Конспект открытого урока 4 класс » Воспитание сердца»


МОУ «Рождественская СОШ»







Конспект открытого урока

Тема: Воспитание сердца.

(интегрированный урок: литературное чтение и искусство)





Чечина Т. А.

учитель начальных классов

Истринский район, Московская обл.








2010 год


Тема: Воспитание сердца

(интегрированный урок – литературное чтение и искусство)


Цели: Воспитание чувств и непосредственное воздействие на сердце, насаждать, пробуждать высокие чувства через художественные, музыкальные и литературные произведения, облагораживать чувства, приучать служить добру, воздержание чувств: обуздание языка, хранение слуха и зрения.


Ход урока.


  1. Постановка темы урока

На доске записаны слова:


Видеть – увидеть – всмотреться

Слышать – услышать – вслушаться

Думать – подумать – вдуматься


— Как понимаете смысл слов каждой строки?

— Какое из слов самое главное в каждой строке?

— Сегодня мы понаблюдаем над этими понятиями.


  1. Работа с художественным произведением.


На доске картина Левитана «Большая вода» и фотография весеннего пейзажа.

— Что видите на доске?

— Что общего между фотографией и картиной?

Изображение весеннего пейзажа.

— Чем фотография отличается от картины?

Фотографию может выполнить каждый человек, а картину может создать только художник. Господь дал ему талант, который он приумножил, исполнил волю Божию и стал полезным для окружающих его людей и общества в целом.

— Какие чувства родились в вашем сердце при рассматривании этой картины?

— Как эти чувства проникли в сердце?

Через наблюдение, всматривание (глаза) в сердце человека входит окружающий мир.

-С помощью чего художник донес до нас свои чувства?

Талант, вдохновение, краски…

-Какие стихи вам приходят на память при видении этой картины?

Поэт пишет стихи. А что же такое стих-о-творение…Кто такой Творец…

« В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною, и Дух Божий носился над водою. И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел бог свет, что он хорош, и отделил бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днем, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один» Бытие 1, 1-5.

Творец- Бог, свет- благодать Божия. Без благодатной помощи и поддержки своего Создателя человек не может прожить ни единой минуты. Без ее спасительного действия душа бывает нищей, слепой и болезненной. Для человека благодать Господня является основной пищей, подкрепляющей духовные силы. Поэтому каждый человек должен добрые дела не себе приписывать, но Богу. Так вот где источник таланта человека…

  1. Работа с музыкальным произведением.

-Кто еще может проявить свой талант?

— Как звуками передать это настроение?

Прослушивание музыки П. И. Чайковского из альбома «Времена года».

— Что почувствовали?

— С помощью чего композитор смог донести до нас свои чувства?

— Как эти ощущения проникли в нас? Через слышание (уши).

  1. Работа с литературным произведением.

Чтение рассказа А.П. Чехова «Весной».

-Какое настроение появилось?

-Кто сотворил это литературное произведение?

Прозаик- от слова проза (рассказ).

— С помощью чего автор смог передать свое настроение?

Слово. Слово истины — Библия. Что же она говорит нам о Слове?

« В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» Ев. От Иоанна 1, 1.

Через видение и слышание в сердце человека входит весь окружающий мир.

Художник рисует для нас художественную картину, композитор – музыкальную картину, а прозаик или поэт — словесную картину.

  1. Работа с текстом.

— Как понимаете слова « в душу просится весна»?

Пасха.

«Земля холодна, грязь со снегом хлюпает под ногами, но как кругом все весело, ласково, приветливо». Сейчас идет Великий пост- время, когда человек обращает свой взор внутрь себя. Земля весной обнажается, выступает на поверхность вся грязь. Человек обнажает свою душу, на поверхность выходят его чувства. « Воздух так ясен и прозрачен, что если взобраться на голубятню или на колокольню, то, кажется, увидишь всю вселенную от края до края». Так Божия благодать наполняет нас радостью и надеждой. « Речка надувается и темнеет, она уже проснулась и не сегодня-завтра заревет». Вся грязь весной должна омыться водными потоками, первыми дождями, так и наше сердце должно очиститься слезами покаяния. «В такое время хорошо гнать метлой или лопатой грязную воду в канавах…» Так и человек должен прежде выгнать из своего сердца злые чувства и заполнить его добрыми… «Да, все хорошо в это счастливое время года, в особенности, если вы… любите природу…» Как природа встречает праздник светлого Христова Воскресения обновленной, украшенной, так и христианин, потрудившийся над своим сердцем, получает благодать (радость)…



  1. Подведение итогов урока

Как же следует относиться к чувствам своим и чувствам других людей?

Со вниманием. Внимание к внутренним движениям своего сердца не допускает осуждения других и порождает любовь к ближним.

Чтение стихотворения В. Солоухина


Слово о словах

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай – не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.


Оно то жаворонком вьется,

То медью траурной поет.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полет.


Им можно радости прибавить,

И радость людям отравить.

Им можно лед зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.


Оно одарит иль ограбит.

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.









Свежие документы:  Конспект урока - литературное чтение 3 класс "Д. Н. Мамин -Сибиряк рассказ "Приёмыш"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: