Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 80
с углубленным изучением отдельных предметов
городского округа Тольятти Cамарской области
Конспект открытого урока
литературного чтения
во 2 классе «В»
Тип урока: урок введения новых знаний.
Количество учащихся в классе — 25уч.
Тема урока.
Юнна Мориц «Слониха, слонёнок и слон…»
Учитель начальных классов
Киреева Валентина Александровна
г.о. Тольятти
Цель урока.
Ознакомление учащихся с творчеством поэтессы Ю. Мориц и содержанием стихотворения «Слониха, слонёнок и слон…»
Задачи урока.
Обучение детей приёмам работы с текстом до чтения, во время и после чтения.
Совершенствование техники чтения.
Развитие устной речи, пространственных представлений творческих способностей детей.
Воспитание чуткого сострадательного, доброго человека, готового прийти на помощь и умеющего ценить дружбу.
Отработка умения работать в паре, в группе и самостоятельно.
Повышение уровня музыкальной культуры.
Оборудование:
Учебник «Литературное чтение» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева);
Портрет Юнны Мориц
Тетрадь по чтению
Проигрыватель
Аудиозаписи детских песен «Розовый слон», «Добрая сказка»
Игрушка – домовенок Афанасий
Плакаты на доску: название сказки, опорные слова, фото слонов, волшебная дверь.
Демонстрационный образец слоненка.
Выставка рисунков «Колыбельная».
Цветочки (синие и оранжевые) для рефлексии.
Ход урока.
I. Организационный момент. Актуализация знаний.
— Пожелайте удачи друг другу.
— Представьте темную ночь, себя на месте своей мамы, у вас маленькая дочка или сынок.
Какую колыбельную песню вы ей споете? Как?
К о н к у р с «Дочки-матери».
II. Проверка домашнего задания.
Дети: | |
— Сегодня мы с вами проведем не совсем обычный урок. А в чём его необычность, вы сейчас догадаетесь сами… Вот и ваш старый знакомый. Кто это? Учитель достает и показывает игрушку домовенка Афанасия. Учитель держит в руке игрушку и говорит: «Привет, ребята! Всю ночь я бродил по книжным полкам и принес вам новые интересные задания. Вот послушайте музыкальный отрывок со старой пластинки и попробуйте догадаться, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке. (Звучит песня «Добрая сказка» — композитор А.Пахмутова, слова Н. Добронравова.) — А почему вы решили, что это колыбельная песенка? — Какие бывают колыбельные? — Чем они отличаются друг от друга? — Эту колыбельную, которую вы прослушали, написали композитор А.Пахмутова и поэт Н.Добронравов. — К какому виду колыбельных она относится? (Один из учеников исполнят народную колыбельную.) |
— Сегодня на уроке мы будим говорить о маме, о сказке, о колыбельных.
— Народные и авторские. |
III.Основная часть урока.
1. Введение в новый раздел.
Дети: | |
Учитель держит в руках домовёнка Афанасия и говорит: Что-то я совсем заспался… А ведь нас ждет новая волшебная дверь. Надо сделать зарядку, чтобы взбодриться! Физкультурная пауза: Афанасий потянулся, Раз – нагнулся, два – нагнулся. Руки в стороны развел – Книжку, видно, не нашёл. Чтобы книжку нам достать, Надо на носочки встать. А теперь вперед, друзья! К новым встречам, к новым открытиям. (На доску вывешивается рисунок сказочной двери с надписью «Сказка – ложь, да в ней намек…») — Как называется наш новый раздел? — Кто автор этих строк? — Кто может их продолжить? — Продолжите их? — Из какого произведения эти строчки? — Как вы понимаете смысл этого предложения? — Что значит намек? — Какие сказки мы уже читали? — А о ком будем читать теперь? Учитель открывает волшебную дверь и дети видят за ней изображения животных. — Да это сказки о животных или анималистические сказки Учитель на доску вывешивает карточку с этими словами. Дети хором читают их. — Почему, читая сказки, человек должен что-то «наматывать себе на ус»? — А так ли это, вы ответите после того, как прочитаете произведения этого раздела. 2. Работы над новым произведением. 1) Работа с текстом до чтения. Развитие предположений, о чём он будит рассказывать: а) по фамилии автора. — Кто из авторов первый встречает нас? На доске половинки букв: ЮННА МОРИЦ. — Быстро отгадали, молодцы! Наверное, это имя вам уже знакомо? Что вы знаете про эту поэтессу?
— Что же мы будем читать?
б) по названию. — Сегодня Юнна Мориц дарит нам еще одно свое стихотворение. Прочитайте его название. (На доске вывешивается плакат:) СЛОН — ИХА СЛОН – ЁНОК — О чём может пойти речь в произведении с таким названием. — А что вы знаете о слонах?
— Где они живут — в каких частях света? (Показать на глобусе.) — А я знаю про слонов скороговорку. (На доску вывешивается плакат) Купил салоп слонихе слон. У слонов есть свой салон. И салопом тем слоновым Заслонил слон полсалона. Работа со скороговоркой: — словарная работа: салоп, салон; — чтение в быстром темпе ( в парах друг другу) в) по иллюстрации. — Найдите в учебнике это стихотворение на с.54. — А где же рисунок? — Это будет ваше домашнее задание- нарисовать иллюстрацию к стихотворению. А я вам вместо рисунка могу предложить фотографию, с ней поработает одна групп. (Дети стоят предложения.) г) по опорным словам. — А две другие группы попробуют разгадать события по опорным словам. (На доску вывешиваются, а в группы выдаются карточки:)
Словарная работа: — байдарка (показать рисунок), — авоська, — слоновод (Дети строят предложения – выступает один человек от группы.) 2) Работа с текстом во время чтения. — Чтение стихотворения про себя. (Вопросы после чтения) — О чём это стихотворение? — Какие картины себе представляли? — Сейчас читать будем по строфам с карандашом в руках, выделяя главное. 1 строфа — Где жили слоны? — Почему они уплыли в море?
— Как выглядит байдарка? 2 строфа — Как вы себе представляете волны? — С кем подружились слоны? — С чего это началось? — «Детская улыбка» — это какая? 3 строфа — Как вы понимаете слова? «глоток задушевности»? 4 строфа — Какие отношения сложились между дельфинами и семьей слона? — Из каких слов это видно? — Что значит заключили вы объятья? 5-6 строфы — Почему слоны вернулись?
7 строфа — Кто такой слоновод? (сравним: садовод.) — Откройте тетради с.39 задание 2.(работа в тетрадях.) — Почему слонов встречал «слоновод знаменитый», да еще им устроил бал? 8-9 строфы — По кому и по чему скучаю слоны? — И где они могут «попробовать» морскую капусту? 3) Работа с текстом после чтения. Итоговые вопросы. — Кто главный герой стихотворения? — Чье еще присутствие ощущается в стихотворении? — Какая это строка в каждой строфе? — Обозначим ее буквой А. — Прочитайте только эти строки. — Что можно сказать об авторе?
— О чём же это стихотворение? (выполним задание 3 в тетради на с.39 и определим) — Найдите подтверждение свого ответа в тексте.
— Почему это стихотворение открывает этот раздел?
Физкультурная пауза: исполнение танца «Розовый слон». 3.Прослушивание аудиозаписи песни «Слониха, слоненок и слон» в исполнении Татьяны и Сергея Никитиных. — Здорово! Да, ребята? А дальше? — А вот дальше слушайте домашнее задание: выучите наизусть это стихотворение, и на уроке музыки разучите эту песню. — А на уроке технологии изготовим сувениры – фигурки слонов. Учитель показывает заготовку для изготовления фигурки слоненка. — Слон у многих народов считался символом семьи, мира и благополучия. — Эти сувениры принесут радость и благополучие в ваш дом. |
— А.С. Пушкин
— А.С. Пушкин «Сказка о золотом петушке»
— Подсказка — Бытовые, волшебные, богатырские.
— Это сказки о животных.
— «Предположения учащихся»
— Дети отгадывают — Мы читали произведения: «Попрыгать – поиграть», «Ванечка – пастух», «Ворона», «Что над чем?», «Дом гнома, гном – дома». — Стихи.
— Им было скучно стоять в зоопарке. Они устали от однообразия.
— Мягкие, пенные
— У улыбки. — Открытая искренняя
— Пообщаться сердечно, искренне.
— Обняли на прощение.
— Наверно, у них остались здесь малыши, здесь у них дом.
— Все соскучились по ним. Наверное, их любили…
— Во сне и в мечтах.
— Автора. — Последняя
— Она мечтает отправиться в путешествие вместе со слонами, встретить интересных друзей…
— «…и нам напевают/Слониха, слоненок слон/ Да-да! О мечте! О мечте». Это веселая добрая фантазия – мечта о дружбе, о настоящих друзьях, о доброте. Так может фантазировать ребенок и взрослый, который не забыл, что он был ребенком… — Оно похоже на сказку. Герои его – животные. Но люди тоже бывают одинокими. Мы прочитали о слонах, а задумались о людях. |
IV. Итог урока.
Дети: | |
— Чем же необычен был наш урок чтения ? |
|
V. Домашнее задание.
Дети: | |
— А теперь я проверяю – кто из вас был самым внимательным и запомнил все, что было задано на дом? | — Выучить стихотворение, сделать рисунок. |
VI. Рефлексия.
Дети: | |
— А теперь, ребята, посадите на нашей полянке цветы своего настроения. — Я очень рада, ребята, что всем понравился этот урок. — Спасибо вам за урок. Мне было приятно работать с вами. — Урок окончен. | — Дети прикрепляют на доску цветы и рассказывают, что им понравилось и запомнилось на уроке. |