Конспект урока по Литературе «Л. Андреев «Кусака»»

Петрова Елена Ивановна

МОУ Платошинская СОШ, Пермский край, с. Платошино

Учитель русского языка и литературы


Тема урока:

Л. Андреев «Кусака»

(размышления над страницами рассказа)

Цель урока: знакомство учащихся с рассказом Л. Андреева «Кусака», обсуждение нравственные проблем, поднятых на его страницах.

Задачи:

Образовательные:

-совершенствовать навыки исследования художественного текста и самостоятельной работы с литературным произведением;

Развивающие:

— совершенствовать навыки устной и творческой деятельности;

Воспитательные:

формировать нравственные качества личности учащихся: чувство сострадания ко всему живому, милосердие.

Ход урока.

1. Приветствие учащихся.

2. На слайде № 2 слова:

Человек может стать умным тремя путями:

путём подражания – это самый лёгкий путь,

путём опыта – это самый трудный путь,

и путём размышления – это самый благородный путь.

Китайская пословица

— Какой путь выберем мы сегодня на уроке и почему? Обоснуйте свой ответ.


Итак, ключевое слово нашей работы – размышление (запись на доске).


3. Работа с эпиграфом (слайд № 3)

Да, меньшие братья нам преданно служат от века.

Однако жестокого столько ещё вокруг.

Мы часто твердим, что собака — друг человека.

Но вот человек. Он всегда ли собаке друг?

Э. Асадов

— С каким утверждением вы полностью согласны?

«собака — друг человека»

Приведите примеры.

— Накануне урока я дала вам задание: выяснить, существуют ли памятники собакам. Расскажите о них. (Слайды № 4, 5, 6)

— Назовите произведения, посвященные «меньшим братьям». (Слайд № 7)

А какую проблему, исходя из эпиграфа, мы постараемся решить?

Запись на доске:

Проблемный вопрос: Всегда ли человек собаке друг?

4. Анализ рассказа «Кусака».

Рассказ «Кусака» — одно из лучших произведений Леонида Андреева.

Ваши впечатления о рассказе?

Да, действительно, грустный, я бы даже сказала пронзительный рассказ.

-Что значит пронзительный?

(«проникающий внутрь»)

— О чём этот рассказ?

(о собаке, о несчастной жизни дворняги, о взаимоотношениях собаки и человека, о жестокости человека)

— Вас не удивило название рассказа?

Ваши ассоциации к словам: «собака» и «кусака».

Собака (друг человека, защитник, привязанность, любовь…)

Кусака (обида, укус, злоба…)

5. Работа в группах (приложение 1)

Анализ I части рассказа

Какой была жизнь собаки до встречи с дачниками?

Зачитайте 1 предложение.

Рассказ начинается с тройного отрицания НЕ: не принадлежала, не было имени, никто не мог сказать. Усиливает отрицание частица НИ.

— Зачем это понадобилось автору?

Свежие документы:  Тема : А.П. Платонов "Разноцветная бабочка"

(автор подчёркивает безысходность положения, в котором оказалась собака)

Выступление 1 группы

— Сравните поведение людей и собаки. Сделайте вывод. (Слайд № 8)

Поведение людей

Поведение собаки

Бросали камнями

Улюлюкали

свистали

Не помня себя от страху

Пряталась

Зализывала ушибы

Копила страх и злобу


— Как выглядит собака? (грязная, некрасивая)

— Как было обмануто доверие собаки? Зачитать.

— Как это повлияло это на её дальнейшую жизнь?

Анализ II части.

С приходом весны всё меняется вокруг. (Слайды 9-10)

— Как изменилась жизнь собаки?

(У собаки появилось имя)

Как складывались её отношения с дачниками? Вывод.

— Почему собаке «было больно от непривычной ласки, словно от удара»?

— Почему она вновь решилась довериться людям?

Анализ III части.

Выступление 2 группы

Слайд № 11.

— В чём заключалось счастье собаки?

Поведение людей

Поведение Кусаки

Хохотали

Нарочно ласкали

Хвалили при ней и за глаза

«Жалели только об одном, что при посторонних людях она не хочет показать своих шуток»

Не умела ласкаться

Нелепо кувыркалась

Вертелась, кувыркалась, падала

В глазах странная мольба

Спокойно ложилась на своё место

Просила ласк


— Вас ничто не насторожило в поведении «добрых людей», как называет их автор?

— Что за странная мольба в глазах Кусаки?

-Почему никто не замечает этой мольбы?

Анализ IV части.

— Почему Кусаку не взяли в город?

Зачитайте разговор Лёли с мамой. Прокомментируйте.

— Какого поступка вы ожидали от Лёли?

— Лёля произносит слово «Скучно!» Как это можно понять? (Обратите внимание — не грустно!!!)

Анализ V части.

Слайд 12.

Выразительное чтение на фоне музыки «Кавардосси «Тоска».

— Почему так тоскливо на душе? Какие чувства собаки созвучны музыке? (Плач её собачьей души. Поиски людей, к которым собака привыкла. Тревога и безысходность).

— О чём выла собака?

В рассказе 2 финала. Зачем это понадобилось автору?

— Кто виноват?

— В чём виноват человек перед собакой?

Каких душевных качеств не хватило?

Всегда ли человек собаке друг? Слайд № 13

Ваш вывод.

Особенности композиция рассказа.

— Составление кластера. Слайд № 14

Композиция напоминает кольцо: всё возвращается на «круги своя»


Кусака

Злоба – ласка, добро – отчаяние, одиночество

— Какую роль играет пейзаж в рассказе?

Выступление 3 группы

Описание природы помогает понять состояние души Кусаки. Когда Кусака одинока, в природе всё мрачно, когда Кусака любит и любима, то и вокруг солнце, тепло, цветущие яблони и вишни и т.д.

Свежие документы:  Открытый урок по литературному чтению 2 класс К.И.Чуковский «Краденое солнце» 3 класс "Крылов И.А. «Лиса и виноград», Эзоп «Лисица и виноград»"

Почему Леля так поступила? Может помочь пейзаж. «Прорвался солнечный луч, жёлтый и анемичный, как будто солнце было неизлечимо больным…»)

— Как вы, ребята, понимаете слово «анемичный»? (Анемия — малокровие. Кожа больного анемией желтоватого цвета. Получается, что жёлтый цвет удвоен).

— А жёлтый цвет в литературе – это цвет чего? (измены, предательства).

— Автор говорит: «будто солнце было… больным», но ведь не солнце больно. Может быть, Леля?

(У неё душа больна)

— Зачем в историю Кусаки вплетается эпизод с убогим Илюшей? (мужиком-пропойцей)?

Люди жестоки, и не только по отношению к животным, но и друг к другу. Эта жестокость стала настолько привычной, что порой её не замечают не только окружающие, но и те, кто эту жестокость совершает.

Вывод:

Зачем Леонид Андреев рассказал нам эту историю?

Чтение стихотворения Э. Асадова (учитель) Слайды 15-18

Рефлексия. Слайд № 19

— Над чем я сегодня впервые задумался?

— Я понял…

— Я верю…

—Я подумал…

—Я узнал…


Оценка работы учащихся.

Слайд № 20.

Домашнее задание: Мы сказали, что у Лели «душа» больна. А может можно «вылечить» её? Напишите письмо Леле.

Также можно написать сочинение о своей собаке.




Список использованных источников:

1. Коровина В.Я. Литература. 7 класс: Методические советы — https://window.edu.ru/resource/078/28078

2. Толстогузова М.В. Авторская позиция в рассказе Леонида Андреева «Кусака». 7-й класс — http:literature.area7.ru./?m=346

3. Шарафутдинова Р. А. «Всё живое имеет одну и ту же душу, всё живое страдает одними и теми же страданиями…» https://area7.ru/metodic-material.php?9476












Приложение 1. Задание группам.

1 группа

Задание: сравните поведение людей и собаки (гл.1). Сделайте вывод.

Поведение людей

Поведение собаки






































2 группа

Задание: сравните поведение людей и собаки (гл.3). Сделайте вывод.

— В чём заключалось счастье собаки?

Поведение людей

Поведение Кусаки















— Что за странная мольба в глазах Кусаки?

-Почему никто не замечает этой мольбы?












3 группа: найдите в тексте описания природы. Как природа помогает понять состояние души Кусаки (1 гл., 2 гл., 4 гл., 5 гл.). Обратите внимание на время года.










8


Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: