Конспект урока для 4 класса «Игра-викторина по сказкам А.С. Пушкина»


«Знаете ли вы …»Игра-викторина по сказкам А.С. Пушкина в 4 классе.


Цели: проверить эрудицию и память;

дать интересные сведения по теме;

развивать коммуникативные навыки.

Оборудование: выставка книг со сказками А.С. Пушкина, выставка рисунков пятиклассников по теме, презентации к уроку, созданные учениками и учителем.

Ход урока:

Знакомство с условиями игры: игра проводится, как путешествие по станциям:

  1. «Сказочная»- разминка.

  2. «Литературные герои»- для набравших большее количество очков.

  3. «Лексическая» — для вышедших в финал.

  4. «Знаете ли вы пушкинские рифмы» — поощрительная для игроков, имеющих очки.


Станция «Сказочная».


1.Сколько всего сказок написал поэт? Назовите их.

2. Дайте точное название сказки о царе Салтане.

3. В основе каких сказок лежат русские народные сюжеты? ( «Сказка о попе…», «Сказка о царе Салтане…», « Сказка о медведихе», « Сказка о мертвой царевне…»).

4. Когда написаны все сказки? (в 30-е г.г.)

5. Какое сказочное число использует Пушкин в зачинах сказок?

6. На каком острове живет Гвидон?

7. Чем отличается месть мачехи в «Сказке о мертвой царевне…» и в русской народной сказке, записанной со слов няни?

8. Кто из сказочных персонажей умер от любви и восхищения, а кто — от зависти и тоски?

9. Сколько и каких желаний старухи выполнила золотая рыбка?

10. Какая сказка завершается концовкой: «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок? ( «Сказка о золотом петушке».)


Станция «Литературные герои»(Знаете ли вы героев пушкинских сказок).


Угадайте пушкинских героев.


1.В гневе начал он чудесить

И гонца хотел повесить;

Но смягчившись на сей раз,

Дал гонцу такой приказ… (Салтан)


2.И впился комар как раз

Тетке прямо в правый глаз.

-Кто эта тетка? (повариха)


3.Тут она, взмахнув крылами,

Полетела над волнами

И на берег с высоты

Опустилася в кусты,

Встрепенулась, отряхнулась…(Лебедь)


4.Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых,

До светла все у него пляшет…(Балда)


5.… царица,

Вся сияя, как заря,

Тихо встретила царя.

Как пред солнцем птица ночи,

Царь умолк, ей глядя в очи (Шамаханская царица)


6.С берега душой печальной

Провожает бег их дальний .(Гвидон)


7.Кто в глаза ему смеется,

Кто скорее отвернется? (Елисей)


8.Вдруг в толпе увидел он,

В сарачинской шапке белой,

Весь как лебедь поседелый

Старый друг его…(скопец).


Станция «Лексическая».(Знаете ли вы значения слов).


1.А царевна, подбираясь,

Поднялася на крыльцо

И взялася за кольцо.


(«подбирая подол платья»)


2.Все порядком убрала…


3.Жил-был поп,

Толоконный лоб…(насмешливое отношение к попу; толокно-толченая овсяная мука).


4.В год за три щелка тебе по лбу,

Есть же мне давай вареную полбу(вид пшеницы низкого сорта, каша из нее).


5.А что значит имя Балда? (молот, кулак; в нижегородском говоре-палица, дубина).


6.С сватьей бабой Бабарихой(шуточное прозвище бабы).


7.В колымагах золотых

Пышный двор встречает их (в больших каретах, отделанных под золото).


8.Со злости инда плакал царь Дадон.


9.Я там был; мед, пиво пил-

И усы лишь обмочил.


10. «Что ты, баба, белены объелась?»- спрашивает старик у старухи. Что такое белена? (ядовитое растение с одурманивающим запахом. Здесь в значении-«одуреть».)


Станция «Знаете ли вы пушкинские рифмы?»


1.В синем небе звезды блещут,

В синем море волны…(хлещут).


2.Днем свет божий…(затмевает),

Ночью землю освещает.


3…кругом

Лавки, крытые ковром,

Под святыми стол дубовый,

Печь с лежанкой…(изразцовой).


4.Постой,-

Отвечает ветер буйный,-

Там за речкой…(тихоструйной)

Есть высокая гора,

В ней глубокая нора.


5.Угадайте по рифме сказку.


1)……………….средство

……………….бедство

……………….невмочь

………………точь-в-точь. («Сказка о попе…»)


2)……………….дней

……………….вестей

……………….сраженье

……………….донесенье («Сказка о золотом петушке»)



Станция «Итоговая».


А.С.Пушкин вывел сказку из разряда второстепенной литературы, какой она оставалась до него. Собственные сказки, сочиненные поэтом по образцу народных, удержали в себе главное — прелесть и свободу сказочного чуда. В них — весь мир, красота человека, фантазия, мечта.

Обмен мнениями.

Подведение итогов.

Награждение победителей.


Использованная литература:

Бельская Л.Л. Литературные викторины-М.:Просвещение,2005.

Пушкин А.С.Сказки — любое издание.



Свежие документы:  Конспект урока по английскому языку в 7 классе по теме «Our school»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: