Конспект урока по Литературе «Не кровью, а дружбой и любовью должны мы мир сберечь» 5 класс


Котова Марина Владимировна

ГУ СОШ №15 г. Павлодар

Учитель русского языка и литературы



Урок русской литературы в 5-ом классе.

Тема: «Не кровью, а дружбой и любовью должны мы мир сберечь».

Цели: завершить изучение рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»;

Задачи: — рассмотреть внутреннее и внешнее пространство войны;

— проанализировать отношения между людьми;

— формировать умение рассуждать, доказывать своё мнение, работать в группах;

— продолжать формировать нравственно-эстетический идеал учащихся;

— определить ценностную значимость данной темы.

Тип урока: урок изучения художественного произведения.

Форма работы: самостоятельная групповая работа.

Оборудование: рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник», концептуальная схема, диаграмма «Человек человеку кто?», диагностическая карта, выставка детских рисунков.

Эпиграф.

Человек изобрёл не только колесо, но и …

Структура урока.

I Мотивационно-целевой этап. Слово учителя.

— Ребята, какое произведение мы изучали с вами на протяжении нескольких последних уроков?

(П.о. рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»).

— Сегодняшний урок — итог работы над произведением Толстого.

— Какие стороны жизни освещает писатель в своём рассказе?

  • человеческие взаимоотношения: дружба, ненависть, сострадание;

  • особенности характеров (в сравнении);

  • изображение войны.

— Сегодня на уроке мы рассмотрим два аспекта из были Льва Николаевича:

  • взаимоотношения между людьми;

  • изображение войны.

Запись темы урока, эпиграфа. (на доске).

— Обратите внимание на то, что предложение эпиграфа не закончено.

— Чтобы продолжить фразу, вы должны в течение урока активно работать, высказывать свою точку зрения по любому вопросу, выслушивать мнение одноклассников.

-А чтобы наша работа была интересной и эффективной, вы будете работать в группах.

(Учитель напоминает учащимся правила работы в группах).

Желаю вам удачи!

II Операционный этап.

— Писатели, поэты, режиссёры часто обращаются к теме войны в своём творчестве. А какие картины и образы предстают перед вами, когда вы слышите слово война?

(Ответы учащихся).

— Откройте тетради и начертите треугольник.

-Любое явление имеет внешнее и внутреннее пространство. Как вы это понимаете?

(П.о. внешнее – видимое: следствие; внутреннее – скрытое: причина).

— Рассмотрим внутреннее и внешнее пространства войны. Начнём с внешнего, видимого.

Работа в группах.

Выступление групп: от каждой группы по одному представителю к доске для заполнения концептуальной схемы.

— Продолжим заполнять концептуальную схему. Чертим второй перевёрнутый треугольник и заполняем внутреннее пространство войны, пытаемся увидеть то, что скрыто, т.е., причину всего того, что вы вписали в верхний план.

Выступление групп.

— Какие чувства порождают внутреннее пространство?

(Я хочу, я завидую, я могу, я прав…)

Схема заполнена. Что вам напоминает эта фигура? (айсберг). Как вы это можете

объяснить?

К

Внешнее пространство

онцептуальная схема.

Война.

















Внутреннее пространство







— Завершён ли урок? (нет).

— Почему? (П.о. не рассмотрен второй аспект из двух заявленных в начале урока – взаимоотношения людей).

— Опираясь на содержание рассказа Л. Толстого «Кавказский пленник», заполните диаграмму: «Человек человеку кто?»

Учащиеся чертят в тетрадях диаграмму, выделяют в ней положительное и отрицательное пространства и приступают к заполнению.

Выступление групп: 1-ая группа — положительное пространство;

2-ая – отрицательное.

На доске.



















Вопросы к группам.

— Какое чувство будет главным, доминирующим в каждом из пространств?

(П.о. положительное – чувство объединения; отрицательное – чувство разъединения).

— Почему вы так считаете?

Слово учителя.

— История земли – это история кровопролитных войн. Мы сейчас с вами сидим, общаемся, а где-то в эту самую минуту идёт война, гибнут люди, льётся кровь и слёзы, страдают дети и взрослые.

— Вам было дано домашнее задание – изобразить войну, как вы её себе представляете, с помощью карандашей и красок. Вот ваши работы. Тот, кто нашёл свой рисунок, выйдите и объясните, что вы изобразили и почему.

— Мы с вами не воюем, мы живём, ходим в школу, смотрим телевизор, но те ссоры и конфликты, которые возникают дома, в школе, на улице – это тоже маленькая война.

III Рефлексия.

— Так неужели человечество не способно жить в мире? Почему, чтобы начать ценить мир, надо довести ситуацию до состояния войны?

Заполнение диагностической карты: «Можно ли преодолеть извечную вражду между людьми?»

Да. Нет.

1. 1.

2. 2.

3. 3.

— Возвращаемся к началу урока, где нас ждёт незаконченный эпиграф. Вспомните содержание сегодняшнего урока и допишите на месте многоточия, что ещё создал человек.

(Ответы учащихся).

— Сделайте вывод. (П.о. наряду с положительным, созидающим, человек создаёт отрицательное, разрушительное).

— Какое знание вы получили на данном уроке? Как вам может это пригодиться в вашей жизни?

(Ответы учащихся).

— В конце нашего занятия я бы хотела обратиться к вам и сказать следующее. Вам жить и творить, ребята. Ваше поколение ещё не воюет, но моё поколение уже взяло в руки оружие, уже участвует в войнах, забирая чужие жизни. А вы должны суметь противостоять злу и насилию, научиться жить без войны.

Урок окончен. Спасибо за работу!

Свежие документы:  Урок в 6 классе по теме: "М.Ю. Лермонтов. Стихотворение «Тучи». Мотивы одиночества и тоски поэта-изгнанника"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: