Литературная игра «Умники и умницы» по творчеству Н.В. Гоголя, 5-7 класс













Автор: Маврина Людмила Александровна,

учитель русского языка и литературы

МКОУ Коптевской ООШ







Цели игры:

— создать условия для развития у шестиклассников умения добывать знания из прочитанных книг и уметь использовать их;

— содействовать развитию логического мышления и культуры речи;

— обеспечить условия для пробуждения интереса учащихся к творчеству Н.В. Гоголя.


Оформление: выставка «Николай Васильевич Гоголь и Симбирский край», иллюстрации к произведению «Ночь перед Рождеством», выставка книг писателя.


Оборудование: стол для Высокого ареопага; с другой стороны – стол для помощников, вручающих Ордена шелкового умника, стол с реквизитом: костюмы Солохи, Черта, Оксаны; корона, коврик, мешки, метла, теплая шапка – ушанка; квадраты красного, желтого, зелёного цвета.


Правила игры.

Викторина состоит из трёх агонов ( «агон» в переводе с греческого означает «соревнование», «состязание»), в ходе которых из девяти агонистов в финал выйдут трое. Финальное состязание определит одного победителя.

За каждый правильный ответ агонисту вручается Орден «Шелкового умника». В случае, если агонист затрудняется ответить либо его ответ неверен, ведущий обращается к теоретикам ( из числа зрителей). Для теоретиков, набравших наибольшее количество Орденов, можно организовать по желанию учителя дополнительный агон.

Перед тем как агонисты начнут соревноваться, ведущий произведет между ними розыгрыш дорожек, предварительно объяснив следующее: на красной дорожке предстоит ответить на два вопроса, но нельзя ошибаться; на желтой дорожке – три вопроса, зато здесь допустима одна неточность в ответе; на зелёной дорожке – четыре вопроса. Тем не менее у зелёной дорожки есть свое преимущество: здесь можно ошибаться дважды.

Судят состязание Высокий ареопаг.

Ход мероприятия:

Слово учителя. С Симбирском и краем связана творческая жизнь многих писателей, родившихся, живших или некогда бывавших здесь. Среди них Николай Васильевич Гоголь.

Гоголь был знаком с братьями Языковыми, С.Т. Аксаковым, поэтом Анненковым. Желание побывать на Волге и привело Гоголя в 1850 году в Чириково, где жил Анненков, с которым писатель был связан узами крепкой дружбы.

Две недели Гоголя пробыл в Чирикове. Очень любил бывать в окрестностях села, особенно нравились ему Марьин бугор и Марьина роща, получившие название по имени прабабки Анненкова.

Гоголь часто ходил в Марьину рощу, взбирался на Марьин бугор, откуда любовался округой, полной невыразимой прелести. Отсюда Гоголь видел всю Русь, которая «с такой непостижимою, тайной силой» влекла к себе гениального художника слова.

Сегодня мы вновь приглашаем Николая Васильевича на Симбирско – Ульяновскую землю. Ведь каждая встреча с Гоголем и его произведениями – незабываемое событие в жизни каждого русского человека. Еще раз мы вспомним биографию писателя и встретимся с его героями из повести «Ночь перед Рождеством», вошедшую в книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки».

И так, друзья, конкурс знатоков жизни и творчества Гоголя начинается, который мы проведем в форме телевизионной игры «Умники и умницы». Напоминаю правила.


Первый агон.

Вопросы для розыгрыша дорожек.

Назовите, когда и где родился Н.В. Гоголь? (20 марта (1 апреля) 1809 года, в местечке Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии).


Какое образование получил писатель? (Обучался с братом Иваном в Полтавском уездном училище, затем в Нежинской Гимназии высших наук)

.

Как называлось его первое произведение? (« Ганц Кюхельгартен» (1827), напечатано под псевдонимом В.Алов).

Вопросы для зелёной дорожки.


1.Вам от роду не больше 40лет. Вы ни хороша, ни дурна собою. (Трудно быть хорошею в такие годы). Однакож вы так умеете свести с ума и причаровать к себе самых степенных козаков. Узнали себя? (Солоха).

2.Уважаемая Солоха, познакомьте нас с вашими ухажерами.(Голова, дьяк Осип Никифорович ( конечно, если дьячихи не бывало дома), козаки Корний Чуб и Касьян Свербыгуз, Черт).

3.Вот про последнего вашего жениха говорят: «Рожа – мерзость – мерзостью, однакож и он строит любовные куры». А что значит – «строить куры»? ( С французского языка переводится « ухаживать, заигрывать, оказывать внимание».

4.Кто из претендентов на ваше сердце и руку имеет больше шансов? Почему именно к нему вы относитесь очень приветливо? (Корнилий Чуб, т.к. он богаче всех. Каждое лето перед его хатою стояли восемь скирд, две пары волов имеется, в сундуках водилось много полотна, жупанов, две нивы табака, в огороде рос мак, капуста, подсолнухи).

Свежие документы:  Как играли наши бабушки, 5 класс


Вопросы для жёлтой дорожки.


Вы богатый козак, но очень ленив и не легок на подъем, у вас растет красавица – дочка. Представьтесь, пожалуйста. (Чуб). А это что: имя, фамилия или кличка? (Чуб – фамилия, а зовут меня Корнилием)

1.Уважаемый Чуб, к кому в гости вы направились в рождественскую ночь? (Меня дьяк пригласил на кутью).А что такое кутья? (Кутья – каша из пшеницы с медом и отваром из сухих фруктов. Кутью ели в канун Рождества).

2.Корнилий Чуб, до дома дьяка вы с кумом не дошли, а вернулись назад. Немного пройдя, увидели вы свою хату, но почему не зашли, хотя сильно стучали в дверь и повелительно кричали своей дочери отпереть её? В чем же дело? (Услышав голос кузница, я решил, что хата не моя, т.к. кузнеца там не могло быть, мы с ним в ссоре. Немного приглядевшись, я решил, что перед мною дом хромого Левчека, который недавно женился, а кузнец, видимо, встречается с его молодой женой).

3.Кузнеца Вакулу, Чуб, ты не любил, а почему все – таки выдал за него единственную дочь? (Мне очень понравились новые шапка и пояс Вакулы, уж очень чудные были. А ещё вспомнил, как поступила со мной вероломная Солоха, поэтому я и сказал своему будущему зятю:

— Добре! Присылай сватов.

Вопросы для красной дорожки.


Вы один из тех, кто любит наведываться к великолепной Солохе. У вас плотное телосложение, дюжий голос; чтобы спрятать вас, Солоха выбрала самый большой мешок из – под угля. Кто же вы, не томите нас? (Голова).

1.Что значит – «Голова»? (Голова – выборная должность, глава села Деканьки).

2.Вы пришли к Солохе в капелюхах. Что это за вещь? (Капелюха – шапка с ушами, национальный головной убор украинце).


Второй агон.


Вопросы для розыгрыша дорожек.


Известно, что Николай Васильевич привез с собой в Петербург из Нежина большую, в 490 страниц тетрадь. А как она называлась? («Книга всякой всячины, или Подручная энциклопедия. Составитель: Н.В. Гоголь, 1826год).


Чего только нет в этой тетради: и мысли знаменитых писателей, и сведения по истории и географии, и свои собственные сочинения, но больше всего здесь записей о жизни русских и украинских народов. А что именно интересовало писателя в жизни этих народов? (Предания, обычаи и нравы, пословицы, поговорки и песни простого народа Руси и Украины).


Как все это пригодилось Гоголю при написании «Вечеров на хуторе близ Диканьки». Критики высоко оценили эту книгу. Особенно дорог был отзыв Пушкина. Необыкновенным в этом произведении было то, что автор, повествуя о жизни крестьян, смотрел на мир их глазами. А кто Гоголю помог рассказать нам весёлые и страшные истории? (Пасечник, Рудый («рыжий») Панько).


Вопросы для зелёной дорожки.


1.У вас неординарная внешность: спереди вы совершенно немец с узенькой, беспрестанно вертевшейся и всё подряд нюхавшей мордочкой, круглый пяточек вместо носа; сзади – настоящий губернский стряпчий в мундире. Кто вы? (Черт).

2.Кого в Диканьке зовут немцем, кто такой губернский стряпчий? (Немцем называют в Диканьке всякого, кто только из чужой земли, хоть будь он француз, или швед – все немец.

Губернский стряпчий – служащий в суде.)

3.Для чего вы в рождественскую ночь украли с неба месяц? Назовите причину, которая толкнула вас на такое беззаконное дело? (Хотел выместить на кузнице Вакуле свою злобу, в той надежде, что старый Чуб не пойдет в гости к дьяку.)

4.Расскажите, пожалуйста, как вам удалось все – таки украсть месяц? (Сделать это было очень трудно, т.к. месяц обжигал мне пальцы, приходилось то с одной стороны подходить, то с другой. Тут решил я двумя пальцами схватить, кривляясь и дуя, перекидывал его с одной руки на другую, словно мужик, доставший руками огню для своей люльки, поспешно спрятал в карман.


Вопросы для жёлтой дорожки.


Перед нами силач и детина хоть куда, но он противней черту, чем проповеди отца Кондратия. Слывет в околодке лучшим живописцем. Все миски, из который Диканьские козаки хлебали борщ, были размалёваны вами? Назовите себя. (Кузнец Вакула).

Свежие документы:  Конспект урока для 3 класса «Д. МАМИН - СИБИРЯК «СЕРАЯ ШЕЙКА»

1.Скажите, пожалуйста, а почему черт именно на вас вымещал свою злобу? Чем вы перед ним провинились? (Я нарисовал картину на стене церковной, на которой изобразил святого Петра в день страшного суда, с ключами в руках, изгонявшего из ада злого духа; испугался черт, начал метаться во все стороны, предчувствуя свою погибель, а заключенные прежде грешники били и гоняли его кнутами, поленами и всем, чем ни попало. Черт мне все время мешал, но картину я закончил, но с той поры черт поклялся мстить).

2.Несмотря на проделки черта, вы встретились с Оксаной. Говорили слова любви чудной, ненаглядной Оксане своей. А что пообещали ей достать? (Черевички, какие носила сама царица).

3.К кому за помощью вы обратились, чтобы выполнить просьбу Оксаны? (К Пузатому Пацюку).

Вопросы для красной дорожки.


Лет 10 или 15 вы живете в Диканьке. Нигде не работаете, спите три четверти дня, едите за шестерых, выпиваете за один раз почти по целому ведру. Вы узнали себя? (Пузатый Пацюк).

1.А почему вас прозвали Пузатый? (Я небольшого роста, в ширину довольно увесист. Ношу шаровары, да такие широкие, что какой бы шаг не сделал, казалось – винокурная кадь двигалась по улице).

2.Давайте уточним: вы говорят, не во гнев будет сказано – сродни немного черту, а ещё умеете лечить, читать чужие мысли, слывете гостеприимным хозяином, так что же вы ответили на просьбу Вакулы и чем его угостили? (Вакула искал черта, а зачем так далеко ходить, когда черт у него за плечами сидел. Хотел угостить гостя вареником со сметаной, но он почему – то отказался).


Третий агон.


Вопросы для розыгрыша дорожек.


Н. В. Гоголь начинает свою повесть «Ночь перед Рождеством» с описания зимней ясной ночи. Месяц должен был светить добрым людям и всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа. Назовите число и месяц, когда в произведении «Ночь перед Рождеством» начинают разворачиваться события? (В ночь на 7 января).


Вечером было очень весело, т.к. начинали колядовать. А что такое колядки? (Песни, которые пели под окнами про Рождество Христа, в конце желали здоровья хозяину, хозяйке, детям и всему дому. Колядующим кидали в мешок: хлеб, колбасу, медный грош, чем кто богат).


А какие колядки знаете вы? Исполните, пожалуйста. (Ой, коляда, коляда, посконная борода.

Открывай ворота, выноси пирога.

Кто подаст лепешки – золотые окошки.

Кто подаст каши – золотые чаши.

Уж ты, матушка, подай.

Ты, Варварушка, подай.

Подай, не ломай, неси целый каравай.

Зароди, Боже, жито – пшеницу,

В доме – добра, в поле – зерна.

(Колядки можно исполнять с группой поддержки).

Вопросы для зелёной дорожки.


1.Вам 16 лет. Вы – очень красивы, но капризны. Любите целыми днями и часами смотреться в зеркало и нахваливать себя. Будьте добры, представьтесь. (Оксана).

2.Поглядите на милую Оксану – сорочка шита красным шелком. А какие ленты на голове! Ах, как хороша! Чудо! Вы заметили, что чувство самодовольствие выразилось на устах, на свежих ланитах и осветилось в очах Оксаны.

Дорогая Оксана, объясните нам значение слов: «уста», «ланиты», «очи». («Уста» – губы, «ланиты» – щеки, «очи» – глаза).

3.Оксана, а как зовут девушку, у которой вам понравились новые черевички? Познакомьте нас с вашей подружкой. (Мою подругу зовут Одаркой).

4.Что вы пообещали Вакуле, если он достанет вам черевички, которые носит сама царица? (Будьте все вы свидетелями: если кузнец Вакула принесет те самые черевички, которые носит сама царица, то вот мое слово, что выйду тот же час за него замуж!!!).


Вопросы для жёлтой дорожки.


Вы такое сокровище, каких немало на белом свете. Дома вы почти не бываете. По утрам деретесь с мужем. Печь не топите по три дня. У мужа самоуправно отнимаете «добычу», если он не успевал её пропить в шинке. Чья вы жена? (Кума).

1.Нежная супруга кума, чему вы обрадовались в тот рождественский вечер? (Тому, что мой муж с ткачом принесли в дом мешок большой – большой. Я решила, что там лежит целый кабан, которого наколядовали мой муженек и его друг).

Свежие документы:  Конспект урока на тему "Б.Л. Пастернак. Стихотворения"

2.Напомните нам, пожалуйста, а с помощью чего вам удалось «отвоевать» мешок, ведь ткач и кум мужественно отстаивали свою добычу? (В сенях у меня была кочерга. Проворно хватила кочергою мужа по рукам, ткача по спине, таким образом мешок оказался у меня).

3.Долгожданного кабана и свинины там не было, а кого – же вы обнаружили в мешке? (Чуба и дьяка).


Вопросы для красной дорожки.

Автор описывает вас так: «небольшого роста женщина, несколько даже дородная, напудренная, с голубыми глазами, и вместе с тем величественно улыбающаяся». Кто вы? (Екатерина II).

1.Что означает ваше имя? ( С греческого языка переводится как «чистота»).

2.Как к вам почтительно обращались запорожцы? (Мамо).


Финал.


(Участвуют победители трех агонов).

Перечислите, пожалуйста, какие повести вошли в книгу «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Первая книга: «Сорочинская ярмарка»;

«Вечер накануне Ивана Купала»;

«Майская ночь, или Утопленница»;

«Пропавшая грамота».

Вторая книга: «Ночь перед Рождеством»;

«Страшная месть»;

«Иван Федорович Шпонька и его тетушка»;

«Заколдованное место».

Распределяются дорожки в зависимости от того, кто больше всего назвал произведений. Потом предлагаются герои на выбор: Вакула, Оксана, Солоха.


Вопросы для Вакулы.

1.Бесстрашный Вакула, что вы видели в вышине, когда летели в Петербург верхом на черте? (Мимо нас вихрем пронесся, сидя в горшке, колдун; звезды играли в жмурки, метла возвращалась домой, одним словом … много ещё дряни встретили).

2.Каким вы увидели далекий Петербург? (Заблестел перед нами Петербург весь в огне. Тогда была по какому – то случаю иллюминация).

3.Вакула, расскажи нам, как ты отблагодарил черта? (Отвесил ему три удара хворостиной).

4.После поездки в Петербург, ты Вакула, зашел в сени, зарылся в сено и проспал до обеда. Проснувшись, вы чего испугались? (Я проспал заутреню обедню, ведь я был богоязливый человек во всей Диканьке).

Вопросы для Солохи.

1.Добродетельная Солоха, кое – где начали поговаривать старухи, что вы ведьма? Правда ли это? (Да как сказать. Вот Кизя Колупенко утверждает, что видел у меня хвост, другие поговаривают, что оборачивалась в черную кошку и мол свинья пела петухом, а потом надела на голову шапку отца Кондрата и убежала; якобы пастух видел меня с распущенной косой, подоила корову, а потом чем – то помазала ему губы и убежала. Да, разные сплетни обо мне идут в Диканьке).

2.Дражайшая Солоха, скажите, пожалуйста, а как вы обычно проводите вечер перед Рождеством? (Собираю звезды, верхом на метле).

3.Великолепная Солоха, а что это у вас? (Будто не видите. Шея, а на шее монисто). А как понять «монисто»? (Ожерелье из бус, монет, камней).

4.Несравнимая Солоха, как вам будет известно, в 1961 году известный кинорежиссер А.Роу поставил фильм по повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», нам бы хотелось узнать имя киноактрисы, которая так мастерски сыграла Солоху. (Людмила Хитяева).


Вопросы для Оксаны.

1.Вы очень переживали, когда дошла до вас весть о том, что кузнец пропал, вы этому не поверили. Почему? (Я знала, что кузнец Вакула довольно набожен, чтобы решиться погубить свою душу).

2.Сколько вам понадобилось времени, чтобы понять, что вы искренне любите Вакулу? (Одна ночь. Все думала и думала о нем, и к утру влюбилась по уши).

3.Увидев Вакулу, вы с изумлением и радостью глядели на него.

— Погляди, какие я тебе принес черевики! – сказал Вакула, — те самые, которые носит царица. А что вы ответили своему жениху? (Нет, нет! Мне не нужно черевиков! Я и без черевиков…). Далее она не договорила и покраснела.

4.Скажите, дорогая Оксана, а кто из композиторов написал оперы на сюжет повести Гоголя «Ночь перед Рождеством». («Черевички» П.И. Чайковский, «Ночь перед Рождеством» Н.А.Римский – Корсаков).


Победитель награждается книгой Н.В. Гоголя. Теоретики, получившие наибольшее количество Орденов «Шелкового умника», награждаются памятными призами.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: