Технологическая карта урока
Учебный предмет: литературное чтение
Класс: 4
Школа: МБОУ — СОШ № 2 п. Южный
Учитель: Виниченко Людмила Николаевна
УМК: Образовательная система «Планета Знаний»
Карел Чапек. «Случай с русалками» | |||
Цель урока | Развитие навыков полноценного чтения и понимания идейного богатства произведения. Формирование умений работать с текстом произведения. Раскрытие учащимися содержания понятий «философия», «философ»; формирование у детей ответственность за свои мысли и действия. | ||
Планируемый результат обучения | В результате изучения темы обучающиеся научатся:
| ||
Основные понятия | Философия, философ, мировоззрение. | ||
Методы | беседа, проблемно-поисковый метод, рассказ, работа с книгой, работа с иллюстрацией,диалог. | ||
Межпредметные связи | Русский язык, окружающий мир, изобразительное искусство, музыка. | ||
Ресурсы | 1.Учебник Э.Э. Кац «Литературное чтение» 2. Презентация к уроку. 3.Видеоролик о Чехии | ||
Этапы урока | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащегося |
Актуализация знаний. Постановка задач урока, мотивация детей на работу. (5 мин)
| Регулятивные: — уметь слушать в соответствии с целевой установкой; Познавательные: — уметь выделять существенную информацию из текста-эпиграфа.
Познавательные: — уметь ориентироваться в своей системе знаний. Регулятивные: -принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: — уметь оформлять свои мысли в устной форме. | Прозвенел уже звонок, Послушайте слова Слайд 2. -Кому знакомо это имя? -У великого Энштейна было такое представление о жизни.
-А какой способ ближе вам? — Ребята, как вы думаете, есть ли в нашей жизни чудеса? -Где происходят чудеса? Слайд 3. -В какую страну мы совершили с вами виртуальное путешествие. А почему именно в Чехию? — Правильно. Сегодня мы будем работать над произведением чеш-ского писателя Карела Чапека. -Дома вы читали статью о писателе и его сказку « Случай с русалками». -Прежде, чем начать работу над прочитанным, скажите какие цели, вы поставите перед собой. Для чего вам это нужно? А чтобы наш урок был интересным, а главное полезным, что вы будете делать?
-Молодцы! Сегодня на уроке, говоря о К.Чапеке, мы выявим его способность посмеяться и погрустить одновременно, будем читать сказку по ролям, говорить о внутреннем мире героя, о тех чувствах, которые проявляются в разных ситуациях. | Самоконтроль готовности. Настрой на работу.
Чтение эпиграфа к уроку.
Альбе́рт Эйнште́йн 14 марта 1879, Германия — 18 апреля 1955— физик-теоретик, один из основателей современной теоретической физики, лауреат Нобелевской премии по физике 1921 года. Выслушиваются мнения детей.
Ответы детей.
Целеполагание. — Научиться понимать прочитанное; понимать смысл прочитанных слов, находить в тексте понятия, информацию, сделать наш урок интересным. Активно работать, размышлять… Выслушиваются мнения детей. Обобщение детских ответов. |
Открытие новых знаний. 1 этап. Работа со статьёй об авторе. (7 мин)
2 этап. Работа с иллюстрацией. (5 мин)
| Познавательные: — уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; Регулятивные: — уметь слушать в соответствии с целевой установкой; Коммуникативные: — уметь оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные: — уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; Познавательные: — уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы); Коммуникативные: — уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; — уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; — уметь оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Побеседуем. -Что вы узнали о К. Чапеке? —Кто такой философ? Поинтересовались ли вы дома? -Где вы могли найти ответ на этот вопрос? Учитель проецирует на экране лексическое значение слов: Слайд 4. 1.Философ— специалист по философии, мыслитель, занятый разработкой вопросов мировоззрения. 2. Философ (перен.)- человек, который разумно, рассудительно и спокойно относится ко всем явлениям жизни, к её невзгодам. ( Разг.) Философия— наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления . Философия изучает взгляды на мир и на место в нём человека. —Найдите на с. 110 слово однокоренное к этим словам. Докажите, что эти слова однокоренные. — Мне хочется добавить к вашим рассказам, что К.Чапек, изучая философию в университетах Праги, Парижа и Берлина, получил степень доктора философии к 25 годам. Мировую известность получил, как писатель драматург, автор, который рассуждал на многие весьма серьёзные темы с большой долей юмора. Он умер в возрасте 48 лет. Но даже врачи говорили, что причина смерти не воспаление лёгких, а нежелание жить. Можно сказать, что ему повезло. Буквально через несколько дней после смерти вышел приказ об его аресте. Его ждал концлагерь. Чехия была захвачена фашистами. Но ни в одном из его произведений вы не почувствуете ни неуверенности, ни страха, только горячую убеждённость в том, что красота и правда никогда не потеряют для человека смысла. —Хотели ли вы увидеть портрет К.Чапека? Слайд 5. -Что вы можете сказать по портрету об этом человеке?
-Что изобразил художник?
Работа в парах. -Кого имел в виду художник? Что можете сказать о состоянии души этого человека? Поработаем в парах.
Перечитайте последний абзац статьи. —Как вы понимаете « смотреть на окружающий мир весело и немножко грустно»?
| Дети говорят о том, что они узнали о К.Чапеке из прочитанного на с. 110 учебника От родителей, из толкового словаря, из интернета…
На доске записываются слова: философ, философия.
Дети находят и записывают на доске слово философском. Они объясняют связь слов по смыслу и выделяют единый корень.
Краткая библиографическая справка.
Учитель демонстрирует на доске портрет К.Чапека Дети: « …умный, серьёзный, добрый, деликатный…» Художник изобразил на фоне холмистого пейзажа старинный чешский замок на холме, у подножия которого ютятся деревенские домики. На переднем плане какой-то странный человек. Он засунул руки в карманы, взор устремил вниз. Он стоит в задумчивости Наверное, размышляющего Чапека, а может быть какого-то задумавшегося человека. Он не весел, а скорее грустит или серьёзно о чём-то задумался. Далее дети перечитывают последние строки текста на с.110. Дети приходят к выводу, что часто писатели могут высмеивать отрицательное, с юмором относится к происходящему. |
Физкультминутка (2 мин) | Личностные УУД: умение применять правила охраны своего здоровья | 1. Сидя, откинувшись на спинку стула, глубокий вдох. Наклонившись вперёд, к столу, выдох. Повторить 3-4 раза. 2. Откинувшись на спинку стула прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть, глядеть вдаль. Повторить 3-4 раза. 3.Руки на пояс. Повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки. Вернуться в исходное положение, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Повторить 6 раза. 4. Встать. Руки вытянуть вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх. Следить за руками, не поднимая головы. Вдох. Руки опустить, выдох. Повторить 4-5 раз. |
|
Работа над «художественным словом» (17 мин) | Познавательные: — уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта; Регулятивные: — уметь слушать в соответствии с целевой установкой; Коммуникативные: -уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочи-танного.
Коммуникативные: — уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; — уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; — уметь оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Словарная разминка. —Разминку для глаз сделали. Сделаем разминку для мозгов. -Подберите синонимы к словосочетаниям: Слайд 6. стало не по себе (испугаться) адский труд (тяжёлая работа) обратить внимание ( привлечь внимание). -Подберите антонимы к словам: тайный (открытый) глубокий (мелкий) грубый (ласковый, воспитанный) -Где вам встретились эти слова и выражения? -Поработаем с текстом. Работа над произведением. Впечатления от прочитанного. —Дома вы читали сказку « Случай с русалками». И вы, конечно, заметили, что это отрывок из сказки « Большая докторская сказка». По каким признакам вы определили, что это отрывок? -Кому понравилась эта сказка? -Вы прочитали лишь одну сказку, рассказанную доктором волшебнику Мадияшу. Прочитав целиком это произведение, вы узнаете, какая беда случилась с волшебником Мадияшем, почему он был вынужден обратиться к доктору, какие ещё сказки рассказал доктор и почему Мадияш был вынужден переселиться в пустыню. —Рассказчик говорит: « Бывает же порой так, что найдёшь целый новый мир у себя под самым носом!» -Когда доктор произнёс эти слова? Как вы их понимаете? Если вам приходилось испытывать подобные чувства, расскажите, почему они возникли?»
Чтение сказки. -Сейчас прочтём сказку. -Не забудьте логически грамотно выделять слова важные и значимые в предложении, делать логические паузы. Чтение сказки по ролям. -Дальше будем читать по ролям. -При чтении слов доктора вы должны обратить на те чувства, которые меняются в зависимости от ситуации и передать их при чтении. Каким голосом будете читать слова русалочки, доктора?» -Какие чувства доктора проявляются в его рассказе о необыкновенной встрече? Подтвердите свои выводы словами текста. Слайд 7. Работа в парах.
-Найдите строки, выражающие главную мысль сказки.
Можно ли сказать, что в этом произведении соединяются весёлое и грустное? -Сказка ложь, да в ней намёк -добрым молодцам урок. Какой урок даёт вам эта сказка. -Какой вывод вы можете сделать? -В жизни, как в сказке, соединяются грустное и весёлое. -Вспомните слова Эйнштейна. В чудеса можно верить, можно и не верить. Но от твоего отношения к миру, к окружающему будет зависеть твоя жизнь. И если выбрать первый способ, то можно найти «целый новый мир у себя под носом» |
Проецируются на экране
Фронтальная работа.
Дети высказывают своё отношение к прочитанному.
Рассуждения детей. Активизируем собственный жизненный опыт детей. Дети говорят о подобных случаях из собственной жизни, о переживаниях, которые испытывали при этом. Интонационное чтение. Читают 3 человека. Учебник стр.111-112(до слов «Ах, доктор…»)
Чтение по ролям произведения. (до слов «Больше я этой русалки…») Эмоциональное чтение с изменением голоса. Читают 6 человека.
Ребята называют робость доктора, испытанную в начале разговора(« Стало мне друзья не по себе»); восхищение красотой ночи ( « Светил месяц, и весь мир застыл в холодной красоте. Знаю я наш край, как свои пять пальцев, но в ту лунную ночь казался он мне волшебным как мечта».); жалости к русалочке (« отозвалось дрожащим голосом», « Ну-ну, говорю успокоительно»); раздражение ( « Вот они, эти танцульки, чем кончаются!»); удивление ( « Ведь тело-то у неё и косточки из лунного света, в руки его взять нельзя, такое оно нежное, невесомое, словно ветерок или туман…»); растерянность (« Ну что тут делать будешь»). Чтение строк, в которых выражена главная мысль произведения Выслушиваются мнения детей.
Обобщение ответов детей.
|
Итог урока. Рефлексия (7 мин) | Познавательные: — уметь формулировать несложные выводы. Личностные: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Регулятивные: — уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей.
| Наш урок подходит к концу. Ребята, какими вы были сегодня на уроке читателями? Достигли мы целей поставленных нами в начале урока? Оцените свою работу (сигнальные карточки). (Критерии самооценки: «Отлично» — 5, «Хорошо» — 4, «Старался, но не всё получилось» -+. -Я согласна с вашим оцениванием. Отметки выставлю в журнал. Оцените работу класса, коллектива. Учитель и дети обмениваются своими впечатлениями об уроке, начиная фразы с таких слов: «Сегодня я ухожу с урока с мыслью о том, что…». Слайд 8. — Молодцы! Вы сегодня замечательно работали на уроке. Я довольна вами. -И в конце урока я хотела бы прочитать вам слова Вадима Шефнера Не привыкайте к чудесам — |
Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.
|
Домашнее задание (по выбору) (2 мин) | Регулятивные: — уметь слушать в соответствии с целевой установкой; | Объяснение сути домашнего задания: Учебник стр. 115-116, задание 4 по выбору а), б) или в) или несколько заданий. Выбор за вами.
| Восприятие и осмысление информации, и запись домашнего задания. |