Конспект урока по рассказу А.П. Чехова «Хамелеон» 7 класс


1. Урок по рассказу А.П.Чехова «Хамелеон».


2. Тип урока: урок формирование новых знаний с использованием ИКТ при ведущей роли учителя.

3. Базовый учебник. Литература. Учебник для общеобразовательных учреждений под редакцией Г.И. Беленького.

4. Цели урока:

организовать деятельность учащихся по формированию навыков анализа художественного произведения

5. Задачи урока:

— обучающие: организовать работу над освоением содержания текста литературного произведения, формировать умения осознанного восприятия текста, понимания и решения представленных в нем проблем;

— развивающие: способствовать развитию навыка анализа художественного произведения, в том числе и сопоставительного; развивать умение строить суждение на конкретном материале; развивать навык выразительного чтения и соотнесения смысла произведения с интонационным выражением; давать устный ответ на вопрос по тексту произведения, в том числе с использованием цитирования; подбирать цитаты из текста литературного произведения по заданной теме;

— воспитательные: способствовать воспитанию интереса к литературе через работу с текстом; воспитывать собственную информационную культуру, ответственное отношение к информации с учетом правовых, этических, духовно-нравственных аспектов ее распространения, воспитывать сознательную дисциплину в решении поисковых задач при сотрудничестве в коллективе со сверстниками.

Формы работы учащихся: фронтальные, индивидуальные, анализ и самооценка ответов

6. Место урока в учебном плане.

В календарно-тематическом планировании это 2-й урок по теме

Словарная работа:

юмор; сатира; художественная деталь; хамелеон; конфискованный.

ХОД УРОКА.

1. Героями рассказов Чехова являются люди ничем не примечательные, обыкновенные. События, о которых рассказывает писатель, тоже бытовые. Иногда рассказ представляет собой бытовую сценку. Но бытовая сценка для Чехова – это лишь повод , чтобы поговорить о вполне серьезных вещах. Чехов рисует картину нравов, его интересуют мотивы поведения людей, писатель исследует, как проявляют себя люди в зависимости от обстоятельств.


2. Работа над анализом рассказа Антона Чехова “Хамелеон”.

Большинство произведений Чехова сатирические. Что же такое сатира?( слайд 3. )

Сатира — гневное осуждение и беспощадное высмеивание пороков общественной и личной жизни. Это слово пришло к нам из латинского языка. (Запись в тетради) Сфера сатиры — преимущественно явления общественной жизни.

Учитель: Дома вы прочитали рассказ Антона Чехова “Хамелеон”.

Давайте вспомним героев произведения, а поможет нам в этом кроссворд “Угадай фамилии чеховских героев”(кроссворд).


Вопрос: С чего начинается рассказ?

Кругом тишина и покой. Обстановка лени и скуки царит в провинциальном городке. И вдруг:

— Так ты кусаться, окаянная? – слышит вдруг Очумелов. – Ребята, не пущай её! Нынче не велено кусаться! Держи! А…а!

Вопрос: И какая же картина предстаёт перед Очумеловым?

(«Очумелов глядит в сторону и видит:…»)


Вопрос: Кто оказался виновником скандала?

Учитель: Действительно, виновником скандала оказался белый борзой щенок, в слезящихся глазах его было выражение тоски и ужаса.

Вопрос: А каким образом ведет себя страж порядка, полицейский надзиратель Очумелов?

(«…шагает к сборищу.»)


Вопрос: Ну а сейчас давайте обратимся к названию рассказа. Слово «Хамелеон» нет в рассказе. Почему же возник такой заголовок, оправдан ли он? Кто такой хамелеон? ( слайд 4.) Опережающее индивидуальное домашнее задание)

Хамелеон – в словарях у этого слова есть два объяснения, одно из них говорит о том, что это разновидность ящериц, меняющих свой цвет в зависимости от обстановки, второе значение формулируется так: “переносное значение. Беспринципный человек, легко меняющий свои взгляды в зависимости от обстановки”.


Вопрос: Какое значение этого слова раскрывается в рассказе?


Имя героя рассказа давно стало нарицательным, понятие “хамелеонство” вошло в русский язык. Хамелеоном мы обычно называем человека, готового постоянно и моментально, в угоду обстоятельствам менять свои взгляды на противоположные.


Учитель: Давайте проследим, как меняется поведение Очумелова в зависимости от обстоятельств, обратите внимание на его речь, обращение к Хрюкину и “виновнику скандала”. (пересказ текста, зачитать реплики О.)


Вопрос: Прочитайте “жалобу” Хрюкина. Что смешного в ней и как она характеризует Хрюкина? Как Очумелов обращается к Хрюкину? Найдите эти обращения. Почему он их так часто меняет?(Сначала — Хрюкин, потом — свинья, болван)

Свежие документы:  Сочинение на тему "Раннее утро"


Вопрос: Сколько раз и почему меняет своё решение Очумелов и как это проявлялось внешне?

( 6 раз, а зависит — от чина предполагаемого хозяина собаки.)


Вопрос: Как меняется тон его высказываний?

( 6 смен интонаций — от начальственно — повелительных до рабски — трусливой. Первоначально звучит категоричное, так сказать, законное решение: уничтожить собаку и наказать хозяина. Затем собака берется под защиту, как генеральская, и виновником оказывается Хрюкин.)


Вопрос: Есть ли в рассказе герои, которых автор упоминает, но они не появляются перед читателями? Их роль в повествовании.(слайд 5.)

(Генералы не появляются на сцене, да это и не обязательно. Достаточно взглянуть, как действует их сила и власть на людей лишь при одном упоминании.

Упоминание генерала действует на О. волшебным образом: он 6 раз меняет свое решение. «Братец» тоже требует почтения. Брат Х. – тоже представитель власти.)


Учитель: Итак, Чехов показал нам хамелеонство, мгновенные изменения в поведении и чувствах Очумелова. Он показывает наглость, грубость Очумелова по отношению к Хрюкину, который стоит по социальному положению намного ниже Очумелова, и заискивание, трусость перед сильными мира сего.

Правда и справедливость для полицейского надзирателя не имеют никакого значения. Он вырастает в символ беззакония: кто сильнее, тот и прав. Сам Очумелов потерял все, что связано с человеческим достоинством и честью. От одного сознания, что он может вызвать недовольство генерала, его бросает то в жар, то в холод.


Вопрос: Только ли Очумелову присущи черты хамелеонства?

Вопрос: Сколько хамелеонов вы видите в рассказе? Докажите свою точку зрения, используя текст.

(слайд 6.)

Варианты:

1. Хамелеон – Очумелов.

2. Хамелеоны – Очумелов и Хрюкин.

(То он требует для себя равенства, вспоминая, что у него брат в жандармах, то по – холопски умолкает,когда гнев Очумелова обращается на него.)

3. Хамелеоны – Очумелов, Хрюкин и толпа.

(Собравшаяся толпа сочувствует мастеровому в начале рассказа, а в конце – смеется и злорадствует.)


В состоянии «хамелеонства» находятся все участники сцены на базарной площади: и Елдырин и Хрюкин и толпа.

Учитель. Какое настроение от этого у вас?

( От этого становится грустно.)

Учитель: Рассказ смешон, но за смешным просматривается невесёлый порядок вещей. Разнообразны проявления юмора в “Хамелеоне”.

— Что такое юмор? ( слайд 7.)

Впервые мы видим Очумелова, идущим через базарную площадь в новой шинели и с узелком в руке. За ним шагает рыжий городовой с решетом, доверху наполненным конфискованным крыжовником.

Вопрос: Как вы думаете, почему Чехов обращает наше внимание на эти детали? Что такое деталь? Какова её роль в произведении?

( слайд 8.) (Деталь художественная (от франц. – подробность, мелочь, частность) – выразительная подробность в произведении, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Деталь художественная может воспроизводить подробности обстановки, внешности, пейзажа, портрета, интерьера, но в любом случае она используется, чтобы наглядно представить и охарактеризовать героев и их среду обитания.


— Чехова называют мастером художественной детали. Попробуем найти выразительные детали в тексте и определить их роль?(слад 9.)

-Что несут служители закона? ( вывешиваются рисунки)

1) Решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником.

Учитель. Как вы понимаете слово конфискованный?(Конфискованный — отобранный.)

2) Узелок.

Учитель. Узелок и конфискованный крыжовник, что означают эти детали?

( Вседозволенность. Скорее всего в этом узелке что-то, что дали Очумелову как взятку.)

(Значит, полицейский надзиратель и городовой, по долгу службы обходя площадь, уже собрали “дань”)


Очень важная деталь — крыжовник — мелочь, ягода, не представляющая особой ценности, но он конфискован!


Учитель. Таким образом, полицейский надзиратель, который должен следить за соблюдением законов, сам нечист на руку, сам нарушает закон.

Свежие документы:  Урок в 5 классе «В стране сказок»

(слайд 9.)

Работа с иллюстрацией «Очумелов шествует по городу».

Учитель. Вот таким представляет Очумелова художник, ваше мнение совпадает?

3) Следующая деталь? Шинель.

А теперь подумайте, что значит шинель в портрете Очумелова? (Символ власти над людьми.)


В тексте еще несколько раз упоминается «шинель» и «пальто».

Учитель. Определите лексическое значение этих слов.


Шинель — это форменное пальто, подчеркивающее принадлежность к власти, наличие какого-то чина. Пальто — это гражданская верхняя одежда, которая не подчеркивает принадлежность к власти.


Учитель. Подумайте, почему приходит на площадь и уходит он в шинели, а снимает и надевает ему Елдырин — пальто?


Слово «шинель» употребляется в авторской речи, следовательно, для Чехова в Очумелове важна шинель как символ власти, чина. Сам Очумелов говорит «пальто», и здесь эта художественная деталь выполняет иную художественную функцию: показать душевное состояние Очумелова, от страха его бросает то в жар, то в холод.


4)Следующая деталь? Палец.

Окровавленный палец Хрюкина — это и политическая деталь, и деталь, помогающая понять характер Хрюкина.

Палец поднят, как знамя, как некий призыв к справедливости.


5) Открытые двери лавок, сонные физиономии — это детали создают зримую точность обстановки.

(слайд 10.)

— Давайте рассмотрим еще иллюстрацию к рассказу, относящуюся к отмеченным выше деталям.


6) А теперь посмотрите на щенка. Что вы увидели в его глазах?

Учитель: Обратите внимание: “человеческое” только в глазах собаки, в то время как площадь полна людей! Вот оно, проявление едкого, близкого к сарказму, юмора Чехова.


Вопрос: Как вы считаете, для чего Чехов использует в рассказе приём “говорящие фамилии”? Попробуйте “расшифровать” фамилии героев рассказа. (Очумелов, Хрюкин, Жигалов, Елдырин)

Очумелов — от очуметь, т.е. одурелый, совсем потерявший соображение.

Вопрос: Приём “говорящих имён и фамилий” — юмористический или сатирический?


Полностью понять социальную сущность и комизм хамелеонства помогает речевое мастерство Ч. Реплики настолько выразительны, что дают моментальный языковой фотопортрет.

Вопрос: Найдите реплики героев, вызывающие у вас смех?

Почему Очумелова называют косноязычным? Найдите доказательства косноязычия героя в тексте.


Комический эффект достигается в рассказе композиционным приёмом – повторением. В рассказе повторяется ситуация выяснения (“чья собака”?). Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя.


Вывод: Итак, делаем выводы: в рассказе Чехова юмор носит саркастический характер. В свой короткий “смешной” рассказ Чехов вложил серьёзное содержание, показав при этом мастерство большого художника.


Почему в конце рассказа толпа хохочет над Хрюкиным? (слайд 11.) ( Хрюкин повержен. Его палец опущен.А «повергла» его жалкая, хромоногая, побитая собачонка, она вознесена над толпой, и сам Очумелов готов лично доставить ее брату генерала Жегалова.)

Учитель: тем самым Чехов как бы утверждает, что хамелеонство – всеобщее явление, за которым кроются чинопочитание, подхалимство, угодничество, лицемерие, самодурство. Так смешной рассказ становится гневным обличением российской действительности времён писателя. Персонажи Чехова образуют пёструю толпу, это люди разных судеб и разных профессий, их занимают различные проблемы – от мелких бытовых забот до серьёзных философских вопросов. И жизнь каждого героя – особая, отдельная чёрточка русской жизни, в сумме все эти черты обозначают все глобальные проблемы России конца XIX века.


Учитель. Первоначально рассказ имел подзаголовок «Сценка», но потом А.П.Чехов его снял. Почему?

( Слово «сценка» указывает на единственный конкретный случай. Заменив заголовок, Чехов подчеркнул, что хамелеонство, чинопочитание вошло в кровь и ложь русского человека, приобрело всеохватывающий характер! )


Вопрос: А как вы думаете, актуально ли это произведение в наше время? Есть ли сейчас хамелеоны, подобные Очумелову?


7. Суд над Очумеловым (по рассказу А.П.Чехова “Хамелеон”).

Оформление: судейский стол, скамья подсудимых, зал для зрителей. Столики для защитника и обвинителя, плакаты: “Боже, как грустна наша Россия” (А.Пушкин); “Вы взгляните на эту жизнь: наглость сильных…, лицемерие…” (Н.В.Гоголь)

Свежие документы:  Реферат на тему "Лев Николаевич Толстой"


Ход суда

Секретарь: Встать, суд идет!


Судья: Прошу защитника, обвинителя, почтенную публику занять свои места. Слушается дело о полицейском надзирателе Очумелове, который обвиняется в хамелеонстве, заискивании, лести перед сильными сего, в наглости, грубости к мастеру золотых дел Хрюкину.

Чтобы лучше понять обвинение и защиту, чтобы приговор был единственно справедливым, соответствующим букве закона, заслушаем показания Очумелова.


Очумелов: Я, почтенный полицейский надзиратель, в новой шинели шел через базарную площадь вместе с городовым, который нёс решето, доверху наполненное конфискованным крыжовником.


Кругом была тишина, на площади ни души. И вдруг я услышал:

— Так ты кусаться, окаянная? Держи её! А…а!

И увидел человека в ситцевой рубахе и расстёгнутой жилетке, он бежал за собакой. Я сделал полуоборот и направился к сборищу.


Защитник: Позвольте, кто это был? Что за человек?


Очумелов: Я узнал в нём золотых дел мастера Хрюкина.


Защитник: А кто же был виновник скандала?


Очумелов: Белый борзой щенок с острой мордой и желтым пятном на спине, в слезящихся глазах его было выражение тоски и ужаса.


Обвинитель: В чем же провинился этот щенок?


Хрюкин: Иду я, ваше благородие, никого не трогаю, и вдруг эта подлая ни с того ни с чего за палец… Вы меня извините, я человек, который работающий… Работа у меня мелкая. Пускай мне заплатят, потому – я этим пальцем, может, неделю не пошевельну…


Судья: Вопрос к Очумелову. И какова была ваша реакция на это происшествие?


Очумелов: Я сказал, что это так не оставлю, приказал Елдырину составлять протокол. А собаку истребить. Узнать, чья она.


Обвинитель: А когда узнали, что она, кажись, генерала Жигалова?


Очумелов: Я приказал Елдырину снять с меня пальто, ужас, как жарко, и спросил у Хрюкина:

— Одного только не понимаю, как она могла тебя укусить? Нешто она достанет до пальца? Ты должно быть расковырял палец гвоздем, а потом пришла в твою голову идея сорвать. Знаю вас, чертей!


Судья: Вопрос к Хрюкину. Голос из толпы утверждал, что ты ей цигаркой в харю для смеха, а она – не будь дура, и тяпни.


Хрюкин: Врет кривой. Не видал, так, стало быть, зачем врать?


Защитник: Я протестую. А вы, господин Очумелов, сколько раз меняли своё решение в отношении собаки?


Очумелов: Шесть. Так ведь решался вопрос о принадлежности собаки. Решали: генеральская она или нет.


Кто-то из толпы сказал:

— Это, кажись, генерала Жигалова!

На что городовой глубокомысленно заметил:

— Нет, это не генеральская…У генерала таких нет. У него всё больше легавые…

Я спросил:

— Ты это верно знаешь?

— Верно, ваше благородие, — отвечал городовой. – А может быть и генеральская… На морде у ней не написано… Намедни на дворе у него такую видел.

— Хорошо, что повар генеральский погодился и сказал, что собака братца генерала Владимира Иваныча. Вот ведь собачонка какая у него шустрая! Цап этого за палец! Ха-ха-ха! А до этого я ещё доберусь! (показывая на Хрюкина, грозит ему пальцем.)


Защитник: Уважаемый суд! Господин Очумелов по должности соблюдал порядок.


Судья: Но он шесть раз менял своё решение. И менял его потому, что сначала было сказано, что собака ничья, потом генеральская, наконец, брата генерала.


А посему суд удаляется на совещание. (Суд удаляется. После возвращения зачитывается приговор)


Судья: Именем закона Российского государства, суд, рассмотрев дело по обвинению полицейского надзирателя Очумелова, приговаривает его к вечному презрению, общественному осуждению за его хамелеонство, заискивание, лесть перед вышестоящими чинами.


3. Домашнее задание.

Написать сочинение-рассуждение “Почему рассказ Чехова назван “Хамелеон”?

Нарисовать шарж на “чеховского хамелеона”. Вспомнить, что такое шарж.

Инсценировка понравившихся эпизодов.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: