Поэтические течения конца XIX – начала XX веков, 11 класс


МБОУ «Макуловская СОШ»

Верхнеуслонского района Республики Татарстан













Поэтические течения конца XIX – начала XX веков


Дополнительный материал к урокам литературы в 11 классе








Подготовила учитель

русского языка и литературы

Белкина Татьяна Алексеевна













Пояснительная записка


На вводных уроках литературы в 11 классе учащиеся знакомятся с историко-литературной ситуацией рубежа XIXXX веков. Основная цель данных уроков – показать взаимосвязь литературы и общественной мысли конца XIX – начала XX веков с историческими процессами в стране и в мире и их взаимовлияние; дать представление о тенденциях русской литературы, познакомить с литературными течениями этого периода. Материал данной таблицы поможет учителю реализовать задачи урока. Для проверки знаний по материалам данной таблицы составлен тест, состоящий из 10 заданий. Ответы к вопросам выделены жирным шрифтом. В дополнение к уроку можно предложить одному из учеников составить презентацию о художниках, композиторах этого периода и их произведениях.



Поэтические течения конца XIX – начала XX веков


Направление, даты

Течения

Философские, исторические, литературные корни

Имена

Литературные объединения, журналы

Характеристика направления

Манифесты

Связь с другими видами искусства

Пролетарское

1890-е









1905-1907










1910


Поэзия декабристов, революционеров-демократов, поэты «Искры», поэзия Н.Некрасова





М.Горький

Л.Радин

Г.Кржижановский


















Д.Бедный (Придворов)





















С 5 мая 1912 года газета «Правда», сборник «Эхо ответное», «Наши песни»


Поэтическое воплощение философии активного действия






Содержит страстное поэтическое осмысление русской революционной деятельности тех лет



Поэзия гражданского звучания

В.И.Ленин «партийная организация и партийная литература»; Плеханов «Искусство и общественная жизнь»


Луначарский «Письма о пролетарской литературе»

С.Иванов «на новые места», Касаткин «Раненый рабочий»; Ярошенко «Кочегар»




Касаткин «Рабочий боевик»; Иванов «Расстрел»; Серов «Солдат», «Браво, ребятушки»

Поэзия критического реализма









1890-1900-е







1905-1907






1910

Знаниевцы


































Новокрестьянские поэты








Акмеизм, 1911

















Футуризм





Кубофутуризм















Эгофутуризм

Традиции русской поэтической классики: А.Фета, И.Никитина, А.Полонского, А.Кольцова



























Традиции народного творчества, крестьянская поэзия XIX века





Французский классицизм XVIII века с его изысканностью вкуса













Итальянский футуризм

И.Бунин

А.Лукьянов

А.Черемнов









И.Бунин







И Бунин
















Н.Клюев

С.Клычков

С.Есенин

Н.Орешин






Н.Гумилёв

А.Ахматова

О.Мандельштам

М.Кузмин



















В.Маяковский

Д.Бурлюк

В.Хлебников













И Северянин

Г Иванов

К.Олимпов

Кружок «Среда»,

Альманах «Знание»








































«Цех поэтов» 1911; Бродячая собака» 1912; «Привал комедиантов» 1915












«Бродячая собака», «привал комедиантов»


«Гилея», сборник «Садок судей»













«Петербургский глашатай», 1912



Демократизм, гуманизм, следование традициям революционной поэзии. Они разделяют идеи социал-демократов



В пейзажной лирике вырастает образ России – нищей, голодной, но любимой, прекрасной


Пейзажная лирика уступает место философской




Вторгается стихия русского народного творчества. Предпринимаются попытки разгадать истоки и законы жизни нации


Лейтмотив – жизнь русской деревни, русских крестьян, родной природы





«Акме» — ясность, высшая пора. Устремлённость к вершинам искусства. Поиски выхода из кризиса символизма. Безоговорочное принятие мира. Изысканность стиля, богатство зрительных впечатлений, чёткость поэтических конструкций







Анархический характер общественных и эстетических программ. Русские футуристы провозгласили независимость формы от содержания, отказ от всех традиций, свободу слова



Крайнее проявление авторского произвола и субъективизма в литературе

И.Бунин «недостатки современной поэзии»































Единой школы и поэтической программы не создали






Н.Гумилёв «Наследие символизма и акмеизма»



















«Пощёчина общественному вкусу», 1910













«Пролог эгофутуризма»

Куинджи «Ночь на Днепре», «Берёзовая роща», «Днепр ночью»






П.И.Чайковский «Времена года»





Левитан «Вечерний звон», «Над вечным покоем»












Коровин «На миру»; Иванов «Бунт в деревне»; Репин «Крестный ход в курской губернии»


Союз русских художников: Рерих, Малявин, Грабарь, Коровин, Красавин
















Журнал «Золотое руно»













Модернизм – общее обозначение русского искусства конца XIX — начала XX веков



Декаданс

Символизм












Философско-религиозный символизм



Младосимволизм







Независимые поэты

Новые идеи Ницше, французский символизм, Ф.И.Тютчев








Греческая мифология




Философия В.Соловьёва

И.Анненский

В.Брюсов

Ф.Сологуб

К.Бальмонт









Д.Мережковский

З.Гиппиус

В.Иванов



А.Блок

А.Белый

Б.Пастернак

Н.Асеев




В Набоков

А.Скрябин

В.Ходасевич

«Весы», «Золотое руно», «Апполон»










Литературный салон З.Гиппиус



Журналы «Комедианты», «Центрифуга»

Представление о непознаваемости мира и закономерностей его развития. Интуитивное постижение мира, духовный опыт человека




Искусство как общественно-религиозное действо


Отражение внутреннего мира личности (любовь, одиночество, тоска)

Мережковский «О причинах упадка и новые течения современной русской литературы»; В.Брюсов «Русские символисты»



В.Иванов «Две стихии в современном символизме»


А.Белый «Символизм как миропонимание»

Стиль модерн, интерес к средневековью. Музыкальная стихия – первооснова жизни. Стремление к воплощению мимолётных впечатлений


Творчество Н.Рериха




М.Врубель

Свежие документы:  Внеурочная программа социального творчества обучающихся "Экология родного края"




Тест на знание материала «Поэтические течения конца XIX — начала XX веков


1. Демократизм, гуманизм, следование традициям реалистической поэзии, разделение идей социал-демократов. Какому литературному течению характерны эти признаки?

А. Пролетарским поэтам

Б. Новокрестьянским поэтам

В. Знаниевцам


2.К какому литературному течению относится следующая группа писателей: И.Анненский, Ф.Сологуб, В.Брюсов, К.Бальмонт?

А. Акмеизм

Б. Символизм

В. Футуризм


3.какая из перечисленных характеристик относится к кубофутуризму?

А. Представление о познаваемости мира и закономерностях его развития. Интуитивное постижение мира.

Б. Анархический характер эстетических и общественных программ. Независимость формы от содержания.

В. Поэтическое воплощение философии активного действия.


4.Представители какого течения не имели единой школы и поэтической программы?

А. Новокрестьянские поэты

Б. Независимые поэты

В. Пролетарские поэты

5.Французский классицизм XVIII века с его изысканностью вкуса стал источником творчества поэтов:

А. Символистов

Б. Футуристов

В. Акмеистов


6.Какому литературному течению (направлению) соответствует созданный Союз русских художников, в которых вошли Рерих, Малявин, Грабарь, Коровин, Красавин и другие художники?

А. Акмеизм

Б. Символизм

В. Футуризм


7.Для какого из литературных течений (направлений) статья В.И.Ленина «партийная организация и партийная литература» стала манифестом?

А. Пролетарские поэты

Б. Младосимволисты

В. Новокрестьянские поэты


8.В творчестве каких поэтов прослеживается поэзия гражданского звучания?

А. Новокрестьянских

Б. Пролетарских

В. Символистов


9.Поэты какой группы относятся к поэтам-акмеистам?

А. Клюев, Есенин, Клычков

Б. Набоков, Скрябин, Ходасевич

В. Гумилёв, Ахматова, Мандельштам


10.К какому из литературных течений относится творчество И.Бунина?

А. Акмеисты

Б. Знаниевцы

3. Младосимволисты






Использованная литература


Таблица взята из лекционного материала с курсов повышения квалификации. Тест составлен автором по материалам данной таблицы.



скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: