Конспект урока для 2 класса «Случай в лесу в рассказе В. Бианки «Еж-спаситель»»




Урок литературного чтения.

ТЕМА: Случай в лесу в рассказе В. Бианки «Еж-спаситель».

2 класс.



(программа «Начальная школа 21 века)















Подготовила: Краснякова Ирина Владимировна учитель МОУ «СОШ№4» г.Калачинска.















Калачинск-2011





ТЕМА: Случай в лесу в рассказе В. Бианки «Еж-спаситель».

ЦЕЛИ: — познакомить с произведением, рассмотреть поведение героев, их чувства, выяснить причины поступков, раскрыть замысел автора;

— развивать навык чтения, умение ориентироваться в тексте, пользоваться справочной литературой, работать совместно с товарищами;

— воспитывать интерес к чтению, чувство сопереживания, доброе отношение к животным.

Оборудование:

  1. Иллюстрации ежей (даурский, ушастый, темноиглый (лысый), обыкновенный)

  2. Иллюстрация гадюки

  3. Портрет В. Бианки

  4. Выставка книг писателя

  5. Толковые словари русского языка у детей

  6. Плакат «О братьях наших меньших»

  7. Плеть

Оформление доски:

Доска оформлена в виде лесной поляны, тема урока закрыта, на доске плакат, портрет В.Бианки, написаны слова трудные для чтения.



Ход урока:

Этап урока.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Орг. момент.

-Сейчас у нас урок литературного чтения.

Доклад дежурного командира о готовности класса к уроку.

2.Речевая разминка. Актуализация знаний

— Какой раздел учебника мы читаем?

— Кого называют братьями меньшими?

— Чего ждете от сегодняшнего урока?

— А о ком мы будем говорить, скажите когда отгадаем загадку.

Он о себе говорит так:

У меня торчат кругом

Тысячи иголок

У меня с любым врагом

Разговор короток (Ежик)

— Разговор пойдет о ежике.(вывешивается иллюстрация ежа обыкновенного)

— Вначале урока проведем речевую разминку. Проговорим скороговорку:

Еж под елкою сидит

Еж ежихе говорит:

«Ежевики дай ежонку

Если нарисует елку».

— Произнесем с нужной интонацией предложение:

Ежик быстро бежит по дорожке!

Из чего ежик делает себе гнездо?

— Ответьте на свой вопрос

— Прочитав тексты на партах, вы узнаете много интересного о ежах. (текст из энциклопедии «Я познаю мир» делится на 4 отрывка, отрывок получает каждый ученик)

— Что вы узнали о ежах ? (по ходу ответов на доске появляются иллюстрации ежей разных видов)


-ответы на вопросы













-отгадывание загадки











-проговаривание скороговорки хором, по рядам, индивидуально







-произношение индивидуально шепотом, вслух, хором.



-чтение отрывков самостоятельно, ответы на вопрос




3.Сообщение темы и целей урока.

А сегодня на уроке мы побываем в лесу.

— Тема урока: Случай в лесу в рассказе В. Бианки «Еж – спаситель»

-Что мы сделаем за урок?

Учитель обобщает ответы уч-ся.



-ответы детей: прочитаем рассказ, поделимся впечатлениями, рассмотрим, какой случай произошел в лесу, узнаем, кого спас еж, рассмотрим иллюстрации, подберем к ним отрывки, выполним задания в тетради, вспомним о творчестве писателя.

3.Словарная работа.

— Прежде чем приступить к знакомству с текстом, разберем значения трудных слов.

Где можно посмотреть значения слов?

— Если нет в конце текста, как узнать значение слова? (в толковом словаре)

Дифференцированная работа:

Зафуфукал, засеменил – в конце текста

Плеть – в толковом словаре

-объясним значение слов (показать плеть)



— Прочитаем слова, которые при чтении вызовут затруднение:

сорвавшись,

опомнилась,

поскользнулась,

вскрикнула,

вскинулась.


ответы на вопросы







-сильные обучающиеся работают с толковыми словарями, слабые с учебником





-чтение хором по слогам, целыми словами

4.Знакомство с текстом. Проверка восприятия.

— Чтение сильными учащимися и учителем.

— Поделитесь своими впечатлениями, мыслями, чувствами.

— Кто автор рассказа?

— Как В. Бианки озаглавил свой рассказ?


сильные обучающиеся читают текст, слабые- следят по тексту

-ответы на вопросы

5. Физминутка

Вот свернулся еж в клубок,

Потому что он продрог.

Лучик ежика коснулся,

Ежик встал и потянулся.

-выполнение движений

6.Работа над содержанием текста. Выборочное чтение.

— Мы с вами рассмотрим содержание рассказа

Работа в группах(задание на карточках получает каждая группа)

— Прочитаете рассказ самостоятельно. Найдите в тексте строчки:

1 ряд (две группы)

которые относятся к иллюстрации

2 ряд (две группы) – встреча Маши и змеи

3 ряд (2 группы) – как еж сражался со змеей

Учитель помогает каждой группе.

Проверка выполнения задания.

1 ряд.

— Какие строчки относятся к иллюстрации?

— Что почувствовала Маша?

— Из каких слов видно, что ей больно?

— Как художник показал, что Маше больно?

— Какие чувства по отношению к Маше вы испытываете?



2 ряд

— Прочитайте как Маша встретилась со змеей

— Какие слова помогают представить змею?

— Посмотрите – это гадюка? (на доске появляется иллюстрация.)

— Какие действия совершала змея?

— Что испытывала девочка?

— Какие слова использует автор, чтобы показать страх девочки?

— Как вы понимаете эти слова?



3 ряд

— Прочитайте как еж сражался со змеей?

— Какие действия совершала змея?

— Как понимаете слова «как плетью ударила»?

— Как еж отреагировал на её нападение?

— О чем это говорит?

— Как повела себя гадюка?

— Почему?

— Обратим внимание на дальнейшее поведение ежа. Прочитаем.

— Почему автор использует слово «лапками»?

— Как вы думаете, чем закончится эта схватка?

— Как повела себя Маша?

— Какие чувства вы сейчас испытали?


-работа в группах: чтение рассказа, поиск отрывков в тексте















-выборочное чтение, ответы на вопросы, работа по иллюстрации, высказывание своих чувств (на вопросы отвечает весь класс)

7.Работа в тетради.

— Откройте тетради на стр. 12, выполним упр. 2.

— Как вы думаете, почему автор так озаглавил свой рассказ?

— Понимал ли еж, что он спасает Машу?

-Почему же автор так озаглавил рассказ?


-самостоятельная работа в тетради

8.Просмотр видеофрагмента

— Что хотел В. Бианки показать нам, написав свой рассказ?

— Кому из вас хотелось бы, чтобы у него жил ежик?

— Давайте порассуждаем на тему «Хорошо бы ежику жилось дома»

— Посмотрим видеофрагмент и узнаем, почему еще нельзя брать ежика домой? (Видеофильм из серии «Биология», млекопитающие, всеядные)


-ответы на вопросы, высказывание своих мыслей









-просмотр видеофрагмента, ответы на вопрос

9.Рассказ о В. Бианки

(На доске портрет В.Бианки)

-Какой рассказ прочитали?

— Вас чему-нибудь научил этот рассказ?

— Вспомним, кто написал такой интересный рассказ?

— Что вы знаете об этом писателе?

-Какие рассказы В. Бианки читали, о ком они?

Рассказ учителя о В.Бианки. (Обращение к выставке книг)

— Его книги можно взять в библиотеке.












-ответы на вопросы







дети показывают книги В.Бианки, говорят о прочитанных рассказах

10.Итог.

-Подведем итог по схеме

Я узнал –

Я понял –

Мне захотелось –



Отметки.


-продолжение предложений









-выставление отметок в дневник

11.Домашнее задание по выбору.

  1. Стр. 12- 15 з. 3

  2. Стр. 12 – 15, разделить на части, составить план

  3. Пересказ другого рассказа В. Бианки


-запись домашнего задания









Свежие документы:  План-конспект урока-конференции по литературе в 10 классе по книге С.Алексеевич «У войны не женское лицо…» «Это надо живым…»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: