Конспект урока по литературному чтению «Царство Мороза Ивановича»


Нетрадиционный урок литературного чтения

«Литературно – театральная гостиная»

Учитель начальных классов Бугакова О.Г.


Тема урока: «Царство Мороза Ивановича»


Цели урока:

— Организация условий для обобщения знаний по литературному чтению

— Создать условия для обогащения речи учащихся за сет выразительных средств языка (использование эпитетов, синонимов, сравнений).

— Создать условия для формирования читательских умений при различных видах работы:

А) анализ сюжета

Б) выборочное чтение

В) просмотровое чтение

Г) чтение про себя

— Формировать специально читательские умения: правильно называть произведение, автора, жанр, тему.

— Учить сравнивать авторские и народные сказки со сходным сюжетом

— Осуществлять нравственно – этическое воспитание учащихся через понятие «прекрасное»

— Развивать интеллектуальные способности учащихся, самостоятельность

— Прививать любовь к театру, музыке, искусству.

— Создать условия для положительной мотивации к учению посредством литературы и театральному искусству.

Оборудование:

  1. Картина Л. Бродской. «Русская зима» (1979-1980). Фрагмент .

  2. Музыкальные произведения: А. Вивальди «Зима», П.И.Чайковский «Январь. У камелька» (из цикла времена года)

  3. Художественные фотографии русской зимы.

  4. Плакаты с высказываниями великих людей.

  5. Карточки с заданиями.

  6. Кукольный театр, куклы к спектаклю «Мороз и Морозец» (по мотивам русских народных сказок)


Ход урока:

  1. Организационный момент.

— приветствие.

— эмоциональный настрой

  • Здравствуйте дети. Сегодня у нас необычная встреча. Мы находимся в литературно – театральной гостиной к нам пришли гости. Давайте поприветствуем дорогих гостей. Улыбнитесь им, теперь друг другу. Пожалуйста, повернитесь ко мне и подарите вашу улыбку мне. Ведь улыбка украшает человека, дарит всем настроение радости. Только это настроение нам понадобиться сегодня для нашей работы.

  • Поможет нам настроиться на рабочий лад это стихотворение:

Подарите каждому

По кусочку солнышко,

Пусть добром наполнятся

Души их до донышко.

И тогда увидите

Вы картины светлые,

Облака небесные,

Легкие, несмелые


  1. Актуализация знаний.

    • Понравилось вам стихотворение? Чем? Какое оно? Помогло оно настроиться на нашу встречу?

    • Как вы думаете, какая атмосфера будет царить в нашей гостиной (теплое, доброе, прекрасное)

    • Ребята вы, наверное, согласитесь со мной, что театр и литература – это необыкновенная, волшебная страна. Мир – прекрасное. И мы сегодня постараемся это увидеть. А как вы понимаете, что входит в понятие «Прекрасное»? Что помогает нам увидеть этот мир, понять его.

(музыка, поэзия, живопись …)

    • Да действительно театр музыка, живопись, литература и поэзия помогает нам увидеть и оценить мир «Прекрасного». Кто же создает этот мир? Кто творит в нем?

(человек)

    • Всегда когда речь заходит о прекрасном, мы, прежде всего, обращаемся к творчеству человека, к искусству. Как вы думаете, зачем человеку искусство? Почему он создает поэмы, пишет картины и музыку.

(ответы детей)

    • Послушайте что об этом сказал Платон – древнегреческий мудрец: «Слышать и видеть Прекрасное – значит становиться лучше»

    • Что значит становиться лучше? Как вы понимаете?

(значит быть добрее, быть внимательнее, любознательнее)

    • Так для чего человек создает эти шедевры?

(Для того чтобы стать самому и сделать лучше мир. Увидев и оценив высоту окружающего мира постараться его сберечь)

    • Да только доброму, чистому душой, светлому человеку откроется мир прекрасного, мир искусства.


Плакат: «Спишите делать добро. Спишите видеть прекрасное»,

    • Скажите откуда человек черпает вдохновение?

    • Где берет свои идеи?

    • Где он может увидеть прекрасное?

(в природе)

    • Только у природы человек научиться быть добрее, научиться видеть красоту окружающего нас мира. Вот как об этом говорил русский писатель Л.Н.Толстой.


Плакат: «Счастье быть с природой, видеть ее, говорить с ней».

    • Каждому ли человеку природа может показать свою красоту?

(да каждому)

    • Что для этого надо?

(быть наблюдательным, уметь удивляться, уметь слышать и слушать)

    • Да, такие люди не перестают на протяжении всей жизни поражаться истинной красоте, неповторимости и непостижимость природы. Вот что об этом сказал русский поэт Ф.И.Тютчев:


Плакат: «В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык».


  1. Работа по теме урока.

Многие русские писатели, поэты, музыканты, художники любили и любят русскую природу. Многие посвятили ей свою работу, свои творения. Художник — увидев прекрасное перенес все увиденное на холст, музыкант – придумал музыку, поэт – стихи (звучит музыка Чайковского П.И. из цикла «Времена года»)

    • Вслушайтесь в звуки музыки постарайтесь затем поделиться своими впечатлениями.

    • Какие чувства вызвала музыка?

    • Какое время года постарался изобразить композитор?

    • Ваши ассоциации?

    • Что вы увидели?

(дети делятся впечатлениями, время года зима)

    • А художник увидев картину зимы постарался передать свои чувства на холст. (рассматривают репродукцию картины Л.Бродской «Русская зима»)

    • Что он хотел нам сказать?

    • Какие мысли и чувства хотел передать нам?

(красоту русской природы, зимы)

    • Поэт С.Щипачев тоже постарался передать свои чувства увидив прекрасные пейзажи родной стороны.




Задание:

Определите к какой картине подойдут эти строки? (картина – репродукция «Русской зимы», фотографии с зимними пейзажами)


СТИХИ:

Себя не видят синие просторы

И в вечном холоде светлы, чисты.

Себя не видят снеговые горы

Цветок своей не видит красоты.

И сладко знать, идешь ли ты лесами

Спускаешься ли горною тропой:

Твоими ненасытными глазами

Природа восхищается собой.

(строки к картине «Русская зима»)


Читаем плакаты:

«Любите природу»

«Спешите видеть в ней прекрасное»


Поэтическая страница

Мы оказались на поэтической странице нашей гостиной. Сейчас мы будем говорить о красоте русской зимы. Вы получили творческие задания найти или сочинить стихотворение о зиме. Послушаем и постараемся определить какие выразительные средства используют поэты для описания красоты зимы. (дети читают стихи поэтов иллюстрируя собственными рисунками),


Сочиненные стихи

Метель.

Я вышел на улицу в зимний день,

Как хороша зимой метель

Снежок порхает и кружиться

Пушинками на белый снег ложиться

(Тихонов Андрей)


*****

Сочиняю я стишок

Дед Мороз несет мешок

А в мешке игрушки

Мячики, хлопушки

А еще в мешке лежат сладкие конфеты

Жду я очень Новый год

Дед Моро, но где ты

(Кислинский Саша)

Работа по группам.

    • Какие выразительные средства используют поэты для описания красоты русской зимы? (карточка задание №1)

    • Послушайте еще одну творческую работу. С какими литературными произведениями перекликается стихотворение:

«Сказка на стекле» автор Т.Шурыгина


На стекле Мороз начертил узор.

Серебром нанес белый пышный бор

Рана по утру подойду к окну.

Буду в том бору слушать тишину.

Чудиться ли мне?

Или сниться сон?

Мчусь я по лыжне, слышу сосен звон

Вьется на снегу свежий лисий след.

Тает на лугу

Розовый рассвет.

И дрожит во мгле

Белый дым берез

Сказку на стекле

Начертил Мороз.


    • Понравилась сказка на стекле?

    • Что необычного, прекрасного вы увидели на этом стекле чем автор восхищается, какие явления природы описывает?

(ответы детей)

    • С какими литературными произведениями перекликается стихотворение?

( «Следы на снегу», «Деревья в лесу», «Мороз Иванович», «Детство»)


Прозаическая страница.

    • Вот мы оказались на другой странице нашей гостиной. Не только поэты , но и писатели восхищались красотой русской природой, любовались зимними пейзажами. Вы много читали произведений о зиме, давайте вспомним некоторые из них. (работа по карточкам)

Задание:

  1. Узнать произведения

  2. назвать автора

  3. назвать литературный жанр

  4. Вспомнить содержание

  5. Подобрать иллюстрацию

  6. Какое настроение вызвало оно у вас

    • Прежде чем открыть последнюю нашу страничку я предлагаю вам встать и пройти немного по сугробам. Представьте, что мы в зимнем лесу.


Физ. минутка.

Не боимся мы пороши –

Ловим снег хлопком в ладоши

Руки в стороны по швам

Снега хватит нам и вам!

Мы шагаем по сугробам.

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу

Проложи себе дорогу.


    • Ну что ж присядьте, немножко отдохнем.


Релаксация.

(минутка отдыха под музыку А.Вивальди «Зима»)


Ночь. Мороз. Сверкают звезды.

С высоты небес.

Весь в снегу,

Как в горностаях

Дремлет тихий лес

Тишина вокруг.

Поляна спит в объятьях сна.

Из – за леса выплывает на дозор луна.

Звезды гаснут.

С неба льются

Бледные лучи.

Заискрился снег морозный

Серебром порчи

Широко раскинув ветви

В шубе снеговой

По среди поляны елка

В высь ушла стрелой

На красавицу лесную

Лунный свет упал

И огнями лед кристаллов

В ветках заиграл.

Бриллиантовые нити

В хвои заплелись

Изумруды и рубины

На снегу зажглись.

(Н.Хвостов)


Театральная страничка

    • Мы оказались на последней страничке нашей литературно – театральной гостиной.

Мы очень любим сказки

В них мир и красота.

Волшебницы и феи

Творят там чудеса.

Там весело живется

Там царствует добро.

Там зла мы не боимся

Там победит добро


Спектакль «Мороз и Морозец» по мотивам русских народных сказок


  1. Подведение итогов. Работа по карточкам.

    • Чему научила сказка?

    • Постарайтесь подобрать пословицу к сказке.


Рефлексия.

  1. Вспомните впечатление в начале урока: какое у вас было настроение?

  2. Понравилась ли вам сказка?

  3. Какие чувства она вызвала?

  4. Какое настроение у вас сейчас?



    • Спасибо за работу. Наша встреча завершена.

    • Надеюсь, что прекрасное всегда будет с вами.

Свежие документы:  Сочинения на свободную тему: "Наш город в будущем"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: