Конспект урока литературы
Новаторство Чехова-драматурга
Тип урока: урок изучения нового материала.
Главный вопрос урока: «В чём новаторство А.П. Чехова?»
Цели урока:
образовательные: организовать деятельность учащихся по восприятию текста, содействовать осмыслению учащимися идеи и сюжета произведения, способствовать пониманию учащимися аспектов мировоззрения автора;
развивающие: способствовать развитию исследовательских и творческих способностей учащихся, коммуникативной компетенции;
воспитательные: приобщать учащихся к нравственным ценностям.
Оборудование: текст, иллюстрации к пьесе А.П. Чехова «Вишнёвый сад», портрет А.П. Чехова, презентация.
Логика урока
1 мин. | |
| 2 мин. |
| 3 мин. |
| 5 мин. |
| 6 мин. |
| 9 мин. |
| 8 мин. |
| 4 мин. |
| 4 мин |
Ход урока:
I.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Учитель: Здравствуйте! Сегодня мы завершаем изучение драматического наследия А.П. Чехова, его пьесы «Вишневый сад».
II. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ
Учитель: «Вишневый сад» — последнее свое произведение А.П. Чехов писал, превозмогая болезнь, стараясь не замечать изнуряющего кашля. Несмотря на предчувствие конца, писатель создал произведение, проникнутое глубоким оптимизмом, верой в то, что человечество идет к высшей правде. В прекрасных словах: «Вся Россия — наш сад» выражена мысль, близкая к идее рассказа «Крыжовник». Не о вишневом саде, не о собственном поместье нужно мечтать человеку, он должен думать о благе родины.
Чехов начал драматургическую деятельность в пору упадка русского театра. Равнодушие к общественным идеалам, охватившее в связи с политической реакцией 80-90-х годов XIX в. значительную часть русского общества, отразилось на театральном репертуаре. Зритель зачастую искал в театральных спектаклях лишь острых положений, внешних эффектов, занимательности. А.П. Чехов не мог потакать ему.
Ни острого сюжета, ни сложной, запутанной интриги, ни необычных ситуаций — ничего этого в пьесах А.П. Чехова нет. В них изображаются не какие-нибудь исключительные события, а обычное, повседневное состояние человека. Тема нашего урока «Новаторство Чехова-драматурга».
III.БЕСЕДА О СЮЖЕТЕ ПЬЕСЫ
Учитель: Давайте побудем в роли исследователей и установим, в чем новаторский характер драматургии Чехова. По ходу работы составляйте план изложения материала. Итак, вспомним сюжет пьесы «Вишневый сад». Перед нами бедная событиями будничная жизнь. Раневская возвращается в свое имение. Встреча с близкими людьми, грустные и взволнованные разговоры за чашкой кофе, воспоминания о прошлом, планы на будущее, житейские заботы. А в то время, помимо воли героев, решается их судьба, судьба вишневого сада, разоряется родовое гнездо. Все буднично, привычно. Можно ли было создать эффективные, впечатляющие сцены?
Ученик: Да, можно, например, жизнь Раневской в Париже, встреча с ярославской бабушкой, аукцион.
Учитель: Все это проходит за сценой, но живет в сознании читателя, зрителя. А.П. Чехов стремится к изображению обыденности в жизни людей. Посмотрим, каков характер драматического конфликта у Чехова. Охарактеризуйте взаимоотношения Раневской с Лопахиным, Лопахина и Трофимова, т.е. людей, в отношениях которых можно было бы ожидать непримиримости, резких столкновений.
Ученик: Лопахин благоговит перед Раневской («Хотелось бы только, чтобы вы мне верили по-прежнему, чтобы ваши удивительные, трогательные глаза глядели на меня, как прежде!»), дает ей взаймы, советует, как спасти имение («Хороший она человек, легкий, простой»).
Раневская расположена к Лопахину, не прочь выдать за него Варю. Трофимов уважает Лопахина («У тебя тонкие нежные пальцы, как у артиста, у тебя тонкая нежная душа… Все-таки я тебя люблю»). Лопахин предлагает Трофимову помощь.
IV. АНАЛИЗ ЛЕЙТМОТИВА ПЬЕСЫ
Учитель: А тем временем неумолимо приближается развязка — продажа имения вишневого сада — это лейтмотив пьесы:
1 действие — Вишневый сад продается за долги.
2 действие — 22 августа будет продаваться вишневый сад.
3 действие — вишневый сад продан. Приходите смотреть, как Ермолай Лопахин хватит топором по деревьям.
4 действие — Вдали слышен стук топора.
V. БЕСЕДА О КОНФЛИКТЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Учитель: Мы видим в пьесе конфликт не между действующими лицами, а между желаниями героев и реальностью. А какое место в пьесе занимает любовная интрига?
Ученик: Небольшое. Не она движет сюжет. Главное — конфликт человека с жизнью. И это ощущают даже те, кто живет обеспеченно, целеустремленно (Лопахин «О, скорее бы все это прошло, скорее бы изменилась как-нибудь наша нескладная, несчастливая жизнь»).
VI. АНАЛИЗ РОЛИ ПЕЙЗАЖА, ПАУЗ, РЕМАРОК
Учитель: Раскрывая идейное содержание произведения, Чехов заставляет всматриваться в характеры, поведение людей, вслушиваться в их речи, понимать героев. Помогает этому психологический подтекст. Какую роль играет пейзаж в чеховской драме?
Ученик: Лирическое отношение Чехова к родине и природе, боль за разрушение ее красоты составляют подводное течение пьесы (Варя: «Уже взошло солнце, не холодно… Какие чудесные деревья» Боже мой, воздух! Скворцы поют!», Любовь Андреевна «О, сад мой! Весь, весь белый! После темной ненастной осени и холодной зимы опять ты молод, полон счастья, силы небесные не покинули тебя…»).
Учитель: Какую роль выполняют ремарки, паузы?
Ученик: Они передают переживания героев, движения их чувств. Ремарки врастают в ткань произведения (в первом действии их свыше ста). Паузы придают значительность только что сказанному, углубляя, обостряя восприятие, заставляя переоценить смысл сказанного, помогают угадать недосказанное, облегчают переход от одной темы к другой.
Учитель: Для раскрытия идейного содержания произведения важны слуховые эффекты, придающие символический смысл отдельным деталям и картинам. Найдите их в тексте.
Ученик: сцена вечером, вырубка сада.
VII. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ
Учитель: Подведём итоги нашему исследованию. В чём же заключается новаторство А.П. Чехова-драматурга?
Ученик: называют и записывают в тетради.
Оригинальная композиция, две параллельные сюжетные линии. Отметим оригинальность композиции «Вишневого сада». В центре не герои и не события, а сад, к которому проявляется различное отношение действующих лиц, с садом соотносятся их переживания. Одна сюжетная линия связывается с уходящим со сцены дворянством (Раневская, Гаев и их окружение) и пришедшей на смену буржуазии в лице Лопахина. Этот конфликт разрешается в пользу торжествующего Лопахина, «хищного зверя», по определению Пети Трофимова. Другая сюжетная линия: романтическая мечта молодых героев сталкивается с практицизмом Лопахина, по воле которого вырубается чудесный вишневый сад. «Вся Россия — наш сад» — так мечтают Петя и Аня.
Жанр лирической комедии. Оригинальная композиция органически сливается с жанровым своеобразием пьесы. Почему пьесу называют лирической комедией? Во-первых, в комедии обязательны коми- ческие положения и комические персонажи. (Здесь это Шарлотта, Яша, Епиходов, Симеонов-Пищик.) Во-вторых, важнейшим элементом драматического жанра является пафос. Пафос этой пьесы не драматический, а комическо-лирический. Постоянно чувст- вуется как бы присутствие автора, его насмешливое, иногда участливо-грустное отноше- ние к героям.
Индивидуализация речи персонажей. Мастерски используется индивидуализация речи персонажей, например Гаева. При- ем пародийности — один из важнейших элементов комедии. Лакей Яша — выразительная и яркая пародия.
Велика роль подтекста. Своеобразие, неповторимый колорит чеховских пьес создает подтекст — второй смысл, второе звучание фразы, которое автор тонко вкладывает в уста своих героев, в музыкальное и шумовое оформление.
Аккомпанемент — важнейший элемент психологизма пьесы. В пьесе «Вишневый сад» лирическая грусть, переживания, воспоминания усилива- ются аккомпанементом. Старинный шкаф отпирается со звоном; ранним утром Варя слушает пение скворцов, доносящееся из сада; постоянным спутником компании является гитара, на которой играет Епиходов. Потом мы услышим и звук оборванной струны. Ночью мы слышим завывание ветра, стук колотушки сторожа. Под оркестр не только танцуют и плачут, под музыку вступает в старинные владения дворян новый хозяин — купец Лопахин. И наконец, мы слышим стук топора. Рубят вишневый сад. Аккомпанемент — важнейший элемент психологизма пьесы. Он способствует усилению соответству- ющего настроения.
Особое значение в пьесе имеют ремарки.
Учитель: Таким образом, мы видим, что пьеса « Вишневый сад» оригинальна и является новаторской по жанру, сюжету, композиции, по способам раскрытия характеров. Анализ этих сторон драматического произведения даст возможность изучающим осмыслить известный поворот в драматургии в начале XX века, понять художественное построение пьесы в «новом ключе».
VIII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Учитель:
IX. РЕФЛЕКСИЯ
Учитель: Какое впечатление у вас оставило изучение пьесы А.П. Чехова «Вишневый сад»? Перед вами карточки, заполните их, продолжив предложения:
— Мне понравилось…
— Мне не понравилось…
— Я хотел(а) бы…
Ученик: заполняют.
Учитель: Спасибо за урок. Всего доброго!
5