Конспект урока по Литературе «Л.Н. Толстой «Детство» «Отрочество». Работа над собой. Нравственное становление личности» 7 класс


Тема: Л.Н. Толстой «Детство» «Отрочество». Работа над собой. Нравственное становление личности.

«Характер человека формируется именно в детские годы»

(К.Д.Ушинский)

Цели:

предметные:

1) продолжить знакомство с творчеством Л.Н. Толстого;

2) отрабатывать навыки осознанного и выразительного чтения;

3) формировать навыки анализа текста с целью выяснения мотивов и причин поступков героев;

метапредметные:

1) развивать навыки самоанализа;

2) развивать речь, память учащихся;

личностные:

1) воспитывать доброе, позитивное отношение к людям и окружающему миру.


Ход урока:

  1. Организационный момент.

Мы завершаем знакомство с главами из трилогии Л.Н.Толстого. Сегодня мы познакомимся с последней главой (гл.19) «Отрочество» и ответим на вопрос:

  • Как автор рассказывает о переходе своего героя из детства в отрочество?

Мы ещё раз проанализируем все события, изображённые в отрывках из произведений Л.Н.Толстого и докажем, что характер Николеньки Иртеньева показан в развитии.


2. Проверка домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворения Арсения Тарковского «Белый день».


  1. Изучение нового материала.

  1. Комментируемое чтение главы 19

Учитель:

Итак, пора детства, полная нежных лирических воспоминаний и слёз, ошибок и находок, любви и горьких уроков жизни прошла. Наступила пора отрочества.

  • Давайте вместе прочитаем главу и попытаемся разобраться, чем отрочество, с точки зрения Толстого, отличается от детства?

  • Как автор рассказывает о переходе своего героя из детства в отрочество? Что изменилось в нём?

  • Прозу Л.Н.Толстого отличает психологизм. Покажите это на примере Николеньки Иртеньева.


Словарик

Диалектика движение, развитие.

Рефлексия – внутренний самоанализ человека.

Психологизм — углублённое изображение душевных переживаний героя.


  1. Построение структурно-логической схемы (СЛС)










НИКОЛЕНЬКА ИРТЕНЬЕВ


ДИАЛЕКТИКА ХАРКТЕРА ГЕРОЯ

постоянное внутренне движение/развитие характера



ВНУТРЕННИЕ СМЕНА ЧУВСТВ НРАВСТВЕННАЯ

ПРОТИВОРЕЧИЯ БОРЬБА


меняется отношение — высоких и низких сопротивление

к ситуации: — радостных и горестных дурному в себе,

ошибается и тут же не всегда может

ругает себя за — ошибку, совладать

— плохие мысли, с «негативным Я»

плохие поступки




ИСПОВЕДЬ ГЕРОЯ


беспощаден сам к себе

(иронически-уничижительное описание)



  • Как вы понимаете смысл эпиграфа сегодняшнего урока?

  • Докажи, что характер Николеньки показан в развитии.

  • Докажи, что ступенькой взросления Николеньки было понимание им окружающих людей.

Построение ассоциограммы:




Н П


Е О

Г З


А И


Т Т


И И


В В






Учитель:

Отрочество, по мнению Л.Н.Толстого, это работа не только чувств, но и мысли. Поиск истины, пусть наивный, но очень важный для растущего человека, стремление к уединению, гордость собою и болезненная застенчивость.


  • В чём вы видите истоки гуманизма Л.Н.Толстого? (Постоянная, неустанная работа над собой, нравственная борьба, которая идёт в герое и писателе, крепнущая сила сопротивления всему дурному, развитие его души, умение остро откликаться на чужое страдание).

  1. Рефлексия

УЧИТЕЛЬ:

Повести Л.Н.Толстого «Детство» (1852) , «Отрочество» (1854) и «Юность» (1856) составляют автобиографическую трилогию. В ней отразились многие факты личной жизни Л.Н.Толстого.


  • Что вы узнали на основании прочитанного о детстве и отрочестве Л.Н.Толстого?

  • Героя произведения зовут не Лёвушка Толстой, и повествование ведётся не от его лица. Как ты можешь это объяснить?

  • Определи основную тему трилогии.


  • Есть ли что-то общее в детских воспоминаниях А.И.Герцена и Л.Н.Толстого?

  • Как и под воздействием чего развивался внутренний мир юного Герцена?

(осмысление исторических событий, влияние окружающих людей).

  • Как развивался внутренний мир Николеньки Иртеньева?

(внутреннее развитие характера героя (диалектика души) под воздействием самоанализа (рефлексии) и в процессе самовоспитания.

  • Чем отличаются мемуары от художественного автобиографического повествования? Всегда ли их легко различить? (и там, и там рассказ о свое прошлой жизни, о себе; но в мемуарах рассказ о себе ведётся на фоне исторических событий, а в автобиографической прозе описывается в основном только личная жизнь).


Чтение стихотворения Арсения Тарковского «Белый день»

  • Определите тему, идею стихотворения.

5. Д/З.

1.Чтение с.54-61.

2. Индивидуальное задание (2 человека): подготовить рассказ о Марине Цветаевой (с. 52-54)


Спасибо за урок.

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе «Каждый выбирает для себя» (интерпретация рассказа Ф. Искандера «Возмездие») 8 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: