Тема: «О чем плакала Авдотья Самсоновна?»
(По повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель»)
Цели:
1.Рассмотреть нравственные проблемы, поставленные в повести.
2.Вызвать чувство сопереживания к героям произведения.
3.Совершенствовать умения анализа изучаемого произведения.
4.Стимулировать познавательный интерес и поисково-исследовательскую деятельность
I. Предварительное домашнее задание к уроку:
— дочитать повесть.
— составить вопросы для обсуждения в классе.
— создать таблицы: 1) «Жизнь Самсона Вырина до и после потери Дуни: портрет, жилище»; 2)«Жизнь Дуни на станции и у Минского: портрет, занятия».
— индивидуальное задание: 1)исследование «Музей в Выре», 2)исследование «Слово бедный в пушкинской повести».
Оборудование: «Уроки литературы «Кирилла и Мефодия». 5-6 классы».
II. Ход урока.
Учитель:
— Вы прочитали повесть «Станционный смотритель». Какие вопросы вы хотели бы обсудить?
(Предполагаемые ответы:
— Почему Дуня оставила отца?
— Почему она не приезжала к отцу?
— Как сложилась ее судьба?
— Стала ли она счастливой?)
Ваша цель на уроке:
-понять, почему герои действуют так или иначе, и дать свою оценку их поступкам.
— Чтобы ответить на эти вопросы, нужно внимательно вчитываться в текст повести. Начинается она с описания жизни станционных смотрителей. Откуда так хорошо известно Пушкину их жизнь?
III. Сообщение по исследованию «Дорожный быт пушкинской поры».
«В деревне Выра Гатчинского уезда Ленинградской области находится «Домик станционного смотрителя» — первый в стране музей литературных героев, созданный по повести А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Музей открылся в октябре 1972 года в сохранившемся здании Вырской почтовой станции. В пушкинское время здесь проходил Белорусский почтовый тракт, и Выра была третьей станцией от Петербурга. Она обслуживала прогон в 25 верст Гатчина-Выра. Здесь путешествующие меняли лошадей.
Пушкин тоже много путешествовал. Он в 1820 году имел чин 10-го класса и мог получить только двух лошадей.
Он был на редкость легок на подъем, причем любил ездит один – ямщик не в счет. Легкий, общительный, он любил и радостно вверял себя долгому дорожному одиночеству.
Сотни почтовых станций довелось посетить, со многими смотрителями встречаться. Не менее 13 раз он бывал на на Вырской станции, которую народное предание связало с повестью «Станционный смотритель».
Сообщение сопровождается просмотром кадров фильма «Музей в Выре» («Уроки литературы «Кирилла и Мефодия». 5-6 классы»).
IV.
— Как относился Пушкин к станционным смотрителям, с которыми ему доводилось встречаться?
(Он их жалел, относился к ним по-человечески. Видел в них людей не ниже себя по чину, а просто людей, достойных сочувствия).
V.
— Особенно тронула его история Самсона Вырина.
— Что случилось в жизни этого человека?
— Жизнь его разделилась на две части: жизнь с Дуней и после ее потери.
— Как он жил до потери любимой дочери и после?
(На доске заполняется таблица)
После | |
Портрет: человек лет пятидесяти, свежий и бодрый. Длинный зеленый сюртук с тремя медалями на полинялых лентах. самовар | Но как он постарел! Седина, глубокие морщины давно небритого лица, сгорбленная спина. Хилый старик. |
Жилище : Картинки, изображающие историю блудного сына. Горшки с бальзамином. Кровать с пестрою занавеской. | Картинки, изображающие историю блудного сына, на окнах не было цветов, ветхость и небрежение. |
Также разделилась жизнь Дуни.
— Как она жила на станции? У Минского?
У Минского | |
Портрет: девочка лет четырнадцати. Большие голубые глаза. Красота ее меня поразила. | Одетая со всею роскошью моды. Сверкающие пальцы. Прекрасная барыня. Карета в шесть лошадей, моська. |
Занятия: За перегородкой шила себе платье. Ею дом держался
|
— Где ей было лучше?
— У Минского?
— Почему же тогда отец хочет ее забрать? Может, он ее не любит и хочет, чтобы она была несчастна?
VI.
— Посмотрим, что за человек – Минский. Как он себя ведет при появлении на станции?
(Для него ничего не стоит ударить человека, который ниже его по чину. И лишь появление Дуни спасает станционного смотрителя от его побоев)
— А как вы оцениваете то, что он тайно увозит Дуню?
— А как он ведет себя в Петербурге с отцом Дуни? Дайте оценку его поступкам. Как он должен был бы поступить?
(Он сначала хотел откупиться от Самсона Вырина, а потом вытолкнул его. То есть он не проявил к нему того уважения, с каким он должен был относиться к отцу своей избранницы).
— Если он так относится к станционному смотрителю, то как он может относиться к Дуне?
(Он содержит ее, она не жена ему, потому что живут они отдельно.
Она богато одета, на руках кольца).
— Итак, не случайно Самсон Вырин хочет увезти обратно свою дочь.
Он не верит в возможность счастья с Минским. Что он сказал по поводу дальнейшей ее судьбы?
(«Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да в бархате, а завтра поглядишь, метут улицу с голью кабацкою. Как подумаешь порою, что и Дуня , может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь, да пожелаешь ей могилы…»)
VII.
— Слова его не сбылись. Может быть, сбылись слова Минского? («Но не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово»). Ведь он обещал сделать ее счастливой.
— В конце повести Дуня возвращается домой. Выразительное чтение отрывка «Это случилось осенью…(до конца повести)».
VIII.
-Какую библейскую историю напоминает нам ее возвращение?
— Чья судьба сложилась счастливее? Ее или блудного сына?
(Демонстрация картины Рембрандта «Возвращение блудного сына»)
( Блудный сын беден, ему нечего есть, но дома его встречает отец и прощает его. Дуня богата. У нее карета, запряженная шестеркой лошадей, моська, кормилица. Но что ее встречает вместо объятий отца? «Черный крест, вместо дома – «голое место)
IX. Исследование «Слово бедный в повести «Станционный смотритель»
— Слово бедный имеет несколько значений. В каком значении и по отношению к кому используется оно в повести?
БЕДНЫЙ, –ая, –ое; –ден, –дн