Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №33 с углубленным изучением предметов гуманитарного и технического профилей Дзержинского района города Волгограда
Программа
курса предпрофильной подготовки
«Всего ты исполнена, Земля Русская»
(по древнерусской литературе для учащихся 8-х классов)
Подготовил:
Горбенко Нина Иосифовна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МОУ СОШ№33
г. Волгограда
Волгоград – 2012
Пояснительная записка
Данный курс предназначен для учащихся 8 классов и рассчитан на 7 часов.
Актуальность введения его в школе определяется недостаточным количеством часов на изучение памятников древнерусской литературы.
В учебную программу предлагаемые произведения не включены, а лишь рекомендованы для самостоятельного или внеклассного чтения. Хотя значимость их в нравственном понимании очень велика. В таких произведениях древнерусской литературы прославляются идеалы духовной красоты, страстные служения Отечеству, самоотвержение и подвижничество.
Дидактические принципы отбора материала:
1.Научность;
2.Доступность;
3.Последовательность и системность изложения;
4.Наглядность;
5.Целостность;
Методы обучения:
1.Беседа;
2.Сопоставительный анализ;
3.Наблюдение;
4.Групповые и индивидуальные задания;
5.Тестовые задания
Ожидаемые результаты
В результате изучения дисциплины обучаемый должен знать:
1.Жанры древнерусской литературы;
2.Как изображён человек в древней литературе;
3.Знать сюжет произведения, его идею, автора;
4.Основные темы древней литературы;
5. Как раскрывается в повествовании тема общерусского патриотизма.
Уметь:
1.Определять и различать жанры древнерусской литературы;
2.Находить в тексте элементы устного народного творчества;
3.Делать сопоставительный анализ героев из разных произведений древнерусской литературы;
4.Анализировать текст;
5. Составлять характеристики героев и уметь находить художественные средства для создания образов.
Учебно-тематический план
Тема | Кол-во часов | Цель занятия | Основное содержание | Формы и методы работы на уроке | ||||||||||||
| Темы и идеи древнерусской литературы. Основные особенности древнерусской литературы. | 1 | Учащиеся должны знать основные темы древнерусской литературы, и что она неразрывно связана с историей развития Русского государства. Понимать, в чем своеобразие древнерусской литературы и как это зависит от стиля и жанра. |
а) Тема красоты и величия родины – центральная тема. б) Моральная красота русского человека. в) Торжество добра над злом и вера в добро. 2. Основные особенности древнерусской литературы: а) Историзм б) Патриотизм содержания. в) Связь литературы с фольклором г) «Литературный этикет» (что и как следует изображать – установить принцип). д) система жанров. Д/з: Прочитать «Житие Феодосия Печерского» | 1)Лекция с элементами беседы. 2)Составить памятку по ходу лекции: «Особенности древнерусской литературы» 3)Работа с таблицей: «Жанры древнерусской литературы»
4)Дать развернутый письменный ответ: «Почему в древней литературе были высоки представления о силе слова? С чем они были связаны, на что опирались?» (на Евангелие) | |||||||||||
| Литература Киевской Руси «Житие Феодосия Печерского» | 1 | Познакомить учащихся с жизнью известного церковно-политического деятеля и писателя ХI в. – Феодосия Печерского, причисленного к лику святых. Показать, как нравственно совершенствует он свою душу. Проанализировать образ Феодосия Затворника. |
2) Биография игумена Феодосия. Рассказы – новеллы: а) о вознице б) о разбойниках в) о бочке с медом 3) Духовные качества игумена. Психологический портрет. Духовная эволюция героя: труд, аскетизм, деспотизм матери, побег из дома, скитания. 4) Феодосий – избранник Божий. 5) Составление психологического портрета. Д/з: Подготовить рассказ о последних днях святого. |
|
«Киево-Печерский патерик» — памятник русской житийной литературы ХI – XII в.в. | 1 | Познакомить с величайшим памятником древнерусской литературы и помочь понять учащимся, в чем его литературное значение. Развивать навыки монологической речи, анализа текста. |
а) «Легенда о двух враждовавших братьях: Тите попе и Евагрии дьяконе. б) Легенда о чернеце Прохоре. в) Афанасий Затворник г) Борьба монахов с бесами. 6) Образы древнерусских князей. Д/з: Прочитать «Слово Даниила Заточника». | Работа с текстом. Найти в тексте, как звучит тема общерусского патриотизма. |
«Слово Даниила Заточника» — одна из интереснейших и загадочных произведений древнерусской литературы. | 1 | Дать возможность ребятам увидеть нравственный характер произведения, его совершенное звучание несмотря на время написания. Выяснить, в чем своеобразие текста. |
Д/з: Прочитать «Слово о погибели Русской земли» | Беседа:
Работа в тетрадях: Выписать остроумные изречения и афоризмы
Словарная работа: Челобитная – письменное прошение, жалоба. Скоморошья прибаутка – Заточник – заключенный.
Работа с текстом: Выразительное чтение.
|
«Слово о погибели Русской земли» — поэтическое произведение древней литературы периода монголо-татарского нашествия. | 1 | Познакомить учащихся с удивительным памятником прошлого, воспитывать гордость за свое отечество. Совершенствовать навыки анализа текста. | История создания.
Выразительное чтение отрывка: «О, светло светлая и красно украшенная земля Русская!» | Работа с текстом (выписать из текста слова, которыми автор прославляет Русскую землю) б) Найти примеры, в чем видит автор славу и красоту своей Родины. в) Найти в тексте контрастные картины в изображении Руси. Сопоставительный анализ Былое величие — наступившая невеселая година.
Р/р Развернутый письменный ответ: в чем патриотизм «слова» и автора? Найти в тексте, как автор стремится вселить в сердца людей мужество. Пересказ близко к тексту, сохраняя стиль. | |||||||||||||||||||||||||||||||
6. | «Повесть о Тверском Отроче монастыре» | 1 | Знакомство с памятником древнерусской литературы XVII в., определить близость повести к фольклорным произведениям. Совершенствовать навыки анализа текста, характеристики героев. |
Слуга князя Ярослава Ярославича Григорий отправляется по селам для сбора крестьянских повинностей. Любовь к дочери пономаря – Ксении. Князь заинтересован невестой отрока и становится ее женихом. Видение отроку и князю. Предвидение Ксении. Свадьба отрока расстраивается. Он уходит в лес. Так основан Тверской Отроч монастырь.
| Работа в группах Работа с текстом:
II. Описание героев, портреты III. Фольклорные образы выписывает (сокол, голубица, вещий сон…) IV. Сон Ярослава – выборочный пересказ
Таблица.
| ||||||||||||||||||||||||||||||
7. | Итоговый урок | 1 | Проверить знание теоретического и практического материала, используя тестовые задания. | Тест
3 «Слово о погибели Русской земли» 3 жития 4 «Житие Александра Невского» 4 Патерики 5 Повесть о Тверском Отроче монастыре 5 Повесть 6 Слово Даниила Заточника 6 Поучение 7 Киево-Печерский патерик 7 Слово |
| ||||||||||||||||||||||||||||||
| | | | X. Кто из героев и к кому обращается со словами: «Избавь меня, господин, от нищеты, как птицу от силков, и освободи меня от бедности моей, как серну из сетей, как утенка из когтей сокола.» 1) отрок Григорий. 2) Даниил Заточник. 3) Феодосий Печерский. XI. В чем причина ухода Григория от мирской жизни?
| | ||||||||||||||||||||||||||||||
| | | |
| |
Литература
Золотарева И.В., Егорова Н.В.
Универсальные поурочные разработки по литературе.
9 класс. Москва. «ВАКО» 2009.
Золотарева И.В., Крысова Т.А.
Универсальные разработки по литературе. 8 класс. Москва «ВАКО» 2006.
Ельцова О.В., Егорова Н.В.
Поурочные разработки по литературе. 7 класс. Москва «ВАКО» 2006.
Древнерусская литература. Учебно-методическое пособие. Глазов, 2001.
Лихачев Д.С., Поэтика древнерусской литературы Л., 1971.
Фокеев А.Л. Начало всех начал. Древнерусская литература: Учебное пособие. Саратов: Лицей, 2003 – 224с. – (По страницам литературной классики).