Конспект урока по литературному чтению в 4 классе «Константин Георгиевич Паустовский. «Корзина с еловыми шишками»


Государственное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа-интернат № 32»

города Москвы












Конспект урока по литературному чтению

в 4 классе


«Константин Георгиевич Паустовский.

«Корзина с еловыми шишками»













подготовила

учитель начальных классов

Глядяева Елена Владимировна









г. Москва

2012

Цель: Формирование внимательного отношения к языку художественного произведения и развитие творческого воображения через слово и музыку.


Задачи: Учить анализировать и выделять главное в художественном произведении.

Развивать навык выразительного чтения, речь, мышление, стимулировать развитие воображения. Воспитывать через художественные и музыкальные образы произведений чувство прекрасного, способность сопереживать, побуждать к совершению добрых поступков.


Оборудование: портреты К.Г.Паустовского и Э.Грига, картины осеннего леса, слова для лексической работы, опорные слова для пересказа, театральные реквизиты (корзина с еловыми шишками, костюмы для Дагни и Грига, искусственная ель), аудиозаписи произведений Э.Грига, карточка-помощница с определениями художественных средств языка, акварельные краски, кисти, альбомные листы.


Ход урока.

1. Организационный момент.

Звучит музыка Ю.Визбора «Наполним музыкой сердца».


2.Вступительное слово учителя.

М

НАПОЛНИМ МУЗЫКОЙ СЕРДЦА, УСТРОИМ ПРАЗДНИКИ ИЗ БУДЕН!

ы не случайно начинаем наш урок с песни Юрия Визбора. Без музыки трудно представить себе жизнь человека, без звуков музыки она была бы неполна, глуха, бедна. По силе воздействия на людей и популярности музыка не уступает литературе и кино. Сегодня на уроке, работая над замечательным произведением К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками», мы войдём в необыкновенный мир творчества Эдварда Грига. Его искусство поможет нам представить неброские краски норвежской природы, плеск волн моря, горное эхо, и все неуловимые движения души человеческой, так светло и трепетно описанные в рассказе Паустовского. Настоящие музыканты, писатели, поэты и художники умеют выразить то, что чувствуют, переживают люди. Искусство не даёт жизни сделаться серой, скучной. Эпиграфом нашего урока будет цитата из песни Юрия Визбора (хором):




3. Сообщение об Эдварде Григе.

На прошлом уроке я дала индивидуальное задание – приготовить краткое сообщение об Эдварде Григе. Давайте с него и начнём нашу работу. (Рассказывает заранее подготовленный ученик. Приглушённо звучит музыка Э.Грига пьеса «Возвращение домой».)

Эдвард Григ

Эдвард Григ – норвежский композитор, родился 15 июня 1843 года в небольшом приморском городе Бергене. Отец был британским консулом, а мать — пианисткой, окончившей Гамбургскую консерваторию, куда обычно принимали только мужчин.

Эдварда, его брата и трёх сестёр с детства обучали музыке, как было принято в состоятельных семьях. Впервые будущий композитор сел за пианино в четыре года. В 1862 году Григ окончил Лейпцигскую консерваторию в Германии и стал писать музыку. Одним из первых, кто оценил его музыкальные произведения, был великий сказочник Г.Х.Андерсен.

В личной жизни композитору пришлось пережить страшное несчастье – в возрасте одного года от менингита умерла его единственная дочь. Случившееся поставило крест на будущей счастливой жизни семьи.

Эдвард Григ писал музыку к литературным произведениям, которые ставились в театрах. Он был знаком с такими всемирно-известными людьми как великий венгерский композитор Ференц Лист и великий русский композитор Пётр Ильич Чайковский. Григ и сам был одним из талантливейших композиторов 19-го начала 20-го веков.

Свежие документы:  Конспект урока литературы «Сказка о потерянном времени»

Скончался Эдвард Григ в родном городе Бергене 4 сентября 1907 года.


4.Словарно-лексическая работа.

Дома вы внимательно читали рассказ и должны были поработать с толковым словарём, чтобы уточнить значение незнакомых слов. Давайте все вместе попробуем дать наиболее точное толкование этим словам и выражениям.

(Карточки со словами вывешены на доске).

белые ночи – ночи на севере, когда сумерки не переходят в темноту

ботфорты – сапоги с длинными голенищами

кафельная печка – печка, обложенная керамической (кафельной) плиткой

портьеры – плотные шторы

аккорды – одновременное звучание нескольких звуков

парча – плотная узорчатая шёлковая ткань. Вытканная золотыми или серебряными нитями

фетровые шляпы, фетр – тонкий, плотный материал из валяной шерсти


5. Словесное рисование картины осеннего леса.

У рассказа «Корзина с еловыми шишками» очень красивое начало. Вспомните, с чего начинается рассказ? (Описание осеннего горного леса).

-Давайте прочитаем выразительно этот отрывок.

-Какие образы рисует нам Паустовский?

-Перескажите близко к тексту описание осеннего горного леса. Вам помогут в этом опорные слова.

На доску вывешиваются опорные слова:

воздух

шум прибоя

мох

эхо

листья

А усилит впечатления и поможет представить красоту норвежской осени музыка Э.Грига «Хольберг. Сюита», а так же картины осеннего леса на доске.

(Под звуки музыки идёт пересказ по опорным словам).


-Какими художественными средствами пользуется писатель, показывая природу родной для Грига Норвегии?

(На партах карточки-помощники с определениями, что такое сравнение, олицетворение, эпитет, метафора)


6.Ролевая игра.

-Рассмотрите иллюстрацию к рассказу с.34.

-Какой эпизод она изображает?

-Давайте вспомним, как произошла эта встреча. И помогут нам в этом наши юные артисты: Авагян Рузанна, Балабанов Иван и Кузнецова Анастасия.

(Дети показывают инсценировку встречи девочки и композитора под грамзапись «Звуки леса»).



Встреча Дагни Педерсен и Эдварда Грига в лесу.

А. Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками – дочь лесника. Она собирала в корзину еловые шишки.

Стояла осень. Если бы можно было собрать всё золото и медь, какие есть на земле, выковать из них тысячи тоненьких листьев, то они составили бы ничтожную часть того осеннего наряда, что лежал в горах. К тому же кованые листья показались бы грубыми в сравнении с настоящими, особенно с листьями осины. Всем известно, что осиновые листья дрожат даже от птичьего свиста.


Г. Как тебя зовут, девочка?


Д. Дагни Педерсон.


А. Она ответила вполголоса не от испуга, а от смущения. Испугаться она не могла, потому что глаза у Грига смеялись.


Г. Вот беда! Мне нечего тебе подарить. Я не ношу в кармане ни кукол, ни лент, ни бархатных зайцев.


Д. У меня есть старая мамина кукла. Когда-то она закрывала глаза. Вот так!


А. Девочка медленно закрыла глаза. Когда она вновь их открыла, то Григ заметил, что зрачки у неё зеленоватые и в них поблёскивает огоньками листва.

Свежие документы:  Внеклассное чтение по произведениям Н.А. Некрасова в 7 классе


Д. А теперь она спит с открытыми глазами. У старых людей плохой сон. Дедушка тоже всю ночь кряхтит.


Г. Слушай, Дагни, я придумал. Я подарю тебе одну интересную вещь. Но только не сейчас, а лет через десять.


Д. Ой, как долго!


Г. Понимаешь, мне нужно её ещё сделать.


Д. А что это такое?


Г. Узнаешь потом.

Д. Разве за всю свою жизнь вы можете сделать всего пять или шесть игрушек?


Г. Да нет, это не так. Я сделаю её, может быть, за несколько дней. Но такие вещи не дарят маленьким детям. Я делаю подарки для взрослых.


Д. Я не разобью. И не сломаю. Вот увидите! У дедушки есть игрушечная лодка из стекла. Я стираю с неё пыль и ни разу не отколола даже самого маленького кусочка.


Г. Ты ещё маленькая и многого не понимаешь. Учись терпению. А теперь давай корзину. Ты её едва тащишь. Я провожу тебя, и мы поговорим о чём-нибудь другом.


А. Дагни вздохнула и протянула Григу корзину. Она действительно была тяжёлая. В еловых шишках много смолы, и потому они весят гораздо больше сосновых. И вот среди деревьев показался дом лесника.


Г. Ну, теперь ты добежишь сама, Дагни Педерсен. В Норвегии много девочек с таким именем и фамилией, как у тебя. Как зовут твоего отца?


Д. Хагеруп. Разве вы не зайдёте к нам? У нас есть вышитая скатерть, рыжий кот и стеклянная лодка. Дедушка позволит вам взять её в руки.


Г. Спасибо. Сейчас мне некогда. Прощай, Дагни!


А. Григ пригладил волосы девочки и пошёл в сторону моря. Дагни, насупившись, смотрела ему вслед. Корзину она держала боком, из неё вываливались шишки.


Г. Я напишу музыку. На заглавном листе я прикажу напечатать: Дагни Педерсен – дочери лесника Хагерупа Педерсена, когда ей исполнится 18 лет.


-Я думаю, ребята заслужили аплодисменты. Давайте встанем и поблагодарим их.

(Все встают из-за парт и аплодируют юным артистам).

Физминутка!

— Как вы думаете, почему с таким вниманием и любовью Григ относится к девочке?

(В девочке он увидел свою дочь, представил, что это она . Смерть дочери была самым драматичным моментом в жизни Грига. Это, несомненно, знал Паустовский.)

-Почему композитор обещал девочке подарок только через несколько лет?

(Нужно было время, чтобы девочка выросла и смогла понять и оценить подарок).


7. Работа с текстом. Выборочное чтение – ответы на вопросы.

— Как выглядел дом композитора? С.36.

— Какие чувства передавал рояль? Какой худ. приём широко использует автор? С.36.

— Что представлял композитор, сочиняя музыку? Почему он чувствовал себя счастливым? С.37.

— Какое впечатление произвела на Дагни музыка, подаренная ей Григом? С.40.

— О чём думала Дагни, уходя с концерта? Сравните её мысли и мысли Грига во время сочинения музыки. (Они думали об одном и том же).

Свежие документы:  Урок литературного чтения 3 класс "Ю.Ярмыш. Добрый клен. Озеро"


8. Творческая работа. Рисование по представлению.

(Дети прослушивают отрывок грамзаписи «Пер Гюнт» пьеса «Утро».)

Сегодня на уроке мы при помощи слов изображали осенний горный лес. Сейчас я предлагаю вам послушать отрывок из произведения Э.Грига «Пер Гюнт», который называется «Утро», и попробовать выразить в цвете, красками свои чувства, которые при этом возникнут.

(Выставка работ детей и рассказ о своих впечатлениях).

Григ, действительно, является великим музыкантом и волшебником. Он своей музыкой воздействует на наши чувства, вызывает ответные эмоции, пробуждает воображение.


Итог урока:

Наш урок подходит к концу. И я хочу задать вам очень важный вопрос, как вы поняли, в чём смысл и счастье жизни?

Как отвечает на этот вопрос Паустовский в своём высокохудожественном произведении?

Согласны ли вы с ним?


В заключении я прошу вас послушать небольшое стихотворение, которое, как мне кажется, очень подходит к теме нашего урока.


Не жалейте сердца, не таите
Доброты и нежности своей.
Ни своих призрений, ни открытий
Не держите в тайне от людей.
Жизнь — она всегда сплошные траты.
По земле, идя одной тропой,
Щедрый на любовь живет богато,
До могилы бедствует скупой.
Не жалейте сердца. Пусть недолго
Бьется, беспокойное, оно,
Все ж от своего земного долга
Сердце отступаться не должно:
От тревог за всех, кто рядом дышит,
И от дум, что отгоняют ночь,
И от страха: вдруг да не услышит
Чью-то просьбу тихую — помочь.
Торопитесь все отдать при жизни,
Чтоб, уйдя к небытию во власть,
Теплым ливнем, снегом ли пушистым
Снова к милой Родине припасть. (Татьяна Кузовлева)


Слова, прозвучавшие в этих строках, касаются всех нас. Автор этих строк даёт совет всем людям, как правильно пройти свой жизненный путь. Он говорит о том, что каждый человек должен оставить свой след на земле. Именно так прожили свою жизнь люди, которым мы посвятили сегодняшний урок. Это К.Г.Паустовский и Э.Григ.

Людей искусства благодарят аплодисментами.

Давайте поблагодарим Паустовского за его прекрасный рассказ. Э.Грига – за чудесную музыку. Себя – за работу на уроке. А гостей – за внимание.


Домашнее задание:

Попробуйте придумать продолжение рассказа, из которого мы узнаем, как в дальнейшем сложилась судьба Дагни. Постарайтесь использовать в своём сочинении известные вам художественные приёмы, чтобы образы получились более яркими и запоминающимися. Поучитесь этому у К.Паустовского.











































Список использованной литературы


  1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. и др. Литературное чтение.

4 класс. Ч.2 – М.: «Просвещение», 2009.

  1. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Голованова М.В. Уроки литературного чтения. 4 класс. М.: «Просвещение», 2006

  2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению. 4 класс. ВАКО, 2010



Использованные Интернет-ресурсы


  1. http://foto.4-me.ru/photo/54-0-2447

  2. http://www.xrest.ru/preview/552646/

  3. https://bavasar.hostei.com/84.html

  4. https://www.sunhome.ru/wallpapers/55743

  5. https://albion24.sitecity.ru/stext_2801175850.phtml

  6. https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_music/2222/Григ

  7. muz-vr.ru

  8. www.audiopoisk.com/track/vizbor-yrii/mp3/napolnim-muzikoi-serdca/

  9. muzda.ru/mp3/

  10. www.chitalnya.ru/work/204901/

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: