Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа
№ 1г. Сургута Ханты-Мансийского округа — Югры
Спецкурс по зарубежной литературе
«Мир ребенка в литературе»
Составитель:
учитель русского языка и литературы
Саражакова Г.Г.
Сургут, 2008 г.
Литературе так же важны талантливые
читатели, как и талантливые писатели. Именно
на них, на этих талантливых, нужных,
обладающих творческим воображением
читателей, и рассчитывает автор,
когда напрягает все свои душевные силы
в поисках верного образа, …. верного слова.
Художник автор берёт на себя только часть работы.
Остальное должен дополнить своим, воображением
художник — читатель.
С. Я. Маршак.
Пояснительная записка
Данная программа составлена для классов с углубленным изучением русской литературы и классов гуманитарного профиля.
Технология спецкурса рассчитана на учащихся 11-13 лет, так как этому способствуют следующие психофизические факторы:
1. Центральным и специфическим новообразованием в личности подростка психологи считают возникновение у него представления о том, что он уже не ребенок. Он стремится быть и считать себя взрослым.
2. Неустойчивость подростка находит выражение в повышенной активности, эмоционально. Именно в возбудимости подростка, в их способности сконцентрировать все свои внутренние силы заключается огромные возможности для творчества.
3. Появляется устойчивый интерес к искусству, в первую очередь к кино и литературе. Тяга к искусству во многом обусловлена стремлением растущего ребенка расширить свои знания о жизни.
4. Важнейший психологический процесс этого возраста — становление самознания и устойчивого образа Я».
5. Характерным является тяга к обобщениям, поиск общих принципов законов, стоящих за частным фактором.
Художественное произведение даст возможность разобраться в своем внутреннем мире, в самом себе.
Широкий взгляд на мир, формируемый при знакомстве с литературами самых разных народов, даст ученикам уверенность в себе, особенно когда они критически осваивают духовные ценности прошлого и настоящего. А критика неразрывно связана с творчеством, а в творчестве в первую очередь важно овладение языком, на котором говорит мировая культура.
В основу спецкурса положено изучение произведения эстетической и нравственной ценности, которое не замыкается только в рамках времени создания, но также актуально и для сегодняшнего читателя, что позволит ученику воспринимать произведение творчески, личностно. Схематично такой подход можно сформулировать так:
Художественное произведение Писатель
Ученик Эпоха создания
Осмысливание, оценивание
Понимание позиции автора
Понимание самого себя как личности
Поиск своей точки зрения. Постижение художественного произведения как эстетического и нравственного явления, созданного писателем, через эпоху создания к нашим дням.
Спецкурс рассчитан на учащихся 5-6 и 7 классов. Спецкурс создает необходимое условие для творческой деятельности ученика в процессе изучения учебного материала, анализа художественного произведения.
Цели спецкурса:
1. Научить учащихся самостоятельно извлекать из произведений нравственные ценности, осмысливать их, эмоционально переживать и воплощать их в поступках;
2. Подтолкнуть ученика к собственному творчеству, желанию понимать искусство, а через искусство себя и жизнь.
Задачи спецкурса:
1. Организовать творческую, самостоятельную читательскую деятельность;
2.Научить выявлять основную проблематику произведения;
3. Научить определить роль элементов сюжета, композиции, типическое значение характеров;
4.Научить умению создавать самостоятельно текст;
творчески сопоставлять произведения.
Одной из важнейших задач спецкурса является то, чтобы помочь ребенку ответить на вопрос: Кто я? Что я? Какой я в этом мире?», то есть помочь ему развиваться духовно, и как личности. Исходя из этого, мы определили следующие воспитательные задачи.
Воспитательные задачи:
1. Создать для каждого учащегося эстетическую развивающую среду с общей тематикой «Мир ребенка в литературе».
2. Стимулировать развитие рефлексивных способностей детей, их интерес к самому себе как субъектом культуры.
З. Организовать коллективную творческую деятельность детей на основе договора и взаимной поддержки.
4. Стимулировать субъекты осмысления каждым ребенком мира литературы как искусства и своей сопричастности с ним.
5. Воспитывать культуру чтения и выбора произведений, имеющих эстетическую ценность в контексте мировой литературы.
Данная программа базируется на принципе соответствия литературного материала возрастным интересам ученика, проблематике возраста. Поэтому в основе спецкурса лежит не историко-хронологический, а проблемный подход.
В программе определен круг произведений для изучения. В графе «Теория литературы» содержится перечень основных теоретических понятий, однако, поскольку основная работа над ними ведется на уроках русской литературы, в графу внесены лишь те понятия, которые специфичны для данного курса или же вводятся ранее, чем это предусмотрено программой по родной литературе.
Большое внимание в программе спецкурса уделяется творческой деятельности учащихся. Учитель вправе менять формулировки тем, поскольку главное — это не конкретная тема, а характер деятельности ученика, формируемые в ней умения. Учитель не должен предлагать детям все задания из графы «Творческие работы». Это лишь те варианты, среди которых он может выбрать задания, наиболее соответствующие уровню развития класса, интересам учащихся.
В конце учебного года учитель может проводить срезовые работы, выявляющие уровень литературного развития учеников, их знание в области зарубежной художественной литературы.
Завершающим занятием в заключении каждого года мы предлагаем проводить читательскую конференцию «Мир ребенка в литературе». Заключительные уроки ставят своей целью связать прочитанное и обсуждавшееся в течении года с личным опытом учащихся, стимулировать их собственное литературное творчество.
Основной проблемой курса 5-6 класса является проблема познания ребенком мира и самого себя. Поскольку пяти-шестикласснику в искусстве ближе всего сказка, предлагаемый курс посвящен изучению сказок, это будут прозаические и драматургический тексты. Избранные нами произведения интересны по сюжету, построены в таком порядке, чтобы вести ученика от простых оценок людей и поступков к пониманию их причин. Сказки о путешествиях помогают решить центральную проблему. При анализе этих сказок нас интересовали мотивы, заставляющие героев отправиться в путь; то, как открывается героям мир; и то, как в процессе странствий изменяются или раскрываются они сами. В процессе работы учащиеся узнают, что такое интерпретация текста художником, актером, чтецом режиссером, и сами пробуют себя в этих ролях.
Выбор произведения зачастую определялся необходимостью представить произведения, с разных сторон открывающих центральную проблему познание мира и самого себя.
В центре внимания курса класса находится проблема взаимоотношения взрослых и детей.
Произведения, предлагаемые курсом, повествуют о мире детства, об особенностях детского взгляда на жизнь, о сложном отношении между детьми и взрослыми, о детской и взрослой жестокости; о возможности достижения взаимопонимания между людьми разных возрастов, о сложном пути взросления ребенка.
Эти темы звучат в произведениях Р.Бредбери, Я.Корчака, Чарльза Диккенса, М.Твена, Дж. Олдриджа. В программу включены произведения, повествующие о неспособности. а иногда и нежелании взрослых понять ребенка, но не только взрослые не понимают ребенка, но и дети не всегда понимают взрослых (например, а повести Я.Корчака «Когда я стану маленьким» и в романе о короле Матиуше, пожелавшем дать детям свободу). Романы М.Твена знакомы многим поколениям детей и взрослых. Тайна их воздействия незабываема. Они привлекают энергией, жизнерадостностью, интересом к жизни главного героя: умением превращать обыденное в интересное и увлекательное, делать будни праздником и удивительным приключением.
Система работы по развитию речи направлена на формирование умений написать эссе, сочинение, рассказ по проблеме (детство, взрослые и дети). Накопление умений происходит при последовательном выполнении творческих работ, таких, как сочинение эссе по проблемам, волнующим ребенка, сочинения — рассуждения на тему о детской жестокости, о счастливой семье, сочинения миниатюры и т.д.
Система знания уступает место системе образов, совокупности которых позволяет разбудить эмоциональную сферу и получить более целостное представление о мире, так как именно образ несет в себе полноту и целостность бытия, именно в нем заключен и отражен мир. Поиск путей жизни начинается с установления мира в душе. А это невозможно сделать, если не научиться видеть взаимосвязь, преемственность культур и неразрывность цепи времен.
Душевная отзывчивость, чуткости к переживаниям других, в какие бы далекие времена они не жили, умение видеть и ценить прекрасное в жизни и в искусстве — все это входит в задачи спецкурса. Но главная его цель показать взлеты и падения человеческого духа, помочь открыть в самом себе и других «сокровенного человека».
Условная схема наблюдаемого
творческого процесса
личности ребенка.
ТЕКСТ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
ВОСПРИЯТИЕ
АНАЛИЗ
СОСТАВЛЕНИЕ НЕСКОЛКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
ПОИСК ЛИЧНОГО СМЫС ПРОИЗВЕДЕНИЯ
ТВОРЧЕСКИЙ ОТКЛИК НА ОСНОВЕ
ПОЛУЧЕННЫХ ЗНАНИЙ
СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ ЖЕЛАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ ЗНАНИЙ
Календарно — тематическое планирование
к спецкурсу по зарубежной литературе
«Мир ребенка в литературе».
Класс: 5, 6
Количество часов: 32 (1 час в неделю)
Составитель: Саражакова Г. Г.
Тема урока | Кол- во часов | дата | Теория литературы | Творческие работы | Связь с курсом литературы | |
1 | Античность – пролог мировой литературы. Легенды и мифы Древней Греции. Мифы о происхождении мира и богов, мифы о героях. | 2 |
| Понятие о мифе, цикле, структуре, функций мифов. | Сочинение миниатюра. | Выразительное чтение. Устное словесное рисование. |
2 | Фольклорная сказка. Сказки народов мира. Детский фольклор. | 2 |
| Понятие о сказочном герое, фольклорной сказке, пословице. | Стилизация под народную сказку (сюжет выбирается самостоятельно). Сочинение — миниатюра «Моя любимая сказка», | Героический эпос народов мира. Словесное рисование. Инсценирование. |
3 | Литературная сказка В.Гауф «Карлик-Нос». Борьба героя за своё место в жизни. Утверждение силы человеческого духа. | 2 |
| Понятие о литературной сказке. Сюжет, композиция. Автор- повествователь. Роль фантастики в сказке. | Словесное рисование портрета. Создание собственной сказки и иллюстрации к ней. | Понятие о фольклорной и литературной сказке. |
4 | В. Гауф «Эльфы». Мотив двоемирия. Использование фантастики для раскрытия мира человеческой души. | 2 |
| Понятие о стиле. Роль фантастики. | Театрализованное представление эпизодов. Создание собственной сказки. Иллюстрирование. |
|
5 | Оскар Уайльд «Мальчик- звезда». Тема любви, дружбы, взаимоуважения. Система человеческих ценностей. | 2 |
| Прием противопоставления, сюжет, композиция. | Сочинение-миниатюра «Что такое доброе сердце?» Создание Сценариев, театрализованное представление эпизодов из сказки. | Выразительное чтение. Словесное рисование героев. |
6 | Льюис Кэррол «Приключение Алисы в стране чудес», «Алиса в Зазеркалье». Мотив двоемирия. Философское звучание сказки. | 4 |
| Понятие о комическом, метафоре, как средстве создания комического. | Словесное рисование. Написание сказки «Моё необычное приключение». Игра «Угадай героя». | Тропы. Роль фантастики, каламбур. |
7 | Эрнест Теодор Амодей Гофман «Щелкунчик и Мышиный король». Мир ребенка в сказке. Тема ответственности за данное слово. Соотношение художественного вымысла и реальности при изображении характера. Тема выбора. | 2 |
| Композиция. Понятие идеальном мире. | Сочинение «Мой необычный мир», «Необычное в обычном». Попытка создать театр кукол. Создание спектакля по мотивам сказки. | Рисование словесных портретов героев в определенной ситуации. Сопоставительный анализ сказки «Щелкунчик и Мышиный король» и сказки А. Погорельского «Черная курица». |
8 | Антуан де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Тема детства. Ответственности человека. Взрослый мир глазами ребенка. «Ты в ответе за тех, кого приручил» | 4 |
| Речевая характеристика героя. Понятие о литературном переводе. Понятие о притче. Понятие об афоризмах. | Иллюстрирование сказки. Сочинение «Что значит быть человеком?» Словесное рисование героя в разных ситуациях. Инсценирование. | Своеобразие языка писателя. Пейзаж в художественном произведении. |
9 | Морис Метерлинк «Синяя птица», Тема дома, семьи. Проблема поиска счастья. Дом, семья, как основа и исток человеческого счастья. Проблема бережного отношения к прошлому как истоку будущего. | 2 |
| Понятие о драматической сказке, Понятие о ремарке, реплике, монологе, символе. | Чтение по ролям. Создание отзыва, рисованного фильма. Театрализованное представление эпизодов. Сочинение о путешествии. | Шварц «Тень». Понятие о ремарке, монологе. |
10 | Сельма Лагерлеф «Удивительное приключение Нильса Хольгерссона по Швеции» («Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»). | 2 |
| Пейзаж в литературном произведении. Сказка и легенда. | Словесное рисование героя в разных ситуациях. Иллюстрирование эпизодов. Выразительное чтение эпизодов. | Пейзаж в художественном произведении. Рисование словесных портретов героя в определённой ситуации. |
11 | Астрид Лингрен «Пеппи — Длинный Чулок», «Расмус- бродяга». Соотношение вымысла и реальности. Тема дружбы. Смелость и предприимчивость | 4 |
| Понятие о соотношении вымысла и реальности. | Пересказ.
| Понятие об эпизоде.
|
12 | Читательская конференция | 2 |
|
|
|
|
Календарно — тематическое планирование
к спецкурсу по зарубежной литературе
«Мир ребенка в литературе»
Класс: 7
Количество часов: 30, (1 час в неделю). Составитель: Саражакова Г. Г.
Тема или литературное произведение | Кол- во часов | дата | Теория литературы | Творческие работы |
Примечания | |
1 | Введение: «Я хочу рассказать». («Моё любимое произведение»). | 2 |
|
|
|
|
2 | Жюль Верн. «Пятнадцатилетний капитан». Тема ответственности человека, взаимовыручки, совести и человеческого достоинства. Психология мальчика как основа организации сюжета. | 4 |
| Система образов персонажей, конфликт, психология героя. Автор и герой. Авторская речь, внутренний монолог. | Словесное рисование героев. Киносценарии, инсценирование. |
|
3 | Джеймс Олдридж. Повесть «Последний дюйм». Тема ответственности, способности выстоять. Проблема взаимоотношения родителей и детей. Сила личного. | 3 |
| Герои и прототипы. Авторская позиция. Повесть. Тема. Проблема. Идея. | Эссе, сочинение миниатюра. |
|
4 | Джеймс Олдридж. «Отец и сын». (из повести «Последний дюйм»). Тема ответственности за судьбу близкого человека. Тема любви к жизни. | 2 |
| Композиция. Сюжет, тема, проблематика. | Написание рассказа о детстве. Иллюстрирование. |
|
5 | Чарльз Диккенс. «Приключение | 4 |
| Понятие о романе. | Попытка анализа |
|
6 | Рэй Брэдбери. «Всё лето в один | 3 |
| Понятие о конфликте. | Инсценирование |
|
7 | Марк Твен. «Принц и нищий». | 4 |
| Понятие о конфликте. | Сочинение миниатюра. «Уроки, которые |
|
8 | Марк Твен. «Приключение | 4 |
| Романтика и | Киносценарий. |
|
9 | Януш Корчак. «Когда я снова стану маленьким», «Король Матиуш Первый», «Король Король Матиуш на необитаемом острове» | 4 |
| Система образов персонажей в литературном произведении. | Эссе по одной из записей дневника Матиуша. |
|
10 | Читательская конференция «Тема детства в произведениях зарубежных авторов». | 2 |
|
| Написание рассказа о детстве. Презентация своих книжек |
|
11 | Развитие речи «Пишем рассказ о детстве». |
|
|
|
|
|