Конспект урока литературы на тему «Н Н.Носов. Как Незнайка сочинял стихи»


Конспект урока литературы на тему «Н Н.Носов. Как Незнайка сочинял стихи»


ЦЕЛИ УРОКА:

  • продолжить знакомство с произведениями Н. Носова;

  • развивать навык правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения;

  • развивать логическое, образное и творческое мышление, память;

  • воспитывать чувство товарищества, настойчивости в достижении цели, усидчивость, интерес к чтению и собственному творчеству.


ОБОРУДОВАНИЕ:

  • индивидуальные карточки;

  • картинки с изображением Незнайки и его друзей;

  • компьютер;

  • слайды с презентацией;

  • учебник.


  1. Организация класса.

Пусть урок принесет нам всем радость общения, а помощниками вам будут: внимание, находчивость, смекалка.

  1. Проверка домашнего задания.

Стр.44 (а).

  1. Сообщение темы и задач урока.

— Сегодня на уроке мы будем работать над произведениями этого писателя (слайд 1).

— Может кто-нибудь знает фамилию и имя писателя (Николай Николаевич Носов).

Героем сегодняшнего урока будет сказочный персонаж, имя которого вы отгадаете, прослушав мою загадку:

Коротышка озорной,
В яркой шляпе голубой.
Неумейка и зазнайка,
И зовут его…
( Незнайка).

(повесить на доску картинку)

— Тема нашего урока «Н.Н. Носов «Как Незнайка сочинял стихи» (слайд2).

  • Беседа

-Откуда знаком вам этот персонаж? (Читали книги, смотрели мф).

-Что вы о нем знаете?

-Почему его так зовут?

-Ребята, давайте отгадаем кроссворд (слайд 3).


1.
Он, конечно, самый главный
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа
.

2. Один из двух братьев, про которого Незнайка сочинил стихи:
У …….. под подушкой
Лежит сладкая ватрушка.

3. Это – друг Незнайки верный.
Очень скромный он, наверно,
Он отменный музыкант,
У него большой талант.

4. Этот очень любопытный ,
В жажде знаний ненасытный.
Он всегда везде спешит
И друзей своих смешит
.

5. Этот славный коротышка
Про девчонок и мальчишек
Сочинит стихи-поэмы
Ведь не зря он стал поэтом.

-Молодцы! Посмотрите, какое слово у нас получилось (слайд 3)

-Николай Николаевич Носов написал множество весёлых историй. Весёлые рассказы вызывают у людей улыбку и смех. А смех – дело серьёзное. Совсем не смешно, если ребёнок смеётся над попавшим в беду товарищем, над упавшей старушкой. Важно научиться видеть по-настоящему смешное в жизни, понимать шутки окружающих людей, уметь рассказать самому о какомлибо забавном случае. Этому мы будем учиться на уроке, на примере рассказов Николая Носова.

-Какие произведения Носова вы уже знаете? («Бобик в гостях у Барбоса», «Живая шляпа», «Весёлая семейка», «Огурцы», «Витя Малеев в школе и дома», «Фантазёры», «Затейники», «Саша»). (слайд 4)

4. Работа над произведением «Как Незнайка сочинял стихи»

Много лет назад Носов придумал смешного человечка Незнайку. После множества увлекательных приключений на Земле открылись пути для Незнайки и на Луну. Носовский Незнайка признан самым популярным персонажем не только в нашей стране, но и за рубежом.

-Ребята, какое впечатление у вас осталось после прочтения отрывка из сказки? ( Шутливое, задорное, веселое, юмористическое.)

—Как вы понимаете слово «юмор»? (Юмор – беззлобно-насмешливое отношение к чему-либо).

-Почему автор назвал своё произведение сказкой?

— Что в нём сказочного?

— Почему автор назвал своего героя Незнайкой?

— Почему у него ничего не получилось ни одно дело?

(Нет усидчивости, старания).

— Почему Незнайка начал просить Цветика научить его сочинять стихи?

— Что для этого было нужно?

(Смысл и рифма).

—Как Цветик объяснил Незнайке что такое рифма? (слайд 5).

— Получились ли стихи у него?

— На что они похожи?

(На дразнилки).

— Как на это отреагировали жители Цветочного города?

— Достаточно ли рифмы, чтобы писать стихи?

( Нужно ещё, чтобы был смысл).

— Мы сейчас тоже попробуем сочинить рифмы к словам (слайд 6)

1. Улетел орёл домой,

Солнце скрылось под … горой.

2. Мы делили апельсин,

Много нас, а он … один.

3. Доедая с маслом булку,

Братья шли по … переулку.

4. Шевелились у цветка,

Все четыре… лепестка.

5. В небе плыли облака,

Под горой … текла река.

6. На болоте стоит пень,

Обойти его мне … лень.

7. Где летом пели зяблики,

Сегодня – посмотри! –

Как розовые яблоки,

На ветках … снегири.

8. На полянку вышел зайка.

Видит – там синичек … стайка.

Он открыл свою шкатулку,

Дал синицам с маком… булку.


— Может ли каждый писать стихи?

(Нет. У человека должен быть талант, особое чутьё, чувство ритма, рифмы…).

  1. Закрепление. Чтение отрывка по ролям.

(Наконец стихи были готовы…).(стр.41)

    • Незнайка

    • Знайка

    • Торопыжка

    • Авоська

Итог урока.

— Над каким произведением мы сегодня работали?

— Кто автор этой сказки?

-Ребята, а каково ваше отношение к Незнайке? Кому он нравится?

-Хорошо или плохо закончился отрывок из сказки?

-Что бы вы посоветовали Незнайке?

-Ребята, у вас на столах лежат карточки с весёлой улыбкой и грустным лицом. Если вам понравился сегодняшний урок, то поднимите розовые карточки, если нет, то салатовую.

—Чем понравился (не понравился) урок?

Дополнительно:

1. Работа над тестовыми заданиями.

-А сейчас, ребята, мы проведем небольшую тестовую работу по карточкам, для того, чтоб определить, как хорошо вы усвоили прочитанное произведение. (Каждый ученик получает карточку с тестовыми заданиями и работает по ней в течении с тестовыми заданиями и работает по ней в течение 5 минут).

Карточка

    1. Восстанови диалог  Незнайки  и Цветика (пронумеруй)

      • -А у тебя способности есть?

      • -Это надо проверить. Ты знаешь, что такое рифма?

      • -Слушай, Цветик, научи меня  сочинять   стихи . Я тоже хочу быть поэтом.

      • -Конечно, есть. Я очень способный.

      • -Рифма? Нет, не знаю.

    2. Укажи, о ком  Незнайка   сочинил  эти  стихи :

шел гулять на речку,

Перепрыгнул через овечку.

    1. Укажи правильное утверждение.

  •  Стихи   Незнайки  очень понравились друзьям.

  • Друзья стали просить  Незнайку   сочинить  еще  стихи.

  • Друзья сказали, что у  Незнайки  не  стихи, а какие-то дразнилки

    1. Укажи, кому принадлежат слова:

«Враки! Никакой ватрушки тут не лежит.»

Свежие документы:  Конспект урока литературы для 6 класса «Причуды матушки-зимы»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: