Конспект урока для 7 класса по теме «Необычайное приключение, бывшее в Владимиром Маяковским летом на даче»


Тема: В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее в Владимиром Маяковским летом на даче» 7 класс


Фролова Ирина Михайловна, учитель русского языка и литературы, ГБОУ СОШ № 139 с углубленным изучением математики,

Санкт-Петербург


Цель: Осмыслить своеобразие и оригинальность, широту и значение личности Маяковского и его произведений.


1. Начало урока. Автобиографическая справка о поэте. Начало творческого пути


В.Маяковский родился в 1893 г. на Кавказе в семье лесничего. Вольное детство в селе Багдади, среди покрытых лесами гор, под щедрым южным солнцем, рано побудило у мальчика поэтическое чувство. Он любил стихи, хорошо рисовал, любил дальние поездки.

События первой мировой войны 1905 г. оставили заметный след в биографии будущего поэта. Ученик второго курса гимназии В.Маяковский участвовал в революционных выступлениях молодежи, знакомился с социально-демократической литературой.

После смерти отца семья переехала в Москву. Будущий поэт занимается революционной деятельностью, работал пропагандистом, три раза был арестован. В 1910 г. Маяковский был освобожден из Бытырской тюрьмы, где он провел одиннадцать

месяцев.

Выход Маяковского из тюрьмы был полностью выходом в искусство. В 1911 г. от- поступает в Московское училище живописи. Социальная ситуация России 1910 г. по- ставила перед Маяковским выбор – старая жизнь и старое искусство или новая жизнь и новое искусство. «Хочу делать новое социалистическое искусство», — так определил поэт цель своей жизни.

Вершиной дореволюционного творчества поэта становится поэма «Облако в штанах». Маяковский осознает себя певцом человечества, угнетенного существующим строем, которое поднимается на борьбу. Поэт был непримиримым врагом мещанства, и это показано в его пьесах «Клоп» и «Баня», персонажи которых вошли в галерею лучших сатирических образов советского театра. В 1925 г поэт отправляется в Америку. Это была его 6 поездка. Читал стихи, отвечал на вопросы. Маяковский писал стихи детям. Особое место занимает стихотворение «Что такое хорошо, что такое плохо» (1925 г). «Я-поэт. Этим и интересен. Об этом и пишу»,- так начинает поэт свою автобиографию.


2. Статьи В. Маяковского. Работа в окнах РОСТА

Статья Маяковского «Как делать стихи» помогает определить какие данные необходимы для начала поэтической работы:

1. наличие задачи в обществе

2. целевая установка

3. материалы, слова

4. орудие производства (перо, карандаш, телефон, пишущая машинка)

5. навыки и приемы обработки слов.

Приведем пример:

1. социальная задача- дать слова для песен идущим на питерский фронт красноармейцам

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "А.С.Пушкин «Моцарт и Сальери» «Что в глубине души моей лежит?»"

2. целевая установка — разбить Юденича

3. материалы – слова солдатского лексикона

4. орудие производства – огрызок карандаша

5. прием – рифмованная частушка


Результат:

Милкой мне в подарок бурка

и носки подарены.

Мчит Юденич с Петербурга,

как наскипидаренный


В статье «Прошу слова» Маяковский говорит о работе в Окнах. Это не только стихи, но и иллюстрации. «Это – моя часть огромнейшей агитработы окон сатиры РОСТА. Первые окна сатиры делались в одном экземпляре и вывешивались в витринах и окнах пустующих магазинов, дальнейшие размножались трафаретом, иногда до 100-150 экз. Диапазон был огромен. Агитация за Коминтерн и за сбор грибов для голодающих, борьба с Врангелем и с тифозной вошью»

Подписи Маяковского в окнах РОСТА, проникнуты неистощимой верой в победе, презрением к трусам и шептунам, злой издевкой по адресу врага.

В начальный период ростинской деятельности поэт использовал народные песни, частушки, популярные романсы. Постепенно вырабатывалась оригинальная манера «складной речи», используемой для агитационных, пропагандистских целей. Эту манеру Маяковский осознает как сказ:

Сей истории

прост

и ясен сказ.

Это сказ к тому,

что была война

Кто не хочет слушать, долой с глаз!

Про гидру контрреволюции сегодня сказ.


Сказ предельно ясен, лаконичен, ясен и точен, атмосфера шутливо-иронического повествования проявляется в стихотворении «История про бублики и про бабу, не признающую республику».


СЪЯ ИСТОРИЯ БЫЛА

в некой республике.

Баба на базар плыла,

а у бабы бублики.

Врангель прет

Отходим мы

Врангелю удача

На базаре две кумы,

вставши в хвост, судачат.


3. Разберемся в стихотворении «Необычайное приключение……»


З.Паперный: «Удивительно само название «Необычайное….». Сразу переплетаются здесь фантастика, рассказ о необычном, исключительном и точном, достоверное, шутливо-протокольное сообщение о том, что случилось с ним, поэтом, тогда-то, там-то…. Пользуясь словами Маяковского, это стихотворение можно назвать: «Фантазия-факт»….Для них обоих, для светила и для поэта, жить-значит трудиться, а трудиться- значит вырабатывать счастье»

Учитель читает стихотворение

Вопросы по стихотворению:

1. Как называет поэт солнце?

2. Какими словами начинается стихотворение?

3. Где подчеркнуто обыденно и прозаично природное окружение?

4. Где показана задушевная беседа поэта с солнцем: за самоваром и чаем с вареньем, о нелегкой жизни.

5. Как вы хотели бы прочитать первые строчки?

6. Какая картина возникает, когда вы читаете:

а) В то сорок солнц…..

…..на даче было это….

7. Что достигается повторами?

Свежие документы:  Сочинение на тему: "Анализ рассказа А.П. Чехова «Палата № 6»"

Хочу испуг не показать-

….Уже проходит садом….

В окошки….

…..заголосило басом.

8. Какой портрет солнца рисует поэт? Что в этом портрете реального и фантастического?

Что я наделал!

….шагает солнце в поле!

В окошки…

….заголосило басом

А завтра….

….вставало солнце ало….

9. Какой же лозунг поэта и солнца? В чем его смысл? К чему призывало солнце поэта?

Учащиеся отвечают письменно (подводят итог урока)

10. Найдите неологизмы — новые слова, созданные для обозначения новых предметов



Домашнее задание: отрывок наизусть, вопросы после стихотворения

Интернет-рессурсы:

https://v-mayakovsky.com/avto_bio.html

thepoem.narod.ru maik.htm 

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: