Конспект урока по Литературе «А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»» 5 класс


5 класс

Урок № 16.

Тема. А.С.Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Цель:

  • выявить народную основу сказки А.С.Пушкина, смысл противопоставления злой царицы и царевны, красоты внешней и внутренней, роли художественно-изобразительных средств в сказке;

  • развивать навыки выразительного чтения, лексической работы, работы с иллюстрациями;

  • воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

Оборудование: мультимедийная презентация.


ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.


II. Проверка домашнего задания.

1. Выразительное чтение наизусть стихотворения А.С.Пушкина «Няне».

2.Беседа по первичному восприятию «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.

— Какое настроение вызвала у вас сказка А.С.Пушкина?

— Кто из героев понравился вам особенно? Кто из них вызвал другие чувства? Какие именно?

— Составьте цитатный план.

  • «Царь с царицею простился..»

  • «Царь женился на другой..»

  • «Но царевна молодая тихомолком расцветая..»

  • «А царевна все ж милее..»

  • «Вот Чернавка в лес пошла..»

  • «Будь нам милая сестрица»

  • «Царица злая…положила иль не жить, иль царевну погубить»

  • «..Нищая черница ходит по двору с клюкой..»

  • «В руки яблочко взяла»

  • «..Вот они во гроб хрустальный труп царевны молодой положили..»

  • «За невестою своей Королевич Елисей между тем по свету скачет»

  • «Гроб разбился. Дева вдруг ожила»

  • «Свадьбу тотчас учинили»


III. Изучение нового материала.

1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.


2.Анализ содержания сказки.

2.1. Слово учителя об истории создания сказки.

В статье «Возражение на статью «Атенея» А.С.Пушкин призывал: «Читайте простонародные сказки, молодые писатели, чтобы видеть свойства русского языка».

Сказки в русском народном духе Пушкин писал на протяжении всей своей жизни, с 1814 по 1834 г. Пушкин старался понять интересы народа, мечты, идеалы, нашедшие отражение в УНТ. Он записывал песни и народные обряды, просил няню снова и снова сказывать сказки, знакомые ему с детства. Пушкин не ограничивался задачей пассивного изучения народной поэзии: он стремился проникнуть в неё, творчески овладеть её содержанием и формой. И это ему удалось настолько, что некоторые его произведения в народном духе (например, «Песни о Стеньке Разине») принимали за подлинно народные.

Со слов Арины Родионовны А.С.Пушкин сделал следующую запись: «Царевна заблудилась в лесу. Находит дом пустой – убирает его. Двенадцать братьев приезжают. «Ах, — говорят, — тут был кто-то – али мужчина, али женщина; коли мужчина, будь нам отец родной али брат названый; коли женщина, будь нам мать или сестра»… Сии братья враждуют с другими двенадцатью богатырями; уезжая, они оставляют сестре платок, сапоги и шапку. «Если кровию нальются, то не жди нас». – Первый раз – 12 дней, второй – 24, третий – 31. Противники приезжают и пируют. Она подносит им сонных капель. Мачеха приходит в лес под видом нищенки – собаки ходят на цепях и не подпускают её. Она дарит царевне рубашку, которую та, надев, умирает. Братья хоронят её в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам. Царевич влюбляется в её труп и проч.»

Эта запись стала основой «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях», созданной осенью 1833 г.


2.2. В сказке А.С.Пушкина встречаются слова, которые были широко распространены в народной речи первой половины XIX в. Объясните значение слов и выражений: приданое, терем, кручиниться, трезвонить, подворье, лежанка, клюка, рогатка, всем взяла.

2.3. Выразительное чтение отрывка из сказки от слов «Царь с царицею простился…» до слов «И к обедне умерла».

— Назовите слова и выражения, свойственные народной речи. (Снарядился, в путь-дорогу, ждёт-пождёт, глядючи, милого, валится, белёшенька, издалече, тяжелёшенько).

Данному отрывку свойственна особая интонация. Создаётся впечатление, что рассказ ведёт старая няня.

– Как в описании проводов царя и ожидания его царицей подчёркивается грустное настроение царицы? (Ожидание царицы томительно: она «ждёт-пождёт», «Очи разболелись глядючи». Зимний пейзаж подчёркивает грустное настроение героини.)

— Какие слова передают отношение автора к героине? (Ласково звучащие слова «Тяжелёшенько вздохнула, восхищенья не снесла» проникнуты искренней симпатией к кроткой и милой царице).


2.4. Выразительное чтение отрывка от слов «Правду молвить, молодица…» до слов «Гордо в зеркальце глядясь».

— Какие слова передают отношение автора к другой царице? (Горда, ломлива, своенравна, ревнива).

— Объясните лексическое значение слова «ломлива»? (Капризная, кривляющаяся).

— Что хотела услышать царица, обращаясь к зеркалу? Почему? («Ты, царица, всех милее…» Царица тщеславна, она считает себя самой красивой и постоянно хочет слышать подтверждение этому. Однако при всей своей красоте она не уверена в себе. Зеркальце необходимо ей для самоутверждения. Таким образом, автор показывает внутреннюю несостоятельность и обречённость зла.)

— Какова роль повторов в данном фрагменте сказки?

И царица хохотать,

И плечами пожимать,

И подмигивать глазами,

И прищёлкивать перстами,

И вертеться подбочась.

(Слова, соединённые повторяющимся союзом «и», раскрывают самые разные значения слова «ломлива». Царица любуется собой, она подвижна и весела).

— В глаголах из приведённого отрывка определите значение суффиксов. Какой суффикс обозначает многократность действия? (Суффикс «-а-»).

— Какие приставки усиливают эти значения, делают описания действия более яркими и выразительными? (Приставки «под-», «по-», «при-»).


2.5. Слово учителя.

Образы царицы-матери и царицы-мачехи контрастны. Царица-мать сидит у окна, ожидая царя, она видит огромный мир за окном; царица-мачеха глядится в зеркало и видит только себя, думает только о себе. В образах героинь противопоставлены мягкость и надменность, любовь и эгоизм.


2.6. Выразительное чтение отрывка от слов «Но царевна молодая…» до слов «Да сто сорок теремов».

— Почему повествование о царевне поэт начинает с противительного союза «но»? (Своенравию царицы-мачехи противопоставлена кротость царевны).

— Объясните лексическое значение слова «кротость». (Спокойствие, доброта, незлобливость).

— С кем сравнивает поэт царевну?

— Назовите слова, с помощью которых можно воссоздать характер и портрет царевны.

— Почему мачеха решила расправиться с царевной?


2.7. Выразительное чтение отрывка от слов «На девичник собираясь…» до слов «Всё ж румяней и белее».

— Как меняется настроение царицы в разговоре с зеркальцем? Найдите обращения, которые выражают изменения настроения царицы. Какие слова появляются в её речи? Как это характеризует героиню?

— Какие приставки помогают А.С.Пушкину передать гнев и возмущение царицы?


2.8. Выразительное чтение эпизода от слов «Чёрт ли сладит с бабой гневной?» до слов «За невестой молодой».

— Что в сказке противопоставлено злобе царицы?

— В каких словах проявляется отношение автора к царице?


2.9. Обращение к иллюстрации В.М.Конашевича (с.101 учебника, ч.1).

— Как Соколко встретил царевну? Почему?


2.10. Выразительное чтение фрагмента от слов «И царевна очутилась…» до слов «И тихонько улеглась».

— О каких качествах героини рассказывает этот эпизод?


2.11. Слово учителя.

Царевна в сказке больше всего похожа на крестьянскую девушку, скромную, добрую, хорошо воспитанную и, главное, любящую и умеющую трудиться. Попав в незнакомый пустой терем, «дом царевна обошла, всё порядком убрала, засветила Богу свечку, затопила жарко печку…».

Пушкин, перевоплотившись в народного рассказчика, уверенного, что именно так ведут себя «хорошие» царевны, продолжает: «Вмиг по речи те спознали, что царевну принимали…». Подробно развивается эпизод пребывания красавицы царевны в доме семи богатырей, «румяных усачей», которые скоро полюбили её.

— Каково лексическое значение слова «богатырь»?

— Какими мы видим богатырей? Что можно о них рассказать?


2.12. Выразительное чтение отрывка от слов «Братья милую девицу полюбили…» до слов «Стали жить да поживать».

— Какие идеалы народа нашли отражение в этом эпизоде сказки? (Целомудрие – строгая нравственность, чистота).

— Как злой царице удалось узнать о том, что царевна жива?


2.13. Выразительное чтение эпизода от слов «Между тем царица злая…» до слов «Иль царевну погубить».

— Почему в данном эпизоде дважды повторяются слова «царица злая»?


2.14. Выразительное чтение по ролям эпизода от слов «Раз царевна молодая…» до слов «И тиха, недвижна стала».

— Почему автор называет черницу «старушонкой», «старушоночкой», а царевна – «бабушкой»? (Автор знает о намерениях черницы и презирает её. Царевна не подозревает о намерениях гости и относится к ней с почтением, как к любому старому человеку).

— Почему так подробно описывает автор яблочко?

— Определите роль повторов в фрагменте сказки. (Повторы подчёркивают привлекательность спелого яблочка. Царевна не может удержаться от искушения попробовать его. Автор показывает, как беззащитны бывают доверчивость и доброта перед жестокостью и коварством).

— Почему автор так внимательно следит за каждым движением героини? В каких строчках проявляется отношение автора к героине?

— Найдите в указанном отрывке существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Какую роль они выполняют в тексте?

2.15. Выразительное чтение фрагмента сказки от слов «Братья в ту пору домой…» до слов «Только гробу одному».

— Каким настроением проникнута сцена прощания богатырей с названой сестрицей?

— Почему царевна даже мёртвая так прекрасна?


IV. Подведение итогов урока.

— В сказке царица-мачеха противопоставлена царевне. Чем отличаются героини? Есть ли между ними сходство? Каков смысл противопоставления? (Между царевной и царицей есть внешнее сходство: обе прекрасны.

Рассказывая о доброте и кротости юной царевны, автор подчёркивает, что красота души важнее всего.

Изображая ломание и кривляние царицы-мачехи, её гнев, зависть и злобу, Пушкин показывает, как отвратителен может быть внешне привлекательный человек, если он лишён красоты внутренней.

Доброта доверчива и наивна, она нуждается в защите; зло коварно, подло и жестоко, но изначально обречено).


V. Домашнее задание.

Выучить наизусть фрагмент сказки на выбор:

— от слов «За невестою своей…» до слов «Или след её заметил»;

— от слов «Тёмной ночки Елисей…» до слов «Не печалься же, прощай»;

— от слов «Елисей, не унывая…» до слов «В том гробу твоя невеста».

4


Свежие документы:  Реферат на тему «Тит Макций Плавт»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: