Урок для 5 класса по теме: «РАСКРАШИВАНИЕ КРАСКАМИ»


1001 идея интересного занятия с детьми


РАСКРАШИВАНИЕ КРАСКАМИ


Абрамова Ирина Владимировна, учитель ИЗО Чуево-Подгорнского филиала МОУ Моисеево-Алабушской сош; преподаватель иностранных языковТОГБОУ СПО «Уваровский химический колледж» Тамбовская область, г. Уварово


Изобразительное искусство

5 класс

Урок


Задачи: Углубить знания учащихся в знании основных законов светотени и цветоведения, научить учащихся выражать своё эмоционально – эстетическое отношение по содержанию картин, рассказывать об изобразительных средствах художников, формировать графические умения и навыки.


Ход урока

Альбомный лист разделить на полосы, на несколько частей, заполнить их тоном разной силы.

Оборудование: альбом, краски, плакат.


План урока

1.Сообщение темы.

2.Беседа « Цвет в живописи».

3.Ознакомление с творчеством Н. Родионовой, заслуженного художника.

4.Объяснение учебного задания.

5.Самостоятельная работа.

6.Коллективный анализ детских работ.

7.Подведение итогов урока.


(исполняется песня «Дети любят рисовать»)


Цвет и сочетание цветов

Живописное изображение предмета, объектов и явлений природы основывается на цвете, который воспринимает глаз художника в момент наблюдения. Необходимо овладеть сутью и смыслом трёх основных вопросов живописной грамоты: 1) что такое цвет в живописи (с каким цветом имеет дело художник); 2) метод работы цветовыми отношениями; 3) постановка глаза на цельность зрительного восприятия изображаемой натуры.

Цвет вообще – это свойство предмета вызывать определённое зрительное ощущение в зависимости от длины световой волны солнечного спектра, которую он отражает.

За каждым объектом или предметом в нашем сознании на основании жизненного опыта закрепляется какой – то определённый цвет, например, трава – зелёная, небо – голубое. Такой цвет называют предметным или собственным.

Предметный цвет в природе постоянно подвергается самым различным влияниям и изменениям. Он изменяется от цвета освещения, изменяется при удалении. Зелёный цвет деревьев вдали выглядит более нейтральным.

Цвет предмета может выглядеть по-разному в зависимости от контрастного взаимодействия цветов. И называется такой изменённый цвет обусловленным.


Цветовые отношения

Нужно помнить: для того чтобы правильно передать цветовые отношения натуральной постановки, при изображении формы каждого предмета необходимо определить, 1) его цветовой оттенок (синий, жёлтый, зелёный и т.д.), 2) различия (отношения) этих цветов по светлоте (по тону), т.е. во сколько они светлее или темнее друг друга; 3) степень интенсивности, насыщенности каждого цвета предмета и его поверхности в сравнении с другими.

Цвет играет большую роль в нашей жизни. Чистые, яркие тона радуют глаз, создают приподнятое настроение, а мрачные, блеклые и невыразительные могут угнетать, вызывать чувство подавленности.

Необходимо знать, как влияют друг на друга различные цвета. Для этого необходимо знать цветовую гармонию – согласованность в сочетании цветов. За основу гармоничного подбора цветов берётся цветовой круг, состоящий из тех же цветов, что и …. А из каких цветов, мы сейчас узнаем из стихотворения:

В деревушке семь избушек,

Семь крылечек, семь старушек,

Свежие документы:  План урока для 10 класса по теме: "Гении эпохи Возрождения"

Семь дымков, семь щенков,

Семь драчливых петушков

На семи плетнях сидят,

Распустили семь хвостов,

Каждый хвост семи цветов.


Вы, конечно, угадали, что это стихотворение о деревушке со сказочным названием Радуга! А кто из вас сможет без запиночки назвать все цвета радуги? А кто знает подсказку, как легче запомнить все цвета радуги?

( Каждый охотник желает знать, где сидит фазан.) Молодцы!


Конкурс « Разноцветная радуга».

Что за чудо – красота!

Расписные ворота появились

На пути,

В них ни въехать, ни войти!

Разноцветные ворота на лугу

Построил кто-то,

И пройти в них нелегко, те ворота высоко!

Постарался мастер тот – взял он красок для ворот,

Не одну, не две, не три, целых семь –

Ты посмотри!

Как ворота эти звать? Помоги их отыскать!

( учащимся было предложено найти правильную радугу среди рисунков с радугами, развешанными по классу.)


Цветовой круг состоит из тех же цветов, что и радуга: красного, оранжевого, жёлтого, зелёного, синего, голубого, фиолетового. Цветовой круг можно разделить пополам так, что в одну половину вошли красные, оранжевые, жёлтые, жёлто – зелёные тона, а в другую половину – голубые, зелёные, сине – фиолетовые; цвета жёлтой половины круга называют тёплыми, яркими, а цвета голубой его половины – холодными.


Конкурс « Собери букет ».

Собери цветы только своего тона! (тёплый: красные, оранжевые, жёлтые), (холодный: синие, голубые, фиолетовые)

Каждый цвет характеризуется тоном, яркостью и насыщенностью. Цветовой тон – это цветность: красный, жёлтый, синий и т. д. Яркость – это степень близости к белому цвету. Поэтому самыми светлыми, а значит, и яркими будут цвета, близкие к белому – розовый, голубой, жёлтый. Насыщенность – это степень густоты цвета. Все цвета делятся на хроматические и ахроматические. Цвета солнечного спектра – хроматические. А чёрный, белый, серый – ахроматические. Это бесцветные тона, неокрашенные. Они не имеют насыщенности и цветового тона, а отличаются друг другу только яркостью, а чёрный цвет не имеет и яркости.

Цвета, расположенные на противоположных сторонах спектрального круга, называют дополнительными.

Например, жёлтый – синий, оранжевый – голубой. Если дополнительные цвета смешать в равных количествах, они гасят друг друга – получается серый невзрачный цвет.

Если дополнительные цвета расположить рядом, они усиливают насыщенность цвета. Один и тот же цвет в окружении тёмных цветов кажется светлее, а в окружении светлых тонов – темнее.

Гармоничное сочетание получают из оттенков, расположенных вблизи друг от друга в спектральном кругу. Контрастное сочетание составляют из

цветов, лежащих на вершинах равностороннего треугольника, вписанного в цветовой круг.

Хроматические цвета хорошо сочетаются между собой и гармонируют с любым цветом.

Насыщенные цвета хорошо гармонируют с чёрным и белым, а малонасыщенные – с различными оттенками серого.

Свежие документы:  Внеклассное занятие по технологии «Только для девушек» 5-11 класс

Надо помнить, что цвет может зрительно менять форму и величину предмета. Светлая и тёплые тона кажутся ближе, чем тёмные и холодные. Поэтому тёплые тона как будто увеличивают предмет, а холодные уменьшают его.


( Можно с учащимися посмотреть СД –RОМ «Естествознание». Знакомит учащихся с основами наук об окружающем мире. 2005 МарГТУ г. Йошкар –Ола Лаборатория систем мультимедиа)

Раздел «Световые явления: Цвет»

Явление радуги (Цвета в радуге составляют спектр)

Разложение белого цвета (Солнечный свет содержит все цвета спектра)

Объяснение цвета тела (Тела окрашены в разные цвета потому, что одни составляющие белого цвета ими отражаются, а другие – поглощаются)

Игра « Радуга»


Учитель: Вот мы взяли краски в руки –

И не стало в доме скуки.

Чтобы было веселей,

Яркой краски не жалей.

Друзья! К нам в гости пришли КРАСКИ


Красная – Я — мак, я – огонь, я – знамя.


Учитель: Вслед за ней откликается оранжевая краска

Оранжевая: — Я – морковь, я – апельсин, я – заря.

Учитель: Жёлтый тоже не молчит

Жёлтый: — Я пух утёнка, я – пшеница, я – солнце.

Учитель: И зелёный шелестит…

Зелёный: — Я трава, я – сады, я – леса.

Учитель: А голубой восклицает…

Голубой: — Я – незабудка, я – лёд, я – небо.

Учитель: И синий не отстаёт…

Синий: — Я колокольчик, я – чернило, я – море.

Учитель: А фиолетовый шепчет…

Фиолетовый: — Я – слива, я – сирень, я – сумерки.

Учитель: Вглядитесь в эти цвета, что они вам напоминают.

Правильно: РАДУГУ

(Все цвета инсценируют радугу)

Учитель: Все рады! В радуге над горизонтом – и апельсин, и пшеница, и трава, и небо, и море. Кто ни взглянет на радугу, всяк ею любуется.


На доске – плакат «Изменение цвета»


Первоначальный цвет


Цвет после

красный

Синий

Жёлтый

Зелёный

фиолетовый

Фиолетовый

Оранжевый

Коричневый

Красно-фиолетовый

синий

Красный

Жёлтый

Фиолетовый

зелёный

Фиолетовый

Зелёный

Сине-фиолетовый

Сине-зелёный

жёлтый

Красный

Синий

Серый

зелёный

Оранжевый

Зелёный

Защитный

Светло-зелёный

зелёный

Красный

Коричневый

фиолетовый

Коричневый

Оливковый

Морской волны



Игра « Изменение цвета»

Учитель: Начинается игра.

Я хотел бы рисовать,

Но не знаю, как начать

Краски – маски, где вы?:

Ребята: Мы – здесь.

Учитель: Я возьму три краски основные,

Эти краски не простые,

Из них состоят все другие

Где эти краски основные?


Если красная с жёлтой подружится,

Какая новая краска получится?

Ведите подружку свою!


Если жёлтая с синей подружится,

Какая новая краска получится?

Ведите подружку свою!


Если красная с синей подружится,

Какая краска получится?

Ведите подружку свою!

Тёплые краски за руки дружно взялись

Свежие документы:  Спортивное состязание «Северное сияние» 3 Класс

Поклонились, улыбнулись, повернулись, разошлись

Холодные краски за руки дружно за руки взялись,

Поклонились, улыбнулись, повернулись, разошлись.


Все: Знаем, кто за кем стоит?

В хороводе друг за другом

Краска каждая горит.




Красная планета

Незнайка: У нас кончилась краска!

Тюбик: Её добывают только на Марсе…

Незнайка: Лечу на Марс!

Тюбик: Смотри – это красная планета!

Незнайка: А почему ты вся такая красивая… нет красная?

Марсианка: Ты тоже красный! Только галстук коричневый, а шляпа фиолетовая?

Незнайка: Привет друзья! (вернулся с Марса)

Девочка – колокольчик: А кто это?

Буратино: Наверное, марсианин. Он ведь красный!

Незнайка: Ребята! Это я, Незнайка!

Буратино: У Незнайки шляпа голубая!

Девочка – колокольчик: А галстук зелёный!

Тюбик: Незнайка! Ты уже вернулся?

Буратино: Федот, да не тот!

Тюбик: Вот вам секрет, почему галстук у Незнайки стал коричневым, а шляпа фиолетовой!

Голубой плюс красный получается фиолетовый

Зелёный плюс красный получается коричневый

Жёлтый плюс красный получается оранжевый.


Учитель: Для нашего урока мы приготовили небольшую выставку репродукций картин (показывает их). Скажите, на какие три группы можно разделить картины? (Портрет, пейзаж, натюрморт). Кто может показать картины каждой группы? (Дети выходят и показывают).
Краски:

«Если видишь на картине

Нарисована река,

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина называется: (Пейзаж)


Краски:

Если видишь на картине

Чашку кофе на столе,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу,
Знай, что это (Натюрморт)


Краски:

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

Или вроде верхолаз,

Лётчик или балерина,

Или Колька, твой сосед,

Обязательно картина называется (Портрет)


Сила цвета (ознакомление с творчеством Нины Родионовой).


Учитель: А сейчас вы покажите, знаете ли вы названия картин и их авторов. Кто мне покажет картину художника, (называется фамилия).

Как называется эта картина? Покажите картину……Кто её автор. Назовите авторов остальных картин.


( можно поиграть)


Учитель: Проводится конкурс «Кляксография». На больших листах бумаги красками поставлены кляксы. Учащимся предлагается увидеть в них какие-нибудь предметы и дорисовать.


Краски:

Давайте поиграем в игру «Дорисуй». На листах бумаги изображены круг, квадрат, треугольник. Трое учащихся за три минуты должны нарисовать что-то так, чтобы получился предмет. ( «Краски» оценивают конкурс.)


(затем учащиеся выполняют учебное задание, проводится коллективный анализ детских работ и подводится итог урока.)


Учитель: Прекрасный урок провели мы сегодня, и всё благодаря нашим краскам, давайте скажем им спасибо и исполним их любимую песню:

«Дети любят рисовать»



Литература:

1.Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты.-М.:Просвещение,1989.-192с.:ил.

2.Чарнецкий Я.Я. Изобразительное искусство в школе продлённого дня.-М.: Просвещение,1991.-159с.ил.

3. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство в 3 классе:Пособие для учителя.-М.: Просвещение,1985.-192с.,ил.



8

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: