Конспект урока литературного чтения во 2 г классе
(система Л.В.Занкова)
Учитель: Хузина Светлана Александровна
Тема урока: Как смотрят на мир поэт и ученый. Г. Корнилова « Кто такой Бумчик?», «Про бабочку».
Цели урока: способствовать приобщению учащихся к миру литературы посредством расширения его читательского опыта, опоры на его социальный опыт; воспитание нравственных качеств на материале анализа текста; развивать исследовательские навыки.
Предметные: определять отличительные особенности рассказа; уметь различать виды произведений, уметь читать тексты в разном темпе, ускоряя или замедляя, медленно по слогам и быстро целыми словами; читать по ролям вместе ; находить ответы на вопросы в ходе выборочного чтения и выполнять анализ произведения.
Метапредметные:
регулятивные: осмыслять и интерпретировать учебные задачи урока, сопоставлять учебную задачу и результат, полученный по окончании урока, оценивать результат своей работы ;
познавательные: сравнивать рассказы различных видов и народов, выявлять общее и различное;
коммуникативные: осмыслять значение непонятного слова, толковать своими словами (работа с информацией); формулировать и задавать вопросы своим товарищам (коммуникативные).
Личностные: осознавать смысл работы с учебными задачами урока; проявлять фантазию и творческие способности, выражать своё «Я» при анализе рассказа.
Оборудование: презентация к уроку, компьютер, экран,
сигнальные карточки, карточки для работы в паре,
карточки опорных слов, книга Корниловой Галины,
бабочка для притчи.
Ход урока
Организация начала урока.
Одна половинка окна растворилась,
Одна половинка души показалась.
Давай-ка откроем и ту половинку,
И ту половинку окна.
— Давайте откроем еще одну частичку нашей души. Садитесь.
— Я желаю вам сегодня быть внимательными и вдумчивыми читателями.
Актуализация знаний. Постановка учебной задачи.
Проверка домашнего задания. Считалки авторские и народные.
Работа в парах.
— О чем говорили на прошлом уроке? Какие бывают считалки? (авторские и народные)
— В чем секрет считалок? (Считалки – это стишки, в которых есть счет, рифма и ритм.)
— Расскажите друг другу считалки. Оцените работу своих товарищей. Если все хорошо, поднимите зеленые карточки, если не все понравилось, поднимите красную карточку.
Постановка учебной задачи.
— Сегодня я хочу познакомить вас с писательницей Галиной Петровной Корниловой и героем ее историй. Его зовут Бумчик.
— Предположите, кто он и что может означать его странное имя. Вы ведь умеете вслушиваться в то, как звучит слово? (Мальчик, маленький по возрасту и росту, веселый, задорный, общительный, со всеми в приятельских отношениях, непоседливый, иногда попадает в забавные и неожиданные ситуации.)
— Отгадайте загадку
Над цветком порхает, пляшет,
Веерком узорным машет.
(Бабочка.)
— А при чем тут бабочка? Что может связывать Бумчика и бабочку? Какая история может приключиться с ними?
— Поставьте цели на сегодняшний урок.
— Ну что же, проверим наши предположения.
Открытие новых знаний.
Первичное чтение учителем рассказа Г. П. Корниловой «Кто такой Бумчик?» (учебник стр. 54)
— Кто же такой Бумчик? Он обычный мальчик или сказочный?
— Бумчик является героем серии рассказов Галины Корниловой, собранных в сборник «Наш знакомый Бумчик».
Повторное чтение учащимися про себя. Беседа по содержанию.
— Прочитайте описание внешности Бумчика.
— Чем увлекается Бумчик? Что он умеет делать?
— Найдите Бумчика на рисунке. Объясните свой выбор. Вы его представляете таким же?
— Познакомимся с ним поближе.
— Еще не догадались, что связывает Бумчика и бабочку?
Первичное чтение учителем рассказа Г.П. Корниловой «Про бабочку» (учебник стр.55-56)
— Вам понравился отрывок? Определите жанр произведения. Это литература художественная или научная, стихи или проза, сказка или рассказ?
— Докажите, что это рассказ (небольшое повествование, сообщение о встрече в лесу, правдивая история встречи бабочки и мальчика).
— Каким вам представляется Бумчик?
Повторное чтение учащимися по цепочке и беседа по содержанию.
— Прочитайте. Что произошло с мальчиком в лесу. (Ему на нос села бабочка.)
— На какую мысль натолкнула маленькая бабочка Бумчика? (Собрать собственную коллекцию бабочек.)
— Почему Бумчик передумал? (Он представил себя на месте бабочки, ему стало жалко ее.)
— Что можете сказать о характере Бумчика? ( Добрый, любит животных, любознательный, маленький по возрасту и росту, веселый, задорный, общительный, со всеми в приятельских отношениях, непоседливый, иногда попадает в забавные и неожиданные ситуации.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась.
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела!
Самостоятельное чтение, составление плана.
— Прочитайте текст самостоятельно и разделите его на части.
— Сколько частей получилось? (Две.)
— О чем говорится в первой части? Прочитайте.
— Озаглавьте. (Бабочка на носу.)
— Прочитайте вторую часть.
— О чем она? Озаглавьте ее. (Бумчик в раздумье.)
— Как вы думаете, стал ли Бумчик собирать коллекцию бабочек?
— Давайте поможем Бумчику собрать коллекцию бабочек. Как можно собрать коллекцию не навредив бабочкам?
(Нарисовать бабочек, собрать коллекцию рисунков, Сфотографировать бабочек, собрать сборник стихов о загадок о бабочке.)
Обобщение.
— Как вы думаете, могли бы стать друзьями Бумчик и мальчик из стихотворения И. Пивоваровой «Как я считал?» (Могли стать друзьями, они маленькие, у них похожие характеры, они любят природу, любознательные, мечтатели.)
— На кого еще похож Бумчик? На Дениску, героя рассказов Виктора Драгунского похож?
— Чему учит этот рассказ? (Прежде чем как-то поступить в отношении других, нужно поставить себя на их место и прочувствовать, что они чувствуют.)
Домашнее задание
1-й уровень. Выразительное чтение рассказа «Кто такой Бумчик?», «Про бабочку» стр. 54-56
2-й уровень. Приготовить Бумчику подарок – «Коллекцию бабочек» (коллекция рисунков, фотографий, стихов, загадок).
Итог урока.
— Закончить урок мне хочется притчей-небольшим мудрым рассказом.
В древности жил-был один мудрец, к которому люди приходили за советом. И вот однажды один завистливый человек решил опозорить мудреца в присутствии многих людей.
Завистник и хитрец придумал целый план, как это сделать: «Я поймаю бабочку и в закрытых ладонях принесу мудрецу, потом спрошу его, как он думает, живая у меня в руках бабочка или мертвая. Если мудрец скажет, что живая, я сомкну плотно ладони, раздавлю бабочку и, раскрыв руки, скажу, что наш великий мудрец ошибся. Если мудрец скажет, что бабочка мертвая, я распахну ладони, бабочка вылетит живая и невредимая и скажу, что наш великий мудрец ошибся». Так и сделал завистник, поймал бабочку и пошел к мудрецу. Когда он спросил мудреца, какая у него в ладонях бабочка, мудрец ответил: «Все в твоих руках».
-Многое в нашей жизни зависит от нас и находится в наших руках. Каждый сам вершит свою судьбу. Жизнь окружающих нас тоже зависит от нас. Если мы хотим, чтобы наша жизнь была интересной и увлекательной, значит, мы сами должны быть почемучками и исследователями…
Оценивание
-Сигнальными кружочками или руками, если у вас все получилось сегодня на уроке, поднимите раскрытую ладонь, если у вас остались вопросы, было трудно, поднимите указательный палец.
— Сегодня многие ребята показали себя внимательными и успешными читателями.
— Кому бы вы сегодня из своих товарищей сказали бы спасибо?
— Я с вами согласна.
— А я скажу вам: спасибо, ребята, за урок.