Урок литературы (по рассказу Е.И. Носова « Живое пламя»)
Тема: « Чистый свет памяти»
Цель обучения: познакомить с идейно- художественным своеобразием рассказа Е.И. Носова « Живое пламя»; способствовать развитию навыков работы с лексикографической литературой; продолжить работу над развитием речи учащихся: формирование коммуникативных навыков, обогащение словарного запаса.
Цель развития: способствовать развитию мыслительной деятельности: умение анализировать прозаический текст, сравнивать, обобщать, делать выводы.
Цель воспитания: воспитывать умение работать в коллективе: в парах, в группах; воспитывать чувства ответственности за результат групповой работы, стремление к успешности; воспитывать чувство сопричастности к героическому прошлому Отечества: уважение к ветеранам, к славным традициям России, способствовать эстетическому вкусу учащихся.
Оборудование:
Эпиграф к уроку:
Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины,
бывшие солдаты и солдатские жёны, участники и
очевидцы, пока ещё живы, передали бы своим
детям и внукам священную память о павших из
рук в руки, от сердца к сердцу.
Е.Носов
Ход урока:
Орг. момент.
— Здравствуйте, ребята. Мне сегодня посчастливилось поработать с вами, и я очень надеюсь, что интерес друг другу перейдёт во взаимопонимание.
Слайд1. ( Вечный огонь маки)
Звучит музыка « Ава Мария»
Учитель зажигает свечу.
— Когда мы обычно зажигаем свечи?
— Что символизирует свеча?
Огонь во все времена считался символичным, священным для людей. Его оберегали в древности, его почитали, считалось, что огонь очищает душу человека, и может смести и уничтожить всё на своём пути. Именно поэтому перед огнём благовели, его же и боялись. Историки находят свидетельства того, что огонь наши предки зажигали тогда, когда необходимо было почтить умерших людей. Такие ритуальные особенности огня перешли и в наше время.
Свеча догорает, память остаётся.
— Память! Что это? Наказанье или дар божий?
— Может ли жизнь без неё быть полноценной?
Ответить на эти вопросы сразу трудно. Вам поможет рассказ Е. И.Носова « Живое пламя»
Тема урока «Чистый свет памяти»
Слйд2.( портрет Е. Носова)
Перед нами предстаёт очень добрый и светлый человек. О войне Носов писал мало, но писал так, что его рассказы вошли в литературу навсегда. Война, кончившаяся так давно, мучила Носова болью памяти, мучило его так сильно и неотступно , что он говорил: «Дело… в нашей памяти. В нашем понимании того, какой ценой заплачено за победу».
— Как вы думаете, почему так назван рассказ?
— Давайте посмотрим. Слайд3 ( маки)
— Найдите в тексте описание клумбы. Прочитайте.
— С чем сравнивает Носов описание маков?
— Почему же живым называет рассказчик огонь полыхающих цветов?
— Почему пламя живое? Давайте проследим, какие глаголы употребляет автор: пламенели — осыпались-погасли. Как называется художественный приём, основанный на усиление или, наоборот, ослаблении какого-либо признака?
Маки, подобно человеческой жизни, сначала распустились, затем пламенели, гасли и горели.
Вот так и люди, так говорит тётя Оля.
— Что она имела в виду?
Мак сравнивается с человеческой жизнью: « Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную жизнь прожита». Мак как символ внезапно оборвавшейся молодой жизни. Человек принёс пользу стране, оставил после себя хороший. Яркий след — добрую память.
— Почему всё – таки маки, а не пионы, не тюльпаны.
Почему маки — ответ даёт на этот вопрос сам Носов.
Исследовательская работа.
Слайд3( таблица)
Ребята, знаете. Слово «мак» имеет мифологическое объяснение. Происхождение мака связывается в мифах и фольклоре с кровью убитого человека. В христианской литературе распространено представление, что маки растут на крови распятого на кресте Христа ( мак как символ невинно пролитой крови)
Теперь становится ясно, почему автор выбирает из всей « цветочной аристократии» именно мак и делает его главным художественным образом. В рассказе « цветочная аристократия» « кажется настоящим ковром», если рядом – маки. Но без них сразу на пышной клумбе стало пусто.
В художественном произведении каждое слово не случайно, каждое слово оправдано.
Перед вами лежит таблица. В 1 столбике – лексическая цепочка, во2-ом столбике вы должны соотнести мифологическое объяснение с этими словами.
Если вам непонятно слово солярная», вам поможет словарная статья, толкующая это слово.
Работа в парах.
— Какое мифологическое соответствие вы определили для лексической цепочки ?
— Поднимите руки, у кого ответы совпали с ответами этой пары.
Работа в группе.
— А теперь сгруппируемся по 6 человек и вместе подумаем, какие ассоциации у вас возникают к лексической цепочке слов.
Первая группа работает с 1-ой цепочкой слов. 2-2.3-3. 4 -4.
4 группы:
1- мак
2 факелы
3- и у людей так бывает
— Итак, какие ассоциации у вас возникли. Прочитайте их.
Эпитеты, сравнения, метафоры, связанные с символикой огня, как лейтмотив проходят через всё повествование и невольно заставляют обратить внимание на особый, глубинный подтекст.
Это исследование помогает нам выявить большую идею этого маленького рассказа.
— Какова же основная мысль этого произведения, какую же основную мысль автор хотел донести до нас.
Вывод:
— Мак- символ возвышенного, героического у Н. Носова. Он, словно боясь, что его неправильно истолкуют, сказал: « Я только хочу, чтобы вы, мужчины и женщины, бывшие солдаты и солдатские жёны, участники и очевидцы, … передали бы своим детям и внукам священную память о павших из рук в руки, от сердца к сердцу…»
— Как вы понимаете конец рассказа?
Любуясь « большим костром маков», автор наблюдает, как « снизу… подымались всё новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню».
И если в центре рассказа перед нами всего несколько маков, то в финале – это уже» большой костёр» огненных цветов. А ведь это и есть Вечный огонь.
— Что символизирует Вечный огонь? ( Знак вечной памяти и молчания.)
— Ребята, кто знает, почему Вечный огонь не затушили, даже на короткое время, а просто временно переселили на Поклонную гору, в связи с ремонтными работами?
Вечный огонь потому и называется Вечным, что он горит всегда. Память на должна затихать ни на одну минуту. Без памяти жизнь потеряла бы смысл.
(23 февраля 2010 года Вечный огонь обрел свое первоначальное место у Кремлевской стены, Те, кто ранним воскресным утром 27 декабря 2009 года оказались в центре Москвы, зачарованно наблюдали за тем, как по перекрытым для движения улицам проехал бронетранспортер, с установленным на нем факелом.
Согласно указу президента РФ в связи с реставрацией могилы Неизвестного солдата в Александровском саду у кремлевской стены. Вечный огонь временно переносится на Поклонную гору. Здесь в 8 утра у стелы около входа в Центральный музей Великой Отечественной войны его встречала рота Почетного караула ,командование Московского военного округа.
Право зажечь Вечный огонь было доверено Герою России подполковнику Вадиму Гридневу и председателю Московского городского совета ветеранов войны Владимиру Долгих. Так утром 27 декабря под звуки Гимна Российской Федерации на Поклонной горе заполыхал Вечный огонь.
Правда, пробыл он там недолго и уже в феврале обрел свое прежнее место у Кремлевской стены, где в День защитника Отечества его торжественно зажег Дмитрий Медведев.
Что будет с бронзовой горелкой на Поклонной горе, пока еще не решено, но очень многие считают, что Вечный огонь должен гореть и там. Это нисколько не умаляет значение мемориала «Неизвестный солдат».
Сама идея создания мемориала, посвященного «неизвестному солдату» принадлежит Дании.
А впервые в Советском Союзе Вечный огонь был зажжен в 1957 г. в Ленинграде на Марсовом поле у памятника «Борцам революции». Именно отсюда начинали свой путь факелы, от которых зажигалось пламя Вечных огней на Малаховом кургане в Севастополе (1958 г), на Пискаревском мемориальном кладбище (1960), у могилы Неизвестного солдата в Москве (1967 г.), а также во всех городах-героях бывшего СССР. «
Вечный огонь стал символом Победы — ведь побежденные Вечных огней не зажигают. Но одновременно он стал и символом скорби — пройдут десятилетия, но к нему также будут приходить новые поколения, чтобы почтить память простого советского солдата, отдавшего жизнь за свободу и независимость Родины и тысяч тех незахороненных солдат, которых еще ждут вечная слава и низкий земной поклон!
И не потому ли так пронзительно звучат в сердце каждого из нас слова песни:
«От героев былых времен
Не осталось, порой, имен.
Те, кто приняли смертный бой,
Стали просто землей и травой…
Только грозная доблесть их
Поселилась в сердцах живых.
Этот Вечный огонь, нам завещан и одним,
Мы в груди храним…».
Слайд4 (видеоряд))
— Ребята, а если б Алексей не погиб, молодым, красивым. Сколько ему было бы лет? Посчитайте. Примерно 85 лет.
— Давайте представим человека, которому 85 лет, представим образ ветерана.
Слайд5( ветеран)
Эти немощные люди со сверкающими орденами и медалями в День Победы. Обычно, в повседневности, это старики : дедушки и бабушки, сидят на скамейке, говорят о погоде, здоровье, детях и никогда о войне. У них слезятся глаза, но эти глаза видели взрывы, немецкие танки. В этих глазах был страх смерти. У ветеранов немощные, дрожащие руки, но эти руки держали оружие, стреляли в фашистов, перевязывали раны, стирали грязные бинты в ледяной воде, эти руки рыли окопы и хоронили своих товарищей.
Они стараются не думать о войне. Тяжело это и больно. Мы в огромном долгу перед ними, потому что мы должны сохранить эту память.
— Так что же такое память? Помогает ли она нам жить сейчас или мешает?
Творческая работа
— Представьте себя журналистами, не назойливыми, а чуткими и заинтересованными, и вам надо взять интервью у того самого Алексея, который выжил, которому 85 лет.
— А что значит взять интервью?
О чём можно узнать у оставшихся в живых ветеранов? Что бы вы спросили у них, какой вопрос задали, чтобы не сделать больно им — живым свидетелям истории. Это живая, не до конца осознанная история. Повернулись в группы, составьте вопросы.
Ответы детей.
Скоро День Победы. Я вам раздаю праздничные открытки. Подпишите их, найдите для них тёплые, душевные слова, чтобы они не чувствовали одинокими. Подарите ветерану, который, наверняка, живёт в одном поезде с вами.