Иван Сергеевич Тургенев. Рассказ «Певцы». Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции


Иван Сергеевич Тургенев. Рассказ «Певцы».

Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе.

Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции

Произведение «Певцы» написано в 1850 году и вошло в цикл рассказов Ивана Сергеевича Тургенева «Записки охотника».

Их особенность — в ярких описаниях: пейзажи, портреты, истории героев. Рассказчик ведет повествование неторопливо, обстоятельно, не упуская ни одной детали.


«Редко соединялись в такой степени, в таком полном равновесии два трудно сочетаемых элемента: сочувствие к человечеству и артистическое чувство», — восхищался «Записками охотника» Федор Тютчев.


Первоначально рассказ назывался «Притынный кабачок». Заглавие «Певцы» принадлежит, вероятно, Николаю Некрасову и вписано в беловой автограф вместо первоначального, зачеркнутого его рукой. Той же рукой в беловом автографе карандашом и чернилами сделаны — по цензурным соображениям — и другие замены.


В письме из Петербурга к Полине Виардо Иван Тургенев сообщал о прибавлении к «Запискам охотника» нового рассказа, в котором он «в немного прикрашенном виде» изобразил состязание двух народных певцов, очевидцем которого был сам «два месяца назад».


Натуралистические описания жизни дореформенной России в «Записках охотника» выливаются в размышления о загадках русской души. Крестьянский мир прорастает в миф и размыкается в природу, которая оказывается необходимым фоном едва ли не каждого рассказа. Поэзия и проза, свет и тени переплетаются здесь в неповторимых, причудливых образах.


Выдвинув на первый план в «Певцах» драматическую судьбу талантливого артиста из народа, Тургенев тем самым углубил идейно-художественный смысл рассказа. Тема губительного воздействия крепостнической действительности на человеческую личность придала рассказу новое значение, и по-новому увиделась судьба его героев: стало ясно, отчего был так забит и запуган робкий мужичонка, почему спился и стал пропащим человеком Обалдуй, а Моргач и целовальник, напротив, благоденствовали.


В рассказе «Певцы» повествование ведется от лица дворянина-охотника. Центральным событием произведения является состязание в пении Якова Турка, черпальщика с бумажной фабрики, и рядчика из Жиздры. Но, прежде чем речь заходит о состязании, рассказчик приводит несколько длинных описаний места действия – деревни Колотовки:


«Небольшое сельцо Колотовка …лежит на скате голого холма, сверху донизу рассеченного страшным оврагом, который, зияя как бездна, вьется, разрытый и размытый, по самой середине улицы и пуще реки, разделяет обе стороны бедной деревушки. Несколько тощих ракит боязливо спускаются по песчаным его бокам… Невеселый вид, нечего сказать, — а между тем всем окрестным жителям хорошо известна дорога в Колотовку: они ездят туда охотно и часто».

Убогость окружающего вызывает у рассказчика мучительную скуку, но оказывается, что всем окрестным жителям хорошо известна эта дорога. «Причина этого – хозяин кабака, целовальник Николай Иваныч».

Казалось бы, если Николай Иваныч приманивает людей в такое место, как Колотовка, то в нем должно быть что-то замечательное. Тургенев интригует читателя, говоря, что у Николая Иваныча был «особый дар привлекать и удерживать у себя гостей», и дает очень подробный его портрет, в котором нет ничего примечательного и даже присутствует доля комизма: у «необычайно толстого, уже поседевшего мужчины с заплаканным лицом» были тонкие ножки!

С одной стороны, описание целовальника, его семьи, привычек создает впечатление, что Николай Иваныч – один из главных персонажей (но впоследствии оказывается, что он почти не принимает участия в действии!),

с другой стороны – подробный портрет Николая Иваныча, «картины деревни», «ни в какое время года не представлявшей отрадного зрелища», медленно нагнетают напряжение.

Само слово напряжение появляется в нескольких местах: приближаясь к кабаку, охотник возбуждает во встречных ребятишках «напряженно-бессмысленное созерцание», с тонких губ Моргача, выходящего из избы, не сходила «напряженная улыбка, уже в кабаке, когда тянули жребий, кто будет петь первым», «все лица выражали напряженное ожидание». Это «напряженное ожидание» выражается через внешний вид героев: «сам Дикий Барин прищурился, мужичок в изорванной свитке вытянул шею».


Пение рядчика повествователь описывает объективно, ничего не говоря о своих эмоциях, а только о реакции на пение окружающих. А рассказывая о песне Якова, рассказчик описывает свои чувства, и они совпадают с чувствами остальных слушателей:

«У меня, я чувствовал, закипали на сердце и поднимались к глазам слезы; я оглянулся – жена целовальника плакала, припав грудью к окну».

Песня Якова объединяет всех посетителей кабака, повествователь, являясь дворянином, говорит «мы» про себя и простых мужиков: «странно подействовал этот звук на всех нас».

Песня рядчика ни лексически, ни эмоционально не отделяется от остального текста рассказа: «Итак, рядчик выступил вперед и запел высочайшим фальцетом».

У самого рядчика пение не вызывает чувств; а волнуется он лишь потому, что боится не понравиться слушателям. Яков же, выйдя, «помолчал, закрылся рукой, а когда открыл лицо – оно было бледно, как у мертвого».

После песни Якова слушатели некоторое время хранят молчание: так их поразило пение. Таким образом, песня Якова отделена с обеих сторон от остального текста «взволнованным молчанием».

Голос у рядчика был «довольно приятный и сладкий», в голосе Якова «была и неподдельная глубинная страсть, и молодость, и сила, и сладость, и какая-то увлекательно-беспечная, грустная скорбь».

Сладость – суть голоса рядчика и лишь один из оттенков многогранного голоса Якова. В голосе Якова звучала «русская, правдивая, горячая душа».

Рядчик вилял голосом, как юлою, голос Якова вызывает в памяти повествователя образ чайки на морском берегу.

Рядчик, стремясь понравиться, «просто лез из кожи»; Яков, сначала робевший, запев, «отдался весь своему счастью». Пение – счастье для Якова, он не стремится кому-то понравиться, он просто поет.

«…Не знаю, чем бы разрешилось всеобщее томленье, если б Яков вдруг не кончил на высоком, необыкновенно тонком звуке — словно голос у него оборвался. …вопрошающим взором обвел всех кругом и увидал, что победа была его…

Мы все стояли как оцепенелые. Рядчик тихо встал и подошел к Якову. «Ты… твоя… ты выиграл», — произнес он наконец с трудом и бросился вон из комнаты.

Я еще раз взглянул на Якова и вышел. Я не хотел остаться — я боялся испортить свое впечатление. Я добрался до сеновала и лег на только что скошенную, но уже почти высохшую траву. Долго я не мог задремать; долго звучал у меня в ушах неотразимый голос Якова…»

Повествователь через некоторое время подходит к окну кабака и видит пьяного Якова, напевавшего «осиплым голосом какую-то плясовую песню». Напившись, Яков уподобляется рядчику, певшему во время состязания таким же сиплым голосом такую же плясовую песню.

Спускаясь по холму, рассказчик слышит крик мальчика: «Антропка! Антропка-а-а!».

Голос мальчика, зовущего Антропку, звучит как песня, на этой ноте рассказ заканчивается.


«Певцы» – одно из первых в русской литературе произведений, в котором дается художественное, развернутое и этнографически точное изображение исполнения народных песен и искусства народных певцов.


Воздействие звучания голоса Якова, «русская, правдивая, горячая» душа, звучавшая в нем, на короткое время объединили всех, безусловно осознавших себя не очень счастливыми русскими людьми. Благодаря такому художественному решению в интерпретации авторской позиции Тургенева появляется пронзительная тема беззащитности русского человека перед судьбой в своем, знакомом, русском пространстве.


Тургенев — великолепный рассказчик. Он лично знакомился со своими героями. Именно поэтому образы людей нарисованы так ярко и правдоподобно.

Каждый из героев цикла «Записки охотника» интересен по-своему. Но не менее любопытен и сам рассказчик. Ведь далеко не каждый человек обладает талантом на равных общаться с представителями самых разных социальных групп. Ивану Тургеневу это удается.

Рассказчик в «Записках охотника» — это любознательный, гармоничный и тонко чувствующий человек. Его интерес к окружающим искренний, и это не может не восхищать. Для него одинаково интересны все без исключения люди, с которыми ему довелось встретиться.


Несомненной заслугой Ивана Сергеевича Тургенева является то, что он сумел так показать простые будничные события, что интерес к «Запискам охотника» не угасает и сегодня.

Свежие документы:  Реферат на тему «Категория ума и ее интерпретация в русской литературе»


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: