивной физкультуры, как средство развития речи у детей с ограниченными возможностями здоровья"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: