Конспект урока по Литературе «А.С. Пушкин «Сказка мёртвой царевне и о семи богатырях»» 5 класс


Тема: А.С. Пушкин «Сказка мёртвой царевне и о семи богатырях». Противостояние добрых и злых сил в сказке. Царица, мачеха и царевна. Помощники царевны: богатыри, Елисей, Соколко.


Цель: знакомство с историей создания сказки, положительные и отрицательные герои сказки, фольклорные особенности их изображения.

Ход урока.

1 Рассказ учителя об истории создания сказки.

См. метод пособие Ерёмина 5 кл. стр.115-116.

2 Анализ сказки.

I эпизод. «Царь с царицею простился»

— Что в описании проводов царя и ожидания его царицей подчёркивает грустное настроение царицы? (описание одиночества царицы, гипербола – царица провела перед окном 9 месяцев, видит только вьюгу, помогает подчеркнуть одиночество царицы. Многочисленные повторы: в путь-дорогу, ждёт-пождёт, царь – отец; фольклорные выражения: «не видать милого друга», «тяжелёхонько вздохнула» и т.д.)

II эпизод. «Царь женился на другой»

— Похожа ли новая царица на первую жену царя? (нет, первая тихая, ласковая, а вторая резкая, гордая, самолюбивая; интонация повествования меняется: из напевной, народной, уменьшительно-ласкательными суффиксами она превращается в отрывистую, ритм становится танцевальным).

III эпизод. «Но царевна молодая..»

— Понравилась ли вам царевна? Почему стихотворные строки о ней начинаются с союза «но»?

( Пушкин противопоставляет её царице)

— Какую женщину на Руси считали красивой? (белолица, черноброва, нраву кроткого такого)

— Что значит кроткий нрав? (покорна, покладиста, не перечит старшим, мужу)

IV эпизод. «Она, // Чёрной зависти полна..»

— Какие слова хотела услышать царица от зеркала? ( что она самая красивая, но видя соперницу, начинает её ненавидеть, ведёт себя не как царица, а как завистливая баба и злая мачеха)

V эпизод «С царевной // Вот Чернавка в лес пошла…»

— Почему Чернавка отпустила царевну? («та в душе её любя, пожалела, хотя, ослушавшись, могла сама лишиться жизни)

VI эпизод «И молва трезвонить стала…»

— Что значит «трезвонить стала»?

— Подберите синоним к слову «тужит». (печалится, грустит, тоскует).

VII эпизод. «И царевна очутилась// В светлой горнице…»

— Почему автор называет жилище богатырей не домом или избой, а теремом?

Терем – дом в виде башни в древней Руси.

— Что такое горница? (чистая половина крестьянской избы)

— Почему царевна решила, что здесь люди добрые живут? (образа-иконы)

— О чём говорит умение царевны трудиться по дому? (она трудолюбива, что соответствует героине народной сказки)

VIII эпизод. «Входят семь богатырей…»

— Какими вы представляете себе богатырей? (могучими, смелыми, но добрыми и справедливыми, защищающими слабых).

Свежие документы:  Сочинение на тему: "Патриотические письма с фронта"

IX эпизод. «И царевна к ним сошла».

— Как принимали богатыри царевну? (как лучшего гостя, таков обычай гостеприимства)

— Как они догадались, что перед ними царевна? (по её речи, манерам)

— Найдите в этом эпизоде устаревшие слова и выражения.

X эпизод. «А царевна молодая// Всё в лесу..»

— Как проводят дни богатыри? (они воины)

— Что царевна ценит в них? (уважение к ней)

XI эпизод «Братья милую девицу // Полюбили..»

— Как братья сватаются к царевне? Почему речь ведёт старший брат? (таков ритуал)

XII эпизод. «Как мне быть, ведь я невеста».

— Как отвечает царевна? (просто, искренне, честно, она верна своему жениху).

XIII эпизод «Спрос не грех. Прости ты нас…»

— Почему царевна не хочет вернуться домой с помощью семи богатырей? (она решает, что на всё божья воля – чему быть, того не миновать).

XIV эпизод.»Между тем царица злая…»

— Как царица узнала, что царевна жива?

— Чем она ей может угрожать?

— Чем она грозит Чернавке? (Рогатка- это железный ошейник на преступника или раба с долгими шпеньками наружу)

XV эпизод. «Раз царевна молодая..»

— Почему пёс бросается на черницу? Как он хотел спасти царевну?

XVI эпизод «..Не досталась никому, // только богу одному…».

— Почему богатыри не сразу решились похоронить царевну?

XVII эпизод «В тот же день царица злая».

Кажется, что зло торжествует, почему мы верим, что добро всё равно победит?

XVIII эпизод « К красну солнцу наконец // Обратился молодец..»

XIX эпизод. «Только месяц показался, // Он за ним с мольбой погнался».

XX эпизод. «Елисей, не унывая, // К ветру кинулся, взывая…»

Обратим внимание учащихся, как возрастает волнение Елисея. Отметим волшебное число «3»: трижды он обращается к силам природы. Это характерная особенность фольклорной сказки.

XXI эпизод. «И о горб царевны милой// Он ударился всей силой».

Найдите эпитеты в этом отрывке из сказки. Какое настроение создаёт автор с их помощью? (сначала ожидания чуда, затем радости).

Что помогло королевичу пробудить царевну от волшебного сна? (любовь и поцелуй).

XXII эпизод. «Лишь её похоронили, // Свадьбу тотчас учинили».

— От чего умерла злая мачеха? (от злости и зависти).

— Какие качества царевны вознаграждаются в сказке? (кротость, доброта и терпение. Она становится королевной, не подобием мачехи).

Свежие документы:  Открытый урок "Тема любви в творчестве Ф.И. Тютчева"

— Сравните финал сказки Пушкина и немецкой сказки «Белоснежка и семь гномов».

В немецкой сказке падчерица заставляет злую мачеху на своей свадьбе плясать в раскалённых железных башмаках до тех пор, пока та не умирает. Пушкинская царевна не делает и не может сделать такого. Она остаётся искренней и светлой в своих словах, обращённых к людям: «Всех я вас люблю сердечно…».

— Какой традиционный элемент русской народной сказки вводит автор в свою сказку? (концовку).

3 Теория литературы. Ритм, рифма, стихотворная речь, прозаическая речь.(см. метод. пособие Ерёмина стр. 118-119)

Запись в тетрадь:

Рифма – созвучие окончаний стихотворных строк.

Ритм – повторение однозначных явлений через равные промежутки времени.

Прозаическая речь – речь, свободно движущаяся от предложения к предложению.

Стихотворная речь – речь, подчинённая ритму.

4 Д/ з отрывок наизусть.





скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: