Конспект урока по Литературе ««Проблема нравственного выбора в рассказе Н.С. Лескова «Человек на часах»» 7 класс


Конспект урока по литературе в 7 б классе.

Учитель русского языка и литературы Пенькова Е.А.

МОУ СОШ №1 с. Покойного Буденновского района



«Проблема нравственного выбора в рассказе Н.С. Лескова «Человек на часах».



Цели:

Образовательные:

  • Разобрать с учащимися основные проблемы рассказа Н.С.Лескова.

  • Определить идею произведения.

  • Продолжить работу по формированию умения анализировать эпический текст путём включения учащихся в исследовательскую работу.


Развивающие:

  • Создать условия для развития у учащихся умений формулировать проблемы, находить и определять средства выражения авторской позиции, давать оценку героям, формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её.

  • Развивать навык работы с текстом художественного произведения

  • Развивать умения учащихся определять позицию автора в произведении, роль иронии в раскрытии идеи.

  • Обогащать лексикон учащихся (знакомство с новыми словами «гуманизм», «либерализм»).

Воспитательные:

  • Привлечь внимание воспитанников к проблеме нравственного выбора «в борьбе между служебным долгом и состраданием».

  • Воспитывать чувство истинного патриотизма на примерах классической литературы.

  • Воспитывать культуру речи.

  • Воспитывать умение слушать ответы одноклассников, давая им возможность высказать свою мысль.


Оборудование:

Для учителя:

  • Конспект урока, текст рассказа, портрет писателя (на доске), доска с ключевыми датами эпохи 20-30-х годов Х1Х века, мультимедийный проектор, экран, компьютер, дискета с фотографией памятника Н.С.Лескову.


Для учащихся:

  • Текст рассказа, письменные принадлежности, тетрадь, дневник.


Конспект урока


Этапы урока

Содержание

Примерные ответы

учащихся

Примечание

1.Организационный момент.

Не забудьте приготовить тетради, дневники, текст рассказа «Человек на часах».


Слайд 1.

2.Постановка целей урока.








































3.Исследование.










































1)Ролевая игра.









2)Лексическая работа.














3)Ролевая игра.


4)Выступление инвалидного офицера.


5)Работа с текстом.



Слово учителя: Сегодня мы проведем не совсем обычный урок. Это будет небольшое расследование одного происшествия, которое очень детально описал в своем рассказе «Человек на часах» Н.С.Лесков. Мы совершим экскурсию в прошлое, в 19 век, окажемся в зале военного суда и постараемся ответить на сложный вопрос, который затронул автор в своем рассказе.

Историк: Вот о чем мы узнаем из хроники прошлого:

Зимою, около Крещения, в 1839 году в Петербурге произошло невероятное событие. Солдат Измайловского полка самовольно оставил пост и спас тонущего в Неве человека.

Учитель: Отчасти это событие превратилось в придворный анекдот, который донес до нас автор Николай Семенович Лесков.

Он пишет: «Вымысла в наступающем рассказе нет нисколько».

Первоначально автор назвал свой рассказ «Спасение погибавшего», но потом заменил название на «Человек на часах».

Вы к сегодняшнему уроку должны были прочитать рассказ Лескова «Человек на часах».

Рассказ «Человек на часах» был опубликован в 1887 году в журнале «Русская мысль под названием «Спасение погибавшего».

Учитель: Интересно, почему Лесков изменил название рассказа? Попробуем в этом разобраться.

Но прежде давайте представим Петербург того времени.

Выступление ученика: «Сообщение о Петербурге середины 19 века» (видеоролик).

Учитель: И вот однажды в городе произошло событие, которое описывает Н.С. Лесков. А не пригласить ли нам участников, чтобы от первых лиц узнать о злополучном происшествии?


Выступление ученика.

Рассказ солдата Постникова о происшествии ( от 1 лица)

Учитель: Да это неслыханный проступок!!! Или поступок????

Объяснение значения слов поступок и проступок. Запись значения слов в тетрадях.

Дети объясняют значение слов. Пытаются сделать первые выводы.

Учитель: Факты — неумолимая вещь. Есть и другие свидетели происшествия. Например, офицер инвалидной команды. Пригласим и его.






Учитель:

Кто из двух приглашенных сказал правду? Докажем это текстом.

Каковы цели сегодняшнего урока?

Определение целей урока учениками.

Ученики читают выдержки из текста, высказывают свое отношение к происходящему.

Учитель: Итак, ваши симпатии на стороне солдата Постникова. Однако Постников нарушил воинский устав.

Выступление ученика по теме «Воинский Устав в 19 веке»:

Тезисы:

1.Устав- это……

2.Он возник еще в…..

3. Основными пунктами воинского устава являются…..

4.Наказание солдат, нарушивших устав.

Учитель: Изменилось ли ваше мнение о поступке Постникова после того, что вы узнали из нашего исследования?





Проголосуйте карточками (черные — против поступка солдата, белые — за Постникова).

Давайте вспомним, в каком полку служил Постников.

Ученики: в Измайловском полку.

Какой выбор предстояло совершить солдату?



Слайд 2.

4. Определение темы урока.

Запишем в тетрадях тему урока: «Проблема нравственного выбора в рассказе Н.С. Лескова «Человек на часах» .



5.Создание проблемной ситуации.

Вы прочитали рассказ. Кратко ответьте, о чём рассказ?



Каждый герой в этом рассказе стоит перед проблемой выбора, назовите героев.


Поступок каждого героя характеризует его с нравственной точки зрения. Попробуем разобраться в причинах поступков каждого героя, но прежде познакомимся с характерными чертами той исторической эпохи, о которой идёт речь в рассказе.

О том, как караульный спас утопающего посредством нарушения приказа.


Постников, офицер инвалидной службы, Миллер, Свиньин, Кокошкин, владыка.




1)Слово учителя.

Знакомство с исторической эпохой:

Как вы думаете, почему автор указывает точную дату?


Докажите текстом: когда и где произошёл рассказанный автором случай?


Есть ли ещё в тексте ссылки на то, что повествование претендует на реальность изображаемого?














Какие события совершались в непосредственной близости от этой даты?

















Наступила эпоха всеобщего страха. Жандармы держали под наблюдением всю страну, большинство боялось хоть чем-нибудь разгневать царя. Провинившихся хоть в чём-нибудь солдат избивали палками, прогоняя сквозь строй, а офицеры следили, чтобы солдаты били своего товарища изо всех сил. Часто после таких наказаний человек умирал. Простой человек чувствовал своё полное бесправие.


В основе рассказа лежат действительные события.


«Зимою, около Крещения…»


В 1839 году, в Петербурге


Да, в рассказе упоминаются исторические персонажи:

Миллер Николай Иванович – генерал-лейтенант, директор Александровского лицея в период царствования Николая 1.

Кокошкин Сергей Александрович – в 1830 году был петербургским обер-полицмейстером, потом сенатором.

Упоминание о великом князе и императоре.




1825 год – смерть Александра 1, восстание декабристов


1826 год – коронация Николая 1 (организован постоянный надзор за недовольными царской властью, ужесточение цензорской службы, организация третьего отделения полиции, следившее за простыми людьми)

1837 год – смерть Пушкина, стихотворение «Смерть поэта» Лермонтова, ссылка Лермонтова

1841 год – смерть Лермонтова




Даты заранее написаны на доске, дети называют события






















Слайд 3.

6.Работа с текстом.
































































1)Изобразительно-выразительные средства.

Работа со 2 главой:

Что мы узнаём об условиях караульной службы Постникова?


Работа с 4 главой:

Как оценивает Лесков эпоху царствования Николая 1?


В чём заключалось для Миллера «страшное несчастье»?



Какая черта характера Постникова заставила его покинуть пост и спасти тонущего?


Может ли такими качествами обладать военный? (По мнению автора и по мнению других героев рассказа)










Как называет Свиньин таких людей?


Знакомство с понятием «гуманизм». Подберите синоним.


На чьей стороне автор?


Тогда определите позицию автора по отношению к выбору героя.


А как вы считаете, прав ли Постников, который не смог противиться голосу сердца и спас утопающего? Почему?




Анализ образов других героев:

Чем озабочены Миллер, Свиньин и Кокошкин? Что их объединяет?



Какой выход был найден?





Зачем Кокошкин пошёл на хитрость, ложь, передёргивание фактов?


Что означает данный фразеологизм?






Кто на самом деле вышел сухим из воды (в прямом и переносном смысле этого фразеологизма)?









А кто понёс наказание?



Почему Свиньин беспокоится, чтобы Постников прошёл через строй молодых солдат?


Над чем иронизирует в финале истории автор?

В чём заключается ужас ситуации?




А какова позиция автора? (18 глава)







«Пора была самая тихая и безмятежная»




«Страшное несчастье» (3 глава)


Караульный покинул пост (пусть даже тот, которому ничто не угрожало)



«Очень чувствительный», «сердце очень непокорное», «истерзался сердцем»,



Автор с тоской говорит, что «гуманность» Миллера «вредила ему по службе во внимании высшего начальства» (глава 2), без симпатии даёт обличительную характеристику «службисту» Свиньину (7 глава). Лесков показывает, что хорошую военную карьеру делают только те, кто не заражён «гуманизмом».


«слабые офицеры», «люди распущены»


Человеколюбие, сострадание.




На стороне Постникова.


Человек может утонуть, а будка не убежит.



Прав, т.к. хоть и понимал, что спасая жизнь тонущему, губит себя, но иначе поступить не может. И не прав, т.к. нарушил присягу, оставив свой пост.



Как представить случившееся с наименьшими для себя отрицательными последствиями.



Награждение другого, офицера инвалидной роты, воспользовавшегося ситуацией в угоду себе.


Из страха перед царём. Хотел «выйти сухим из воды».



Благополучно для себя завершить какую-либо неприятную историю и суметь доказать свою непричастность и невиновность.



Лжегерой-офицер, получивший награду за подвиг; Миллер и Свиньин, которые отделались лёгким испугом; Кокошкин, удовлетворённый тем, что к нему, как к влиятельному лицу, обратились и он всех «прикрыл».




Постников наказан в полной мере


Они не испорчены либерализмом



Сцена в госпитале – ложная забота о солдате


Постников в самом деле доволен и благодарен, потому что, сидя 3 дня в карцере, он ожидал гораздо худшего.


«Я думаю о тех людях, которые любят добро просто для самого добра и не ожидают никаких наград за него где бы то ни было»

«Рассказ о святом порыве любви и не менее святом терпении»




















Слайд 4.



































































Прочитать (глава 14)


Объяснить слово «либерализм»


Слайд 5.

2)Определение идеи рассказа.

Что же такое: уметь делать добро?


Что для Постникова было невыносимее всего?


Почему же автор изменил название рассказа? Какое слово является главным в названии?


А остальные герои рассказа, эти гуманисты и службисты? О ком думают они?



(Дополнительно): Есть ли в рассказе говорящие фамилии? Прокомментируйте.


О чём хотел сказать читателям в этом рассказе Н.С. Лесков?



















Запишем идею рассказа в тетрадь.

Это значит — не уметь делать зла.


Слышать крики и мольбы о помощи и не помочь.



Человек, который думает о другом человеке.



Только о себе, находя оправдания, прикрываясь службой.


Постников, Свиньин




В государстве, в котором всё построено на страхе людей за собственное благополучие, проявление человеколюбия создаёт помеху и опасность для тех, кто стоит у власти, люди перестают понимать, где добро, а где зло. Человек перестаёт быть личностью и становится частью огромного механизма, который заботится лишь о том, как бы чего не вышло. Лесков предупреждает, что если человеколюбивый поступок вызывает сомнение, то это значит, что надо остановиться и задуматься: почему наша жизнь идёт неправильно?







































Записывается то, что подчёркнуто

7.Рефлексия.

В России, в городе Орле, есть памятник Н.С. Лескову. (Как вы думаете, почему именно там?)


Памятник стоит рядом со зданием гимназии, в которой учился Лесков. Памятник необычный: это целая скульптурная композиция. В центре площади изображён сам писатель. Он сидит на диване в спокойной позе. По краям площади на отдельных постаментах стоят скульптуры.


Как вы думаете, что они изображают?


Угадайте одного, который там точно есть.


Как вы думаете, почему?





Как вы думаете, есть ли что-то, что может объединить сказ о тульском Левше и рассказ «Человек на часах»?

Орёл — родина писателя.

















Это изображение героев произведений Лескова.


Среди них есть и Левша.



Левша – обобщённый образ простого русского человека, переживающего за судьбу Родины.


Да, Н.С. Лесков затрагивает проблему нравственного поступка человека, проблему власти в России в Х1Х веке.

Слайд 6, 7




Слайд 8, 9














Демонстрация памятника и фотографий музея Лескова в г. Орле

Домашнее задание

Напишите ответ на вопрос: Н.С.Лесков заставляет нас задуматься над вопросом, что важнее, долг или совесть….

Я бы в похожей ситуации поступил так…




Используемая литература:


  1. Турьянская Б.И., Холодкова Л.А., Виноградова Е.А., Комиссарова Е.В. . Литература в 7 классе: Урок за уроком. – М.: ООО «торгово-издательский дом «Русское слово» — РС», 2000.

  2. Чертов В. Ф., Трубина Л. А., Ипполитова Н. А. и др. Уроки литературы: 7 класс: Пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Под ред. В. Ф. Чертова. – М.: Просвещение, 2009.

  3. Лесков Николай Семенович — Материал из Википедии — свободной энциклопедии.


Свежие документы:  Урок нравственности "Наставление отца сыну"( по литературному памятнику 16 века. "Домострой"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: