Конспект урока на тему «Художественная литература»


Автономная Некоммерческая Организация

Дошкольного Образования

«Планета детства «Лада»

Детский сад №97 «Хрусталик»

Самарская область






Конспект урока на тему

«Художественная литература»





подготовила

воспитатель Данилина Наталья Алексеевна







г.о. Тольятти, 2013г.


Тема: «Приглашает сказка»

Цель:развитие интереса у детей среднего дошкольного возраста к сказкам посредством художественно – театрализованной деятельности.

Задачи:углублять интерес детей к литературе (народной сказке). Развивать способность к целостному восприятию текста, понимать главные характеристики героев, несложные мотивы их поступков, значение эмоционального подтекста и общего настроения произведения.

Вызвать интерес к созданию образов сказочных героев по мотивам литературного произведения «Заюшкина избушка» с использованием тестопластики для разыгрывания знакомого сюжета. Продолжать знакомить с оригинальной художественной техникой – тестопластикой. Формировать умение лепить животных –персонажей настольного театра. Формировать опыт сотрудничества и сотворчества. Развивать чувство формы; способности к формообразованию.

Вызвать желание участвовать в разыгрывании диалогов. Развивать связную монологическую речь детей, её выразительность.

Предварительная работа:

— Чтение р. н. сказки «Заюшкина избушка».

— Беседы по теме «Сказка»:

— «Мои любимые сказки»;

— «Что такое сказка?»;

— «Любимые герои сказок»;

— «Чему учат сказки?».

— Слушание р. н. сказки в аудиозаписи.

— Игры – драматизации по р. н. сказки (разыгрывании отдельных сюжетов).

— Рассматривание иллюстраций с изображение животных из сказки.

— Рассматривание и обследование фигурок: лисы, зайца, петуха, волка, собаки, медведя (игрушки из разных материалов).

— Рисование персонажей сказки «Заюшкина избушка».

— Д/и игры:

— «Узнай по описанию» (героя сказки);

— «Чья тень?» (персонаж);

— «Сложи фигуру» (любого персонажа из геом. фигур).

— Лепка из солёного теста декораций для сказки «Заюшкина избушка» (ёлочки, домик зайцы и домик лисы).

— Загадывание и отгадывание загадок о животных.

Материал и оборудование:

Солёное тесто разных цветов (белое, оранжевое, жёлтое, коричневое, серое, зелёное) – для разных персонажей сказки; стеки, клеёнки, кисти, вода в формочках – для смачивания деталей; индивидуальные тарелочки с дополнительными деталями для лепки персонажей (семечки, гвоздика, пуговицы, тонкие палочки, бусинки) – каждому ребёнку свой набор для декорирования; влажные и сухие салфетки; иллюстрации к сказке «Заюшкина избушка»; ширма настольная.

Ход:

  1. Воспитатель с детьми стоят в центре группы, и воспитатель обращает внимание на выставку книг (сказки о животных).

— Ребята, посмотрите какие книги представлены на выставке?

— Да, это разные сказки.

— Про кого эти сказки? О ком они? (…о животных).

— И вот, сегодня к себе в гости, нас приглашает сказка. Какая? (воспитатель показывает знакомую книгу «Заюшкина избушка» и дети узнают её по обложке)

— Вы помните эту сказку? Мы её с вами читали много раз.

— А помните, кто были главными героями в сказке? (…заяц и лиса)

— Кто помогал зайчику выгнать лису из избушки? (собаки, волк, медведь, петух).

— Расскажите, какой была лиса в сказке? (хитрой, злой, обманщицей, лгуньей, ловкой, шустрой).

— А зайка? (добрый, доверчивый, умный, грустный, печальный).

  1. Хотите, ребята, попасть в сказку?

— Можно нам самим подготовить спектакль и показать. А как?

— Можно нарядиться в героев – надеть шапочки? (воспитатель показывает). Можно взять игрушки и показать настольный театр? А можно самим слепить сказочных героев?…

— А кто из вас какого сказочного героя хотел бы слепить, а потом сыграть? Давайте выберем (дети выбирают).

— Ну а я буду ведущей. Хорошо?(да).

— Лепить будете не просто фигурки животных, а персонажей настольного театра. Фигурки должны получиться особенными, чтобы ими можно было управлять – передвигать по столу, показать, как они разговаривают.

— Согласны? Тогда проходите к столу, выбирайте себе нужную тарелочку со всем необходимым для лепки персонажа.

(Дети подходят к общему столу и выбирают)

— Кто выбрал, проходите, садитесь за столы.

  1. Рассматривание героев сказки (части).

— Кто все наши герои? (животные).

— Что есть у всех животных? (туловище, голова, хвост, уши, мордочка с глазками и носом).

— У всех животных они одинаковые? (нет).

— У кого самые длинные уши?А хвост?

— Каждое животное отличается друг от друга небольшими деталями (размером хвоста, ушей, вытянутыми мордочками).

  1. Показ воспитателем способов лепки сказочных персонажей для театра с пояснениями:

  • Берём кусок теста и раскатываем колбаску, затем стекой делим на 3 части (голова, туловище, хвост и уши).

  • Из одного кусочка мы делаем туловище – катаем толстую, короткую колбаску.

  • Из другого делаем голову – скатываем шарик и вытягиваем мордочку и уши (кроме зайца – у него уши лепим отдельно).

  • Из третьего куска делаем хвост (лисе, волку, собакам, зайцу).

  • Затем смачиваем детали водой при помощи кисти и соединяем.

  • Когда фигурка будет готова, прикрепляем носик, глазки, а зайцу и медведю уши. Всё необходимое у вас лежит на тарелочках.

— Приступайте!

  1. Процесс лепки детьми и индивидуальная помощь воспитателя детям (пока дети лепят, звучит спокойная музыка)

Когда все фигурки будут готовы, воспитатель предлагает всё лишнее сложить в тарелочки и протереть руки сначала влажными, а затем сухими салфетками.

— Молодцы, ребята, вы слепили замечательных персонажей, но им и нам нужно отдохнуть, и подготовиться к показу сказки. Несите своих героев, вот за эту ширму (на отдельном столе стоит ширма, где спрятаны уже готовые, высохшие точно такие же персонажи – сделанные другими детьми группы; сюда же воспитатель ставит и только что слепленные фигурки).

— Отдохнём, разомнёмся?

Динамическая пауза –

«Волшебные превращения»

(воспитатель звенит в колокольчик, и дети превращаются в разных животных и двигаются под музыку как звери)


— Колокольчик зазвени, детей в зайчиков преврати

(дети прыгают, грызут морковку).

— …, в медведей преврати

(идут вперевалочку, рычат).

— …, в лисичек преврати

(виляют хвостиком, взгляд хитрый, плавно двигаются).

— …, в волков преврати

(передвигаются урывками, взгляд сердитый).

— …, в петушков преврати

(бодро шагают, машут крыльями, кукарекают).

— Молодцы! Какие замечательные зверушки из вас получились.


  1. А теперь, предлагаю обыграть нашу сказку «Заюшкина избушка» с вашими вылепленными фигурками из солёного теста. Проходите за стол! (воспитатель с детьми проходят к столу и садятся вокруг него; расставляют декорации: ёлочки, домик лисы, зайца; разбирают своих персонажей).

— Ребята, мы будем с вами артистами, а зрителями будут все наши гости – взрослые. Согласны?

— Вам нужно помнить – роль какого героя вы исполняете, и следить за речью – говорить вы должны как животные в сказке, а не как дети.

Театрализованная деятельность –

Показ настольного театра детьми и воспитателем.

  1. Ребята, интересная получилась сказка?

— Кто из артистов вам понравился больше всего? Почему?

— Я вам предлагаю показать нашу сказку детям младших групп. Хотите? (аплодисменты взрослых).





















Список использованной литературы:

  1. Артёмова Ю.А. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991 г.

  2. Гербова В.В. Занятия по развитию речи. – М.: Просвещение, 1987 г.

  3. Губанова Н.Ф. Театрализованная деятельность дошкольников. – М.: Вако, 2007 г.

  4. Кискальт И. «Солёное тесто» — АСТ – ПРЕСС Москва,2001г.

  5. Михайлова И.,Силаева К. «Солёное тесто: украшения, сувениры, поделки» – М.:Изд-во Эксмо, 2004

  6. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим дошкольников с литературой. – М.: ООО ТЦ «Сфера», 2009г.

Свежие документы:  Урок литературного чтения «Д.Н. Мамин-Сибиряк «Приемыш»»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: