Контрольно-измерительные материалы по литературному чтению.
учитель начальных классов МОУ гимназии №5 Ворошиловского района г. Волгограда
Деряжная Татьяна Ивановна
1 класс.
13 | |
(Олег, Вася, Глеб) очень ловкий. (Мальчик, брат, девочка) быстро залез | 23 |
на (башню, на дерево, на крышу). (В гнезде, в ветвях, в дупле) сидели | 36 |
детёныши белки. Из дупла вылез один (зайчонок, совёнок, бельчонок.). | 45 |
(Саша, Коля, Олег) видит его головку и ушки и хвост. Малыши (белки, | 57 |
куницы, лисы) ждут мать. (Миша, Яша, Олег) слез с (берёзы, с осины, с | 70 |
ели). (Папа, мальчик, сестра) не стал трогать (птиц, зверей, насекомых). | 80 |
(В. Волков) |
|
ВСЕГО | 80 |
Где побывал летом Олег? Выберите правильный ответ:
А) в саду;
Б) в лесу;
В) на даче.
Ответьте устно: «Можно ли его назвать наблюдательным? Почему?»
Кого мальчик увидел в лесу? Нарисуйте этого героя?
Расскажите, как вели себя бельчата? Что можно рассказать о поведении малышей?
Подумайте и скажите, как поступил Олег?
Как бы вы поступили на его месте? Перескажите рассказ от 1 лица.
Может быть у кого-то из вас была такая же интересная встреча? Расскажите о ней.
Придумайте название к рассказу и запишите его.
Подготовьте иллюстрацию к рассказу. Объясните, почему вы выбрали этот момент из текста.
2 класс.
| |
Наташа помогала бабушке сажать в огороде огурчики. Интересно было | 9 |
наблюдать, как растут-цветут растения. | 14 |
Однажды утром (Лена, Наташа, Ира) поливала из бутылочки | 22 |
(помидорчики, кабачки, огурчики). (Девочка, мама, тётя) очень | 29 |
торопилась и забыла на грядке (баночку, бутылочку, ковшик). Лежала | 38 |
(баночка, бутылочка, ковшик) горлышком к золотистым цветочкам. | 45 |
Уехала скоро (Света, Люда, Наташа) в летний лагерь. В августе | 55 |
вернулась домой из (лагеря, из поезки, из похода). Сколько созревает | 65 |
плодов (огурцов, перца, кабачков) на огороде! Вся листва переплелась. | 74 |
Увидала (Даша, Валя, Надя) забытую (коробочку, кувшинчик, | 81 |
бутылочку). В ней поселился (огурчик, помидорчик, баклажанчик). Как | 89 |
(он, она, оно) влез в такое узкое горлышко (баночки, трубочки, бутылочки)? | 100 |
Сорвали его с (дерева, с кустика, с грядки) и поместили в комнате. | 112 |
Сидит хитрый (овощ, фрукт, ягода), не говорит. А вы догадались? | 122 |
(По Я. Пинясову.) |
|
ВСЕГО | 122 |
Ответьте на вопрос устно. Почему Наташа решила помочь бабушке?
Расскажите, чем занималась девочка в огороде?
Что случилось во время полива? Выберите правильный ответ:
а) потеряла свою игрушку;
б) сломала растение;
в) забыла бутылочку.
4. Придумайте и расскажите, как Наташа отдыхала в лагере?
5. Устно опишите характер девочки. Составьте словесный портрет героини.
6. Заполните таблицу. Напишите по 2-3 прилагательных о каждом из
героев рассказа.
Бабушка | Огурчик | |
|
|
|
Ответьте на вопрос устно. Почему огурчик автор называет «хитрым»?
Как вы думаете, как могло так получиться, что огурчик попал внутрь бутылки? Составьте устный рассказ. Скажите, вы можете летом попробовать провести подобный эксперимент.
Составьте картинный план к рассказу.
Перескажите по этому плану.
Почему автор в конце задаёт нам вопрос? Объясните.
Вспомните, авторы, каких произведений используют ситуацию недосказанности, неопределённости?
Выберите из текста глаголы, которые объясняют, почему Наташа забыла на огороде бутылочку. Подберите к ним синонимы.
В дневнике по чтению запишите последнюю часть по памяти в жанре сказки.
Прочитайте свои сказки вслух.
3 класс
| |
Держа наперевес тяжёлую винтовку, закусив со злости губу, | 8 |
мальчишка первым выскочил из окопа и бросился в атаку. Тут его и | 20 |
ударила пуля. | 22 |
Нашли (мальчишку, девчонку, солдата) к вечеру. | 28 |
Он лежал в сугробе, смотрел в высокое небо и, не стыдясь товарищей, | 40 |
по-детски горько (смеялся, плакал, ворчал): может быть, от боли, а | 50 |
может от обиды, что ему так не повезло в первом же серьёзном (бою, | 63 |
драке, ссоре). | 65 |
Когда из правого бока (прохожего, мужчины, мальчишки) вытащили | 73 |
кусочек свинца и хмурый дивизионный врач строго-настрого приказал | 82 |
забыть на время о войне, в землянку, где лежали (люди, дети, | 93 |
красноармейцы), спустился комиссар. До революции он был учителем | 101 |
географии в реальном училище, и бойцы отряда любили слушать его | 111 |
рассказы о чудесных заморских странах. | 116 |
— Лежишь? – спросил мальчишку (всадник, комиссар, отец). – Сам | 123 |
виноват – форс любишь, из цепи без толку (назад, быстро, вперёд) | 133 |
лезешь. | 134 |
(Комиссар, друг, солдат) присел на койку, вытащил из кармана козью | 144 |
ножку. | 145 |
— А так ничего – храбрый. Только и в (трусости, лени, храбрости) ум | 156 |
нужен. Без него нехитро и погибнуть. И врать, между прочим, тоже | 167 |
надо с умом. Сказал в (доме, тылу, отряде), что тебе шестнадцать лет, а | 180 |
сам два года и прибавил. Так ведь? | 187 |
Мальчишка кивнул. | 189 |
Комиссар помял пальцами самокрутку и не закурил. | 196 |
— Есть в Монголии, — продолжал он, — народная сказка о человеке, | 205 |
который, вроде тебя, шёл всегда в бой впереди всех, но не лез без толку | 219 |
под пули. Самым (смелым, весёлым, боязливым) и честным считался | 228 |
этот человек, потому что идти (прямо, налегке, впереди) совсем не | 238 |
просто, а даже очень (легко, задорно, трудно). | 245 |
Звали этого человека Гайдар, что значит «Всадник, скачущий | 253 |
впереди». А ты… Ладно, выздоравливай побыстрее. И комиссар ушёл. | 262 |
Миновали годы. | 264 |
Четырнадцатилетний (ребёнок, сын, мальчишка) прошёл фронтами | 270 |
гражданской войны путь от рядового до командира полка и стал затем | 281 |
писателем. Свои книги он подписывал именем (Смелого, Мудрого, | 289 |
Слабого) всадника, который скачет всегда (галопом, медленно, | 296 |
впереди). | 297 |
(Ю. Мишаткин) |
|
Итого: | 297 |
1. Какова тема рассказа? Сформулируйте её и запишите одним предложением.
2. Прочтите первый абзац, что вы узнали о главном герое из этого эпизода? Расскажите.
3. Устно ответьте на вопрос: «Что случилось с мальчиком в первом серьёзном бою?»
4. Какой приговор вынес герою дивизионный врач после ранения? Найдите ответ в тексте и прочитайте.
5. Как вы думаете, почему в землянку, где лежал раненный мальчишка, пришёл комиссар? Расскажите.
6. Составьте словесный портрет комиссара. Запишите его в дневнике по чтению.
7. Чему учил комиссар? Найдите этот отрывок и прочитайте вслух.
8. Как комиссар относился к другим бойцам? Расскажите.
9.Выпишите фразеологизмы, которые использовал в своей речи комиссар? Устно объясните, как вы их понимаете.
10. Найдите в тексте монгольскую народную сказку. Перескажите её.
11. С какой целью комиссар рассказал эту сказку мальчику? Объясните.
12. Нарисуйте портрет одного из героев рассказа.
13.Составьте план к рассказу и запишите его в таблицу.
Название части рассказа. | |
1. |
|
2. |
|
3. |
|
4. |
|
5. |
|
14. Перескажите рассказ по плану от 1-го лица.
15. Как, по-вашему, ребята, имел ли право мальчишка в 14 лет носить фамилию Гайдар? Откуда она у него взялась?
4 класс.
| |
Все вы, ребята, любите есть конфеты: и «Ассорти», и «Коровку», и | 11 |
разную карамель: «Снежок», «Барбарис», «Гусиные лапки»… Всех | 18 |
названий и не перечтёшь. Главное, чтобы были ( вкусные, горькие, | 27 |
пресные). А делать (вареники, конфеты, котлеты) не так-то просто. | 37 |
Наша фабрика большая, пятиэтажная. Кто ни пройдёт мимо, сразу | 46 |
узнаёт, что это (ватная, швейная, конфетная) фабрика. От неё далеко | 56 |
разносится ( плохой, весёлый, вкусный) запах. | 61 |
Все рабочие на (фабрике, заводе, улице) ходят в белых халатах. | 71 |
Всюду чистота, порядок. Во все глаза глядим мы, чтобы ни одна | 82 |
пылинка не попала в цехи. | 87 |
Вот, например, как мы делаем карамель. | 93 |
Начинаем мы варить (карамель, лапшу, кашу) на самом нижнем | 102 |
этаже фабрики, а кончаем на самом верхнем. | 109 |
Сперва внизу варят сахарный сироп: в больших чанах растворяют | 118 |
(сахар, соль, песок) в горячей воде. Потом насосы перекачивают | 127 |
сахарный сироп на следующий этаж. Здесь в (молоко, воду, сироп) | 137 |
добавляют патоку и снова варят. Теперь уже получается карамельный | 146 |
сироп. Пока варят сироп, из яблок, чернослива, клюквы или клубники | 156 |
готовят начинку для (шоколада, мармелада, карамели). | 162 |
Затем карамельный сироп и начинка подаются на верхние этажи. | 171 |
(Карамельный, медовый, миндальный) сироп продолжают варить. Он | 178 |
Всё густеет и густеет. Получается карамельное тесто. Но оно очень | 188 |
горячее. Чтобы тесто остудить, его выкладывают на большие | 196 |
холодильные столы. Но вот (вода, каша, тесто) наконец остыло. | 205 |
Теперь его кладут на тянульную машину. Большими рычагами, точно | 214 |
руками, машина растягивает тесто. Другая машина наматывает | 221 |
(растянутое, жидкое, мягкое) тесто на длинную трубку. А рядом с этой | 232 |
машиной стоит бачок с начинкой. Поверх трубки наматывается тесто, | 241 |
а внутри трубки проходит (сердцевина, начинка, выпечка). Вертится | 249 |
трубка, и в неё сползает карамельная змейка с начинкой внутри. | 259 |
Змейка попадает в новую машину, похожую на гусеницу трактора. | 268 |
Прокатится гусеница по змейке, и с другой стороны уже выползают | 278 |
карамельные бусы. На разных машинах получаются (стекляшки, бусы, | 286 |
цепочки) то из шариков, то из подушечек, то из узорчатых | 296 |
кирпичиков. | 297 |
Затем карамельные бусы попадают в машину, которая отделяет | 305 |
карамельки одну от другой. | 309 |
(Карамель, шоколад, печенье) готова. Но нужно ещё сделать так, | 318 |
чтобы она не слипалась и хорошо сохранялась. Для этого одни | 328 |
машины обсыпают карамельки сахаром, а другие обёртывают их в | 337 |
разноцветные бумажки. Машина сама обёртывает карамельку, | 343 |
закручивает концы бумажки, аккуратно обрезает их. Потом двумя | 351 |
рычагами, точно пальцами, хватает каждую карамельку и сбрасывает | 359 |
её прямо в ящик. | 363 |
Вот такие умные машины придумали люди! | 369 |
Теперь вы знаете, ребята: съесть карамельку – (минутное, долгое, | 377 |
продолжительное) дело, а изготовить её не так то просто. Это дело | 388 |
(трудное, лёгкое, быстрое) и интересное. Кушайте (на здоровье, на | 397 |
радость, на печаль). | 400 |
(В. Санаев) |
|
Итого: | 400 |
Прочтите риторический вопрос, который автор ставит в начале рассказа. Какое значение он имеет? Объясните.
Проследите по тексту технологию изготовления карамели и запишите её в дневнике по чтению в виде схемы. Прочтите, какие схемы вы составили.
Как выглядела кондитерская фабрика? Нарисуйте здание фабрики.
Что такое карамельное тесто? Расскажите.
Как приготовляют карамельный сироп? Найдите в тексте и прочтите.
Как вы понимаете выражение «растянутое тесто»? Объясните.
Как выглядят карамельные бусы? Почему их так назвали? Найдите в тексте ответ на этот вопрос и прочтите вслух.
Объясните выражение «умные машины»? Почему люди их так назвали?
Составьте картинный план к рассказу.
Перескажите рассказ по данному плану от лица кондитера, работающего на фабрике.
Найдите образные сравнения и выпишите их в дневник по чтению.
Какие названия конфет вы любите? Запишите в таблицу.
Название конфет | |
|
|
Что интересного узнали вы о работе кондитерской фабрики? Расскажите.
Кто из вас был на экскурсии на настоящей фабрике? Поделитесь своими впечатлениями?
Определите к какому стилю можно отнести данный текст. Выберите правильный ответ:
а) научно-популярный;
б) художественный;
в) разговорный;
г) официально-деловой.
8