Анализ лирической миниатюры М.М. Пришвина «Молодой клен» 5 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Красноануйская основная общеобразовательная школа»

Солонешенского района Алтайского края











Анализ лирической миниатюры

М.М. Пришвина «Молодой клен»

Урок литературы в 5 классе
















подготовила учитель

русского языка и

литературы

Максимова Любовь Федоровна









с.Солонешное

2014


Цели: создать условия для

-исследования языка художественного произведения;

-понимания текста миниатюры;

— развития творческих способностей детей;

— воспитания чуткого, внимательного читателя, бережно относящегося к родной природе, умеющего открывать тайны природы.

Оформление:

Портрет М.М. Пришвина

Ход урока

— Сегодня мы обращаемся еще одной к миниатюре М.М.Пришвина

— Как построим работу над текстом?

— Познакомимся с автором. Прочитаем текст, выясним: о чем он. Что хотел сказать автор. Какие слова помогают ему создать красоту речи.

-Какую цель поставите при работе над текстом М.М.Пришвина?

— Понять, что хотел сказать автор своему читателю. Научиться читать не только текст, но и подтекст, «между строк».

Михаил Михайлович Пришвин (1873 — 1954) — писатель (прозаик, публицист).

Родился Михаил в селе Хрущево-Лёвшино Орловской губернии в купеческой семье. Его отцу досталось богатое наследство, которое он истратил.

Первое образование в биографии Михаила Пришвина было получено в деревенской школе. Затем же он стал обучаться в Елецкой гимназии. Но через 6 лет учебы был отчислен за дерзость и конфликт с учителем, хотя знаниями Михаил тоже не сильно выделялся. Лишь через 10 лет в биографии Пришвина образование было продолжено в Рижском политехническом институте. В студенческие годы Михаилу стали близки идеи марксизма, за что он поплатился арестом и заключением на год в тюрьму.

С 1900 по 1902 год в биографии М. Пришвина проходило обучение в университете Лейпцига. Там он получал специальность агронома. Вернувшись на родину, женился, стал воспитывать троих детей. А в 1906 году стал писать.

Он стал бродить по лесам, много путешествовать, собирать фольклор. В 1906 году в биографии Михаила Пришвина впервые был опубликован его рассказ — «Сашок». Затем вышли его книги с очерками: «В краю непуганых птиц» (1907), «За волшебным колобком» (1908), «У стен града невидимого» (1908). С 1912 по 1914 год вышло первое собрание сочинений писателя. Следующими книгами Пришвина были: «Календарь природы» (1935), «Кащеева цепь», «Дорогие звери», повесть «Женьшень» и многие другие. Также высоко ценятся его дневники.


Перед нами — миниатюра М. М. Пришвина без авторского заглавия. Прочитайте текст.

Свежие документы:  Конспект конкурса по технологии в 5 классе "Эрудит"

Молодой клен в хвойном лесу, кажется, это не дерево, а стая желтых птиц взлетела и остановилась в воздухе.

Чуть тронуть деревцо — и все птицы золотые разом полетят и сядут на тебя, золотые, с длинными красными ножками



— Как можно озаглавить миниатюру?

Молодой клен.

— В какое время года автор видел эту картину?

— Ведь молодой клен мог по­желтеть не обязательно осенью, но и летом, вследствие засухи.

— Если клен пожелтел во время засухи, то какое чувство он может вызывать?

— Горечи, беды, несчастья.

— А какие чувства возникают при чтении этого текста?

— Восхищение, восторга, любования. Это осень.

— Какую осень вы себе представляете в этом описании?

— Золотая, теплая, солнечная, сухая. Именно осенью желтый лист клена с длинным красным черенком напоминает сказоч­ную жар-птицу, золотую, «с длинны­ми красными ножками».

— Какая картина предстает перед нами?

— Прочитав миниатюру, мы ясно пред­ставляем нарисованную в ней картину: хвойный лес, и на его темном фоне — молодой осенний клен с крупными желтыми листьями.

— Ваше предположение о времени года подтверждает дневниковая запись М. М. Пришвина за 17 октября 1951 года. В Дневнике ей предшествуют такие записи, как: «Осень проходит, большая, серая, но теплая и сухая…»; «Было, помню, в темном лесу на опуш­ку вышла береза, вся золотая…»

— Какие выразительные средства использует автор?

— Найдите сравнение («кажется, это не дерево, а стая желтых птиц взлетела и остановилась в воздухе»), эпитет («птицы золотые»)

— Какую роль в тексте играет повтор?

— Создают яркие краски осени. Желтые, золотые, золотые, красные , и все это на фоне хвойного леса.

— Поясните значение слова чуть? Что оно подчеркивает?

— Хрупкость. Быстротечность красоты и времени.

— Нарисуйте, как вы видите эту картину.

— Что можно прочитать между строк?

-Что хочет показать автор этой картиной?

— Красоту осеннего леса. Хрупкость и беззащитность природы. Быстротечность времени.

— Что для вас было новым в работе с миниатюрой М.М.Пришвина?


Задание на дом: Составьте свою миниатюру на любую тему (нарисуйте картину к своей миниатюре или к миниатюре М.М.Пришвина)

Литература:

1. Выготский Л. С. Мышление и речь. — М.; Л., 1934.

2.Никитина Е.И. Раздумья по поводу комплексного анализа текста. Журнал «Русский язык в школе» №1-2001

Свежие документы:  Открытый урок по технологии в 5 классе «Макраме»

3. Пришвин М.М. Миниатюры «Молодой клен», «Неведомому другу».

4.Козловский Ю. Поэзия прозы. Пришвин М. М. Избранное. — М., 1977.- С. 10.

5. https://prishvin.lit-info.ru/review/prishvin/005/476.htm





скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: