Конспект урока по Литературе «С. Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» — поэма на историческую тему» 8 класс


Тема: «С. Есенин. Слово о поэте. «Пугачёв» — поэма на историческую тему».

Цели: расширить представления учеников о личной и творческой биографии поэта;

развивать навыки выразительного чтения, анализа поэтического текста;

дать понятие о драматической поэме.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Слово учителя.

«В этом имени слово – «есень»

Осень, ясень, осенний цвет.

Что-то в нём от русских песен:

Поднебесье, тихие веси.

Сень берёз и синь – рассвет.

Что-то есть в ней и от весенней

Грусти, юности, чистоты…

Только скажут: « Сергей Есенин»

Всей России встают черты!»



Сегодня на уроке мы будем говорить с вами о поэте Сергее Есенине, его творчестве. Давайте вспомним его биографию. (показ слайдов, подготовленный учеником)

С начальных классов мы знаем стихи Есенина. Это поэт, пишущий о природе. Вспомните, наиболее известные его стихи. (Подготовленные ученики читают стихи Есенина 2-3 чел)

-Ребята, каково ваше восприятие поэзии Есенина? Почему вы выбрали именно эти стихи?

  1. Объяснение нового материала.

— Ребята, а что вы знаете о Емельяне Пугачёве? (слайд №1)

Вспомните, в каких произведениях мы уже встречались с этим историческим лицом?

— Ребята, сейчас мы с вами будем работать в группах. Вы должны, выслушав сообщения своих товарищей, заполнить графу таблицы. В этом вам помогут вопросы. На которые вы должны будете ответить.

— Каким изображён Емельян Пугачёв в данном произведении?

— Как он относится к своим врагам, народу?

— Как народ относился к Пугачёву? С чем это связано?



(Ответы учащихся)

Народные песни

«Капитанская дочка» Пушкин

«Пугачёв» Есенин

добрый молодец, походы удалые, народный заступник, родный батюшка, красное солнышко


народ любит его и гордиться им, восхищается его смелостью, решительностью, верит в его могущество, справедливость
.

Многогранная, сложная и противоречивая личность,

глубокая связь с народом, носитель лучших черт русского народа, обладает находчивостью, сметливостью, умом, наблюдательностью, очень жестокий человек, хладнокровный и равнодушный к чужим человеческим судьбам,

проявляет свое великодушие, благородство, он помнит добро, может быть благодарным

лучшие черты русского характера: живой ум («Я значенье свое разгадал…»), молодецкая удаль, честность, справедливость, ненависть к угнетателям, верность своему делу, особенное чувство родины. Образ романтического героя-странника, человечный и земной.

Он постоянно внутренне меняется, его душа мечется,

сомневается, ищет выход,

борется сама с собой.




— Каким изображается Пугачёв в народных песнях? (Сообщение подготовленного ученика)

— Каким изображает Пугачёва А. С. Пушкин? (Сообщение подготовленного ученика)

— Сергей Есенин тоже не обошёл тему Пугачёва стороной

В 1920 году заинтересовался восстанием Пугачева, в 1921 году совершил поездку по местам восстания, изучил документы. В этом же году написал поэму «Пугачев»

«Пугачев был почти гениальным человеком…» — считал С.А. Есенин

Дома вы прочитали отрывки из поэмы.

— Как в поэме Есенина показан образ Пугачёва?

— Каким изображён в поэме народ? Как он относится к Пугачёву

Ребята, давайте посмотрим, как вы заполнили таблицу, что у вас получилось? (Сообщение учеников)

— Каково же отношение авторов к образу Пугачёва? (Слайд №2)

— Какой же вывод мы можем сделать? ( слайд №3-4)

4. Итог урока.

Летом 1922 года Есенин читал поэму «Пугачёв» М. Горькому в Берлине. Горький вспоминает об этом так: «взволновал он меня до спазмы в горле, рыдать хотелось. Помнится, я не мог сказать ему никаких похвал, да он – я думаю – не нуждался в них».

— Какое настроение вызвала у вас поэма Есенина?

5. Домашнее задание: выразительное чтение монолога Пугачёва и Хлопуши, читать рассказ Шмелёва «Как я стал писателем».















Свежие документы:  Тест по литературе "Литература как искусство слова" 5 Класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: