Конспект урока по Литературе «Сохрани душу». По повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» 8 класс


Схема конспекта урока


 Аттестуемый педагог Перепелицына Любовь Васильевна

Предмет литература Класс 8

Тема: «Сохрани душу». По повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель». 


Цель: Создание условий для развития коммуникативной, информационной компетентностей обучающихся, включающих креативные навыки продуктивной деятельности, при изучении повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель» .


Задачи:

содействовать формированию знаний нравственных принципов христианской морали;

создать условия для совершенствования навыков сравнения фрагментов разных произведений;

способствовать обогащению словарного запаса обучающихся;

формировать умение самостоятельно пополнять знания, используя метод сопоставления при анализе произведений;

создать условия для формирования навыков работы с художественным текстом;

создать условия для саморазвития обучающихся, развития творческих способностей;

формировать умение прогнозировать, организовывать и оценивать свою деятельность;

приобщать к опыту эмоционально-ценностного отношения к миру, образного восприятия;

совершенствовать читательский вкус.






Тип урока: урок изучения новых знаний и способов действий.

Форма урока: урок-поиск.

Межпредметные связи: музыка, изобразительное искусство.


Оборудование: учебник, проверочные карточки (ПК) для групповой и парной работы ; оценочные жетоны 3символов, музыкальные фрагменты : Ю. Громов, Дм. Попов «Родители», «Помолимся за родителей»;

репродукция картины Рембранта «Возвращение блудного сына» ; евангельская притча о блудном сыне; видеофрагмент; иллюстрации учащихся;

компьютер, проектор, презентация «Сохрани душу». По повести А.С. Пушкина «Станционный смотритель».

Используемые учебники и учебные пособия: 

Учебник под редакцией Кутузова А.Г. и др. В мире литературы .8 кл. Дрофа 2008




Этапы работы

Содержание этапа

1.

Организационный момент.

(1 мин.)

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: Способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.

Задачи:

-создать положительный эмоциональный настрой;

— Включить обучающихся в продуктивную деятельность.


Методы и приемы: словесные, наглядно – практические, проблемного изложения, самоконтроля.



Включение детей в деятельность.

Вступительное слово учителя. Музыкальные фрагменты : Ю. Громов, Дм. Попов «Родители»,

Литература призвана вселять в души красоту, стремление к прекрасному, возвышенному. Но настоящее искусство всегда обращено к человеку. Именно литература   может многое: пробудить и сохранить душу, наполнить её добротой и помочь сделать свой нравственный выбор. Родители и дети – люди, связанные воедино. Мать и отец дают жизнь своему ребенку, отвечают перед Создателем за то, каким человеком он вырастет. Они, подобно свече, горят, освещая жизненный путь своему чаду. Но, к сожалению, дети, иногда не понимая и не ценя этой жертвенности, отрекаются от родителей. Они чувствуют в себе силы идти по жизни без родительского благословения… Правы ли они? На этот вопрос нам поможет ответить повесть А.С.Пушкина «Станционный смотритель». Нашими героями станут Самсон Вырин и его дочь Дуня. Мы попытаемся понять мотивы их поступков, попробуем оценить их.


2.

Опрос учащихся по заданному материалу. (6 мин.)

Цели, которые учитель ставит перед учениками:

Показать



продемонстрировать) понимание идейно-художественного своеобразия повести;

умение анализа художественного текста; умение логического, аналитического мышления учащихся; умение монологического высказывания с элементами драматизации;

Цель, которую учитель хочет достичь: проконтролировать и оценить знание текста художественного произведения; умение анализа художественного текста; умение логического, аналитического мышления учащихся; умение монологического высказывания с элементами драматизации; развивать критическое мышление обучающихся;

Методы : проблемные, словесные, метод контроля

Методы стимулирования: похвала.

Методы оценивания: самооценка, отметка.





Ваша работа на протяжении всего урока будет оцениваться с помощью оценочных жетонов 3 символов: жетон «Самсон Вырин» – «5 баллов», жетон «Дуня»– «4 балла», «Минский»– «3 балла». Общая оценка за урок будет складываться по накопленным жетонам и баллам за итоговый тест. Максимальное количество за урок – 30 баллов. От 20 до 30 баллов — оценка «отлично», от 10 до 20 баллов – оценка «хорошо», от 10– оценка «удовлетворительно». ( Правила и критерии оценки на доске).

Учитель:

1. Словарная работа.

Устаревшие слова и выражения:

Коллежский регистратор — чиновник низшего (14) класса.

Подьячий — младший чиновник в допетровской Руси

Фельдъегерь — правительственный курьер.

Подорожная — документ на право пользования казенными лошадьми.

На перекладных — меняя лошадей на каждой станции.

Прогоны — плата за пользование лошадьми.


2. Итак, знакомимся: Самсон Вырин и его дочь Дуня. Выслушаем наших героев и ответим на вопрос. Как зовут героя? Чьё имя носит? Самсон – библейский герой богатырь. Соответствует ли имя героя его образу? Нет. Автор иронизирует. Ирония- скрытая насмешка.

Монологическое высказывание с элементами драматизации №1.

( Выступают заранее подготовленные ученики) Самсон Вырин:

-Я рад приветствовать Вас, милостивые господа! Я — Самсон Вырин, станционный смотритель, чиновник четырнадцатого класса. Да, я нахожусь на нижней ступени служебной лестницы, но долг свой я выполняю свято. Каждого, кто обращается ко мне за помощью, я стараюсь не обидеть, помочь ему. Другое дело, как относятся ко мне… Бог им судья… Несмотря ни на что, моя жизнь освещена добрым, радостным светом, имя которому Дуня. Это моя единственная, неповторимая доченька, моя радость, гордость, надежда. Да вот она и сама!

Дуня:

Здравствуйте, меня зовут Дуня. Папенька так много лестного сказал обо мне! Но он мог бы этого не говорить, ведь я знаю, что это так. Я стараюсь во всем его поддерживать и никогда его не огорчать.







3.

А).

Изучение учебного материала.

(19 мин)

Актуализация опорных знаний.

(8 мин.)

Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: уметь рассуждать на поставленную тему; определять основные художественные особенности произведения ; совершенствовать навыки монологической речи; развивать навыки исследовательской работы для открытия новых знаний, уметь с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.


Цель, которую хочет достичь учитель: организовать исследовательскую работу по анализу текста произведения;

создать условия для формирования навыков работы с художественным текстом, способствовать развитию словарного запаса обучающихся, формировать умение чувствовать красоту слова через    работу с текстом, создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.


Методы: побуждающий от проблемной ситуации диалог.


Групповая работа.

Исследование

1 группа: «Слово «бедный» в повести «Станционный смотритель»

Слово бедный имеет несколько значений. В каком значении и по отношению к кому используется оно в повести?

БЕДНЫЙ, –ая, –ое; –ден, –дн

Свежие документы:  Тематическое планирование по литературе 4 Класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: