Урок изобразительного искусства в 4 классе по теме: «Искусство Японии»


МБОУ Собинского района ООШ № 2 г. Собинки

Владимирской области











Урок изобразительного искусства в 4 классе по теме: «Искусство Японии»















Выполнила: учитель изобразительного искусства

Максимова Е.А.





2012 год

Тема урока: «Искусство Японии. Искусство каллиграфии».





Цель и задачи урока: познакомить учащихся с традиционным видом японского искусства – каллиграфией, являющимся одним из самых популярных изящных искусств в Японии; познакомить с популярными иероглифами, обозначающими целые понятия; научить простейшим приёмам изображения понятий на примере иероглифа «любовь».



Оборудование:

для учителя – презентация к уроку;

для учащихся – альбом, простой карандаш, чёрная гуашь и кисть.





План урока:

  1. Организационный момент.

  2. Изучение нового материала.

  3. Самостоятельная работа.

  4. Выставка работ.

  5. Подведение итогов и д/з.







Ход урока:

Слайд 1 «Как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить…» – эти слова Б.Ш.Окуджавы удивительно точно характеризуют искусство каллиграфии.

Итак, сегодня на уроке, мы продолжаем наше путешествие. И сегодня мы познакомимся с японской каллиграфией – одним из самых популярных изящных искусств Японии.

Слайд 2 Для японцев каллиграфия – важнейшая часть культурной традиции, возможность ощутить живое присутствие благородных творцов свитков давно минувших дней,  документальное свидетельство о стародавних временах, удостоверенное личными печатями известных исторических личностей. Сочетание иероглифов в японском слове “каллиграфия” shodo (сёдо) буквально обозначает “способ написания”, или “путь написания”,

Слайд 3 Японская каллиграфия – одно из самых популярных изящных искусств Японии. Каллиграфические работы ценятся не меньше, чем произведения живописи. Но этот вид изобразительного искусства, помимо художественных достоинств обладает глубоким философским смыслом.

В самом простом понимании каллиграфия – это искусство красиво писать. Мастер бамбуковой кистью создает тушью на рисовой бумаге произведение искусства. Оно воплощает гармонию и красоту.

Слайд 4 Японская каллиграфия – это не только красота, но и смысл, зачастую более сложный, чем значение написанного кистью иероглифа. Гармония и изящность линий не только создают эстетическое наслаждение, но и передают тысячелетнюю мудрость. Каждая линия имеет смысл, каждое движение кисти каллиграфа создает нечто прекрасное. Жители Востока верят, что иероглиф имеет также сакральное значение, ведь письмо на Востоке считается посланием Неба, а потому каллиграфический знак несет в себе энергетический заряд. Рассматривая каллиграфическую работу, думайте об успехе, свете, любимых, радости, творчестве – обо всем, что делает вас счастливым, и счастье обязательно войдет в вашу жизнь.

Слайд 5 Японская каллиграфия — не просто своеобразная система письменности, это один из ведущих видов искусства, обладающий глубоким философским смыслом. 
Иероглифы представляют целые понятия.

Слайд 6 Иероглиф «до», означающий «путь», «дорога», необычайно популярен в Японии. Он встречается во многих словах, в том числе и в названиях большинства боевых и изящных искусств: кюдо — «путь лука» (стрельба из лука), кэндо — «путь меча» (фехтование), кадо — «путь цветка» (искусство аранжировки цветов), сёдо — «путь письма» (каллиграфия), садо или чадо — «путь чая» (искусство чайной церемонии). Именно «до», вошедший в состав этих названий, подсказывает, что традиционные искусства — это не только практики овладения техникой, но и философский путь.

Слайд 7 Соотношение простого и изящного – ваби-саби – один из основных принципов восточной эстетики ясно отражается в каллиграфических работах. В восточной каллиграфии нет ничего случайного: для каждой линии и точки важно начало, направление, форма и окончание, важен баланс между элементами, и даже пустое пространство говорит о многом. Иероглифы гармоничны, пропорциональны, сбалансированы.

Слайд 8  Давайте посмотрим, как выглядит иероглиф обозначающий понятие – любовь и попробуем сегодня побыть японцами и нарисовать его.

Слайд 9 А теперь вы самостоятельно попробуйте придумать и нарисовать свой иероглиф, обозначающий какое-либо понятие.

Слайд 10 Удачи! Самостоятельная работа.









Свежие документы:  Внедрение национального компонента в процессе обучения курсов дополнительного образования по керамике

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории ИЗО: