Конспект урока по Литературе «Уроки французского – уроки доброты и милосердия» (по произведению В.Г. Распутина «Уроки французского») 6 класс




Урок литературы в 6 классе с применением технологии работы в группе на тему «Уроки французского – уроки доброты и милосердия» (по произведению В.Г. Распутина «Уроки французского»


Подготовила учитель русского языка и литературы МБОУ мало-вяземской СОШ Одинцовского муниципального района Московской области Иванова Ирина Абрамовн

аТема: Уроки французского — уроки доброты и милосердия (по рассказу В.Г.Распутина «Уроки французского»)


Цели: — показать проблему добра и зла в человеческих поступках;

развивать навыки анализа художественного произведения;

  • учить высказывать собственное мнение о нравственных позициях литературных героев;

  • развивать творческое воображение и способности учащихся

Форма проведения: педагогическая мастерская


Оборудование: 1) магнитофон; 2) магнитофонные записи: А.Вивальди, «Зима»;

Френсис Лей, И.Крутой, инструментальная музыка;

Сенс-Санс;

3) карточки-задания (по группам)


Эпиграф: Доброе сердце прекраснее, чем все разумы мира, вместе взятые


Э .Буловер-Литтон


ХОД УРОКА I. Вступительное слово учителя.


Добрый день! Я рада всех вас видеть! Сегодня у нас необычный урок. Мы будем анализировать текст, отвечать на вопросы, рассуждать, творить. У нас — мастерская. Мнение каждого ученика очень важно! Будем высказывать свою точку зрения, не нужно бояться ошибаться!

Древние мудрецы говорили: «Никогда не говори, не подумав!» Этого принципа мы будем придерживаться в своих ответах.

Урок состоит из целого ряда заданий, как коллективных, так и индивидуальных. К концу урока мы должны стать лучше в мыслях, поступках, действиях. И если мы это осознаем, цель будет достигнута.


Индукция.

Индуктор № 1 — создание эмоционального настроения

1. Чтение стих. А.Дементьева «Доброту не купишь на базаре» под муз. Сенс-Санса


— Какое ключевое слово выделяем в стихотворении? В чем его главная мысль?


Значит, доброта была вначале!..

Пусть она приходит в каждый дом,

Что бы мы потом не изучали,

Кем бы в жизни ни были потом.


II. Самоконструкция — создание гипотезы, текста, решения


Задание 1: запишите слова, ассоциирующиеся с понятием «доброта». Подчеркните одно, самое значимое, самое важное.


ДОБРОТА — бескорыстие, человечность, достоинство, совесть, любовь, милосердие, мудрость, благородство, великодушие, сострадание, жалость, широта души, сочувствие, переживание, участие, мягкосердечие, готовность прощать, понимание, душевная щедрость.


Задание 2 Уроки французского — уроки чего:

  • жизни, доброты,

  • совести, сострадания,

  • достоинства,

  • жизни среди друзей и врагов,

  • участия,

  • понимания?


ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.


III. Социоконструкция — работа в группах, направленная на выбор наиболее вероятной гипотезы. Задания для 4-х групп.


(задания прилагаются)


IV. Обращение к эпиграфу (как понимают слова)

СОЦИАЛИЗАЦИЯ — представление результатов работы групп, обмен вопросами по представленным результатам.


ВЫВОДЫ. (по работе в группах)

V. РАЗРЫВ.


1. а) Работа со всем классом. Чтение притчи «Какими бывают
люди?»

(текст прилагается)

б) Передайте свои ощущении от людей. Нарисуйте словами:

  • «подобных засухе»,

  • «подобных небольшому дождику»,

  • «подобных дождю, захватывающему все кругом».


в) Беседа по вопросам:

  • К какому типу людей можно отнести Лидию Михайловну?

  • Как вы понимаете слова: «Служить другим своей профессией, делом своей жизни?»

  • Каждой ли профессией можно служить людям?


г) Каким вы представляете «дождь, захватывающий все
кругом?»

е) Что можно было бы нарисовать как символ доброты?

( цветок, радугу, солнце, сердце).


2. РАБОТА ПО ТАБЛИЧКАМ С ВЫСКАЗЫВАНИЯМИ
МУДРЫХ ЛЮДЕЙ

О ДОБРОТЕ

( текст прилагается)


VI. ТВОРЧЕСТВО.

Задание: — выпишите в тетрадь любое понравившееся изречение

(под музыку записывают)

— зачитать. Почему именно его ты выбрал? Как ты его понимаешь?


VII. АФИШИРОВАНИЕ.

Мы с вами много трудились, но все-таки должны прийти к какому-то выводу.

Задание: — Давайте составим «КОДЕКС ДОБРОТЫ»


а) Словарная работа

КОДЕКС / дэ/, — а, м.

1. Свод законов.

2. Совокупность правил, убеждений.


Как вы думаете, каким должен быть человек, чтобы вовремя прийти на помощь;

сказать то, что нужно; сделать то, что необходимо в данный момент?


ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН:

-быть внимательным;

-уметь понять и выслушать другого;

-не обманывать окружающих;

-морально поддерживать других;

-уступать другому;

-интересоваться делами другого человека;

-быть добрым и отзывчивым человеком;

-не оставлять человека в беде;

-уметь прощать;

-уметь сочувствовать.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: — подготовить сочинение-миниатюру по теме: «Какое письмо мог прислать мальчик в ответ на посылку учительницы?»


VIII. РЕФЛЕКСИЯ.

  • Определите, какую роль сыграли уроки французского в жизни главного героя, тем самым раскрыв смысл названия рассказа.

  • Близок ли вам образ главного героя?

  • Какие чувства к нему ты испытываешь?


ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

Работа нашей мастерской завершается сегодня. И если у нас в душе родился цветок доброты, значит мы сегодня не зря работали.

1. Обращение к эпиграфу.

— Согласны ли вы с утверждением, что: «Доброе сердце прекраснее, чем все разумы мира, вместе взятые»?


IX. МУЗЫКАЛЬНЫЙ ПРИВЕТ (песня «ДОБРОТА»)


УРОК ЗАКОНЧЕН. СПАСИБО ЗА

РАБОТУ!


Доброту не купишь на базаре


Доброту не купишь на базаре.

Искренность у песни не займешь.

Не из книг приходит к людям зависть.

И из книг мы постигаем ложь.


Все учились по одним программам,

Но не всем пошло ученье впрок.

Тот, кто был, — так и остался хамом.

Этот вот — от чванства занемог.


Видимо, порой образованью

Тронуть душу не хватает сил.

Дед мой без диплома и без званья Просто добрым человеком был.

Значит, доброта была вначале!..

Пусть она приходит в каждый дом,

Что бы мы потом ни изучали,

Кем бы в жизни ни были потом.


Александр Дементьев



1 группа.

1. Состояние, чувства, переживания мальчика
(с. 67—68).

  1. Создать словесный портрет мальчика, используя портретные детали, данные автором (с. 69—70, 81).

  2. Первая игра на деньги. Почему мальчик стал играть?

  3. Близок ли вам главный герой?

  4. Можете ли вы представить те условия, в которых он оказался?

Важные моменты зачитать.

















1-я группа

1. Назначение человека именно в том, чтоб
делать добро.

В. И. Даль

2. Всё и всех понимать и всегда видеть
добро и ненавидеть зло. Понимать и
страдания и боль — как свои, так и других.

Ф. Э. Дзержинский

3. …человек должен поступать так, чтоб на
земле было меньше зла…

М. Горький

4. Величайшее добро, которое ты можешь сделать для другого, — это не просто поделиться с ним своими богатствами, но и открыть для него его собственные богатства.

Б. Дизраэли

5. Милосердие — это бесконечное прощение.

А. Декурсель

6. Сострадание есть высочайшая форма
человеческого существования.

Ф. Достоевский

2-я группа.


1. Что поняла Лидия Михайловна и как
пыталась
помочь мальчику? Почему мальчик
боится,
что учительница поведет его к
директору?

2. Отношения мальчика с Лидией Михайловной
(с.
84—89).

3. Почему он не хочет принимать посылку?

  1. Почему мальчик отказывается сесть за один стол с Лидией Михайловной? (С. 86.)

  2. Диалог мальчика с Лидией Михайловной по поводу посылки (с. 88).

Важные моменты зачитать.














2-я группа

1. Главное в человеке — способность делать
доброе.

П. Глебка

2. Добро создано разумом, без сознания —
нет добра.

М. Горький

3. Думай хорошо, и мысли созреют в
добрые дела.

Л. Толстой

4. Лечится трава от зноя ливнем, люди
лаской лечатся людской.

П. Панченко

5. Пока человек в состоянии творить добро,
ему не грозит опасность столкнуться с
неблагодарностью.

Ф. Ларошфуко

6. Только доброта открывает ребенку
радость бытия, радость взаимоотношений.
Воспитание доброты требует от учителя
большого такта и чуткости.

В. Сухомлинский

7. Ничто так не украшает жизнь и свою, и
других людей, как установившаяся привычка
быть добрым.

Л. Толстой


1. Как Лидия Михайловна нашла способ
помочь
ребенку, не задевая его гордости?

  1. Почему Лидия Михайловна стала играть с мальчиком на деньги, не соблюдая правил игры?

  2. Почему не побоялась уронить себя в глазах ученика?

  3. Знала ли она, что директор ей этого не простит?

5. Какие неписаные правила нарушила
учительница?
Почему?

Важные моменты зачитать (с. 90—95).















1. Руки, помогающие тем, кто в нужде,
более святы, чем уста, возносящие молитву.

Р. Ингерсолл

2. Каждый милосердный поступок — это
ступень лестницы, ведущей к небесам.

Г. Бичер

3. Сделать добро слишком рано
невозможно, потому что никому не дано
знать, когда будет уже слишком поздно.

Автор неизвестен

4. Доброта проявляется то как жалость и
сочувствие, то как любовь или
справедливость — ее источает множество
родников нашей души… Есть тысячи
способов проявить доброту…

М. Максвелл

5. Нет ничего радостнее и приятнее делания добра. Даже самое маленькое добро — оказать услугу, уступить место, помочь встать — приятно и хорошо.

И. Соколов-Микитов

6. Добро не лежит на пороге, его случайно не
подберешь. Добру человек у человека учится.

Ч. Айтматов

7. Трудное быстро забывается, помнится
доброе.

В. Быков

1. Ваше отношение к учительнице фран-
цузского языка.

  1. В чем секрет Лидии Михайловны?

  2. В чем талант настоящего педагога? Можно ли Лидию Михайловну назвать настоящим педагогом? Что означают слова «бесстрашие», «душевная щедрость»?


  1. Как сейчас, став взрослым, Валентин Распутин понимает прошлое, как он оценивает то, что тогда случилось?

  2. Каким урокам научила мальчика Лидия Михайловна?

6. Что получил мальчик с Кубани? Как это характеризует учительницу?

Важные моменты зачитать.











1. Доброе сердце прекраснее, чем все
разумы мира, вместе взятые.

Э. Буловер-Литтон

2. Доброта — это особый вид истины и
красоты.

X. Оверстрит

3. Крошечное доброе дело достойнее самого
великого намерения.

X. Браун

4. Добрые мысли — это прекрасно, а добрые
дела — божественно.

Г. Манн

5. Повсюду, где есть человек, есть
возможность проявить доброту.

Л. Сенека

6. Доброта важнее, чем мудрость, а
признание этой истины — начало мудрости.

Т. Рабин

7. Великодушное и доброе сердце больше
всего похоже на Бога.

Р. Бернс

Какими бывают люди


Есть три типа людей на земле: одни подобны засухе, другие — небольшому дождику, третьи — дождю, захватывающему всё кругом.

Каковы люди, подобные засухе? Они не дают никому ничего, ни еды, ни одежды или повозки, ни цветов, ни благовоний, ни умащений, ни постели: крова или света, — ни отшельникам, ни браминам, ни несчастным и бедным нищим. Таковы люди, подобные засухе.

Каковы люди, подобные небольшому дождику? Они дают что-то некоторым, а другим — нет… Таковы люди, подобные небольшому дождику.

Как поступают люди, подобные дождю, захватывающему всё кругом? Они дают всем, будь то отшельники, брамины или несчастные и бедные нищие; они дают еду и питье.., кров и свет. Таковы люди, подобные дождю, захватывающему всё кругом.

Свежие документы:  КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРЕ для 10 КЛАССа «Преступление и наказание»

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: