Метапредметный урок литературы «Великая сила доброты в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор»» 5 класс


Конспект урока литературы в 5 классе


Чумпалова Инна Юрьевна,

учитель русского языка и литературы

первой категории

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №7»
с.Величаевского Левокумского района

Ставропольского края





Предметная тема: Великая сила доброты в рассказе А.И.Куприна «Чудесный доктор».

Метапредметная тема: «Доброта (как синоним к слову милосердие)»











































Забывайте обиды,

никогда не забывайте доброту.

Конфуций.


Тип урока — урок усвоения новых знаний (изучение художественного произведения).

Форма урока – урок-беседа.

Оборудование – компьютер, мультимедиапроектор, слайд-презентация (как сопровождение урока), дидактический материал в виде карточек.


Цели урока:

  • раскрыть понятие «доброта» на примере рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор»;

  • познакомить учащихся с особенностями композиции рассказа.

Метапредметная: расширить представление уч-ся о понятии «доброта».


Задачи:

Дидактические:

  • продолжить формирование умений анализировать художественный текст; аргументировано доказывать собственное суждение;

  • проверить степень сформированности навыков глубокого прочтения художественного произведения;

  • обозначить злободневность произведения.

Развивающие:

  • развивать творческую речевую деятельность учащихся через выражение своего представления о героях произведения;

  • совершенствовать умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать обобщенные выводы;

  • развивать эмоциональную восприимчивость.

Воспитательные:

  • учить детей чувствовать и видеть доброе и плохое в мире;

  • прививать детям добрые человеческие качества: сочувствие, милосердие, любовь к людям;

  • воспитывать художественный вкус.


Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Слово учителя:

— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Александра Ивановича Куприна, замечательного русского писателя, который прошел большую и трудную школу жизни, его рассказы и повести — это результат богатого личного опыта.

Когда будущему писателю шёл второй год, от холеры умер его отец. Его воспитывала мать. Немало страданий перенёс Куприн в детстве и уже будучи взрослым человеком. Он сменил много профессий, пока не стал писателем: был и военным, и актёром бродячей труппы, управляющим имением, организатором цирка в Киеве, занимался зубовра­чебным делом, поднимался на воздушном шаре в небо и опускался на дно морское, некоторое время работал репортером в киевских газетах, получая за строчку полто­ры — две копейки. Вот тогда определилось и его писательское кредо и принцип жизни: «не бояться жизни, какой бы страшной она ни была…» (и писать «голую правду»).

Рассказ «Чудесный доктор» — это одно из самых замечательных и трогательных произведений, который заставляет по-новому посмотреть на окру­жающий тебя мир и задуматься.

Тема нашего урока: Великая сила доброты в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор».

Эпиграфом к уроку послужат слова Конфуция: «Забывайте обиды, никогда не забывайте доброту».


— Как вы думаете, о чем сегодня пойдет разговор на уроке? (О доброте, о людях и их поступках).


— Сегодня на уроке мы должны раскрыть понятие «доброта» на примере рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор».


— Но прежде чем начать разговор о доброты в рассказе, проверим, насколько внимательно вы его прочитали. Вам выданы листочки, на них укажите свои имя и фамилию. Напишем цифровой диктант. (Если утверждение верно, вы ставите цифру “1”, если нет – “0”.)


  1. Действие рассказа начинается с описания семьи Мерцаловых. 0

  2. Старшего из мальчиков зовут Гриша. 1

  3. Семья Мерцаловых живёт в подземелье. 1

  4. Отец мальчиков был грубым человеком, который постоянно ругал своих детей. 0

  5. Тяжело заболела мать мальчиков. 0

  6. Мерцалов, из-за несчастий, которые сыпались на его семью, решился расстаться с жизнью. 1

  7. В парке Мерцалов случайно встречает доктора. 1

  8. Доктор, поздоровавшись, назвал свою фамилию. 0

  9. Гриша Мерцалов, когда вырос, стал врачом. 0

  10. После встречи с доктором Пироговым жизнь в семье Мерцаловых изменилась к лучшему. 1

(Ключи: 0110011001)

  1. Анализ эпизода с начала рассказа до слов «Старший мальчик первый оторвался».


1. Сколько рассказчиков в этом произведении? (Два: тот, с кем произошла эта история, и автор, передающий услышанное от другого. Такая форма построения текста называется «рассказ в рассказе».)


2. Как вы думаете, чем привлекла внимание мальчиков витрина гастрономического магазина? (Витрина представляла собой эффектную картину, настоящее изобилие разнообразных, диковинных, красиво упакованных и разложенных продуктов; возбуждала «в одинаковой степени их умы и желудки».)


3. Опишите устно свои ощущения, которые вы испытываете, стоя перед витриной со сладостями или игрушками.


  1. Чтение фрагмента со слов «Старший мальчик первый оторвался…» до слов «- Ну? Что же?..» и обсуждение.


1. Как бы вы теперь ответили на вопрос: чем привлекла мальчиков витрина гастрономического магазина? (Такая витрина для них — диковина, окно в другую, кажущуюся радостной, чудесной жизнь, где все необычно, красиво, безмятежно, спокойно, сытно. Мальчики были очень голодны. Недаром они бросили на витрину «влюбленно-жадный взгляд».)


2. Куда поспешили мальчики? (Скорее всего, домой после безрезультатной попытки выполнить поручение матери; они открыли «свою дверь».)


3. Как вы думаете, в какое время года происходит действие рассказа? (Зимой, перед Рождеством или Новым годом: можно было увидеть сквозь окна «елку, которая издали казалась громадной гроздью ярких, сияющих пятен, иногда они слышали даже звуки веселой польки», «праздничное оживление толпы», «смеющиеся лица нарядных дам»…)


4. Любите ли вы эти праздники? Какие чувства испытываете при их приближении? (Радостное ожидание сюрприза, подарка, удивления, чуда.)


5. Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни? Почему вы так решили? (Нет, не могут. Понять это помогает описание того печального, убогого места, в котором они живут.)


  1. Инсценирование отрывка со слов «Мальчики молчали…» до слов «… разогреть-то нечем…» и обсуждение.


1. Как вы думаете, о чем говорилось в письме к бывшему хозяину главы семейства Мерцаловых?


2. Мог ли швейцар передать письмо по назначению? Почему он, по вашему мнению, этого не сделал? (Очевидно, что швейцар — жестокий и злобный человек; он старается выслужиться перед своим хозяином, боится потерять место, не уважает тех, кто беден и живет в постоянной нужде.)


3. Можно ли согласиться с высказыванием И. Шевелева: «Чем жизнь тяжелее, тем одни люди становятся черствее, а другие — милосерднее»? К кому из персонажей рассказа вы уже сейчас могли бы применить эти слова?


4. Как вы понимаете, что обозначает слово «милосердие»? Подберите к нему синонимы. (Милосердие — готовность помочь кому-нибудь).


Синонимы: милосердие, сострадание, человеколюбие, доброта.


  1. СЛОВАРНАЯ РАБОТА:


Подготовленный ученик:


Доброта —


Толковый словарь Ожегова:

— отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.


Толковый словарь Дмитриева:

— это душевное качество человека, которое выражается в нежном, заботливом отношении к другим людям, в стремлении сделать что-то хорошее, помочь им.


  1. Чтение учителем отрывка «В это время в коридоре…» до слов «…гнали просителей с крыльца».


Почему, по вашему мнению, мы лишь в середине рассказа узнаем о несчастьях семьи Мерцаловых?


  1. Обсуждение эпизода встречи Мерцалова и пожилого незнакомца — врача в парке.


Почему незнакомец в парке подсел на скамейку к Мерцалову?

Почему он не испугался «беспорядочных, озлобленных криков»?

Почему старался «проникнуть в самую глубь этой наболевшей, возмущённой души»?


  1. Обсуждение эпизода посещения незнакомцем дома Мерцаловых.


Что же произошло после разговора в парке?

Как вы думаете, почему незнакомец в парке не захотел назвать свою фамилию?

Говорит ли вам о чем-нибудь фамилия незнакомца — Пирогов? (Слайд)


Как вы думаете, почему Александр Иванович Куприн заканчивает свою историю рассказом о дальнейшей судьбе членов семьи Мерцаловых? (Композиция этого произведения, задуманная как рассказ в рассказе, получает свою завершенность. Тем самым подчеркивается достоверность пересказанной Куприным истории.)


О каком чуде идет речь в этом рассказе? (О чуде случайной встречи. О чуде рукотворном, которое может совершить любой человек с чутким сердцем и внимательным взором, обращенным на других людей. О чудодейственной силе деятельного сострадания. О чудесной способности человека даже в самых, казалось бы, невыносимых условиях оставаться человеком, стараться сопротивляться лишениям. О чудесном умении с толком распорядиться помощью, о чуде доброты). Ведь в нашей жизни бывают такие ситуации, когда люди проходят мимо людей, которые возможно в них нуждаются.


— Давайте обратимся к словам Конфуция о доброте: «Забывайте обиды, никогда не забывайте доброту».


— Чьи обиды должны забыть герои рассказа «Чудесный доктор» А.Куприна и чью доброту никогда не забывать?

Как вы считаете, в чём великая сила доброты в рассказе А. Куприна?


Домашнее задание: Написать сочинение-рассуждение на тему «Как я понимаю доброту?» (Используя для доказательства пример из художественной литературы и жизни).


  1. Подведение итогов, выставление оценок.


  1. Рефлексия:

— О чём заставляет вас задуматься рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор»?

— Можем ли мы с уверенностью сказать, что рассказ актуален, современен в наши дни?

— Какую роль в вашей жизни играет доброта?

Были ли в вашей жизни или в жизни вашей семьи действительно сложные ситуации, в которых помощь и участие других людей оказались как раз вовремя? А приходилось ли вам или кому-то из членов вашей семьи самим оказывать подобную помощь? Расскажите об этом классу.


— В рассказе «Чудесный доктор» глубокое размышление писателя о добре и зле, которое существует не только где-то, но находятся в самом человеке. Прочитав этот рассказ, понимаешь, что надо любить ближнего. Ведь если ты будешь любить человека, то будешь любим и сам.


— Один известный писатель сказал, что мир спасет красота. После нашего сегодняшнего урока мы можем с вами добавить, что мир спасёт доброта. Добро, которое сделал для Мерцаловых доктор, живет в поступках, делах детей Мерцаловых.


— Этот светлый рассказ о чуде милосердия посвящен великому учёному, хирургу, естествоиспытателю и педагогу Николаю Ивановичу Пирогову. Случайная встреча переменила судьбу целой семьи. Незнакомый прохожий протянул руку помощи героям в самый страшный момент, когда несчастья снежным комом придавили Мерцаловых в их грязном сыром подвале. Странное волнение охватывает после прочтения рассказа. Вместе с чувством глубокой веры в чудо рождается главный вопрос – кому ты можешь помочь. Не зависит ли от тебя чья-то жизнь, пущенная под откос нелепой случайностью или чьей-то злой волей.



















Использованная литература.


  1. А.И.Куприн «Чудесный доктор».

  2. Вокруг тебя — Мир…: Методические рекомендации. 5 класс/ Авт.-сост. А.Делетроз и др..- М.: Издательство МАИК «Наука», 1996.



Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Многогранники и многогранность" 10 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: