Проверочная работа по творчеству М.А.Шолохова, 11 класс








МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ



«Средняя общеобразовательная школа №2 им. Г.В.Кравченко» г.Вуктыла.






Проверочная работа по творчеству М.А.Шолохова. 11 класс.




Цель: проверить знания биографического и историко-культурного контекста романа М.А.Шолохова «Тихий Дон», знание и понимание текста, усвоение основ теории литературы и умения правильно пользоваться литературоведческой терминологией.















Составитель: Лацыба Тамара Ивановна,

учитель русского языка и литературы.












2014







1 вариант.


1. Как называется первый сборник рассказов М.А.Шолохова, сделавший его имя известным?


2. Произведение какого писателя 19 века послужило для Шолохова образцом для создания романа- эпопеи «Тихий Дон»?


3. Кто из героев романа «Тихий Дон» проходит сложный и извилистый путь поисков правды?


4. Где в основном разворачиваются действия семейных глав романа «Тихий Дон»?



5. Какой женский образ романа является символом отчего дома, домашнего очага?


6.Каким термином называют в литературе развёрнутое высказывание героини, не обращённое к кому-либо, произнесённое только в собственных мыслях: «А он? Он не был её дорог? Не о нём ли все эти годы вспоминала она?»


7.Какое средство художественной выразительности использует М.А.Шолохов в строчках: «Ласковым телком притулилось к оттаявшему бугру рыжее потеплевшее солнце»?


8. Какое средство художественной выразительности позволило М.А.Шолохову образно охарактеризовать героиню: «Аксинья … с лихорадочной быстротой, как девка перед смотринами…»?


9. Назовите литературный термин, обозначающий образные определения, которыми автор пользуется, изображая Аксинью: «порочная красота», «скорбная усталость», «облегчающие слёзы»?


10. Приведите примеры диалектизмов, которые М.А.Шолохов использует в романе «Тихий Дон» для создания особого, народного колорита казачьего сословия.


11. Переведите на литературный язык цитату из романа: « Откинувшись назад, несёт мать в завеске на затоп кизяки …»


12. Попытайтесь описать спектр значения слова «дом» в романе. Как вы объясните смысл финала?













2 вариант.


1. В каком году Шолохов был удостоен Нобелевской премии?


2. На протяжении какого времени происходят события романа «Тихий Дон»?


3. Какое сословие изображает М.А.Шолохов в своих произведениях?


4. Чем заканчивается роман «Тихий Дон»?


5. Кто из героев романа «Тихий Дон» в бою убивает австрийца, а потом, «сам не зная для чего», подходит к нему, смотрит в лицо убитого и проникается к нему чувством сострадания?


6. Для чего М.А.Шолохов использует диалектную лексику?


7. Переведите на литературный язык цитату из романа: «ездил в станицу за ухналями, видал хуторного одного».


8. Какое средство художественной выразительности использует М.А.Шолохов в строчках: «За розовеющим, весёлым, как детская улыбка, облачком маячил в небе тоненький-тоненький краешек неба»?

Свежие документы:  Конспект урока литературыв 5 классе «Заглянем в «Малахитовую шкатулку» Павла Бажова»


9. Какое средство художественной выразительности позволило М.А.Шолохову образно охарактеризовать героиню: «Аксинья пробовала уснуть, но мысли размётывали сон, как ветер копну сена»?


10. Как называется описание в художественном произведении: « У крутояра лёд отошёл от берега. Прозрачно-зелёная вода плескалась и обламывала иглистый ледок окраинцев»?


11. Найдите в предложении эпитеты, подчёркивающие равнодушное величие природы: «Это было всё, что осталось у него в жизни, что пока ещё роднило его с землёй и со всем этим огромным, сияющим над холодным солнцем миром».


12. Поразмышляйте, опираясь на страницы романа на тему: «Почему роман «Тихий Дон» начинается и заканчивается описанием дома Мелеховых?»














ОТВЕТЫ.


1 вариант.


1. «Донские рассказы».

2. Л.Н Толстого «Война и мир».

3. Григорий Мелехов.

4. На хуторе Татарском.

5. Ильиничны.

6. Внутренний монолог.

7. Олицетворение.

8. Сравнение.

9. Эпитеты.

10. Курень (дом), баз (двор), завеска (передник), ухнали ( гвозди), суцкой (чиновник, интеллигент), гутарить (говорить), сказ (ответ) и др.

11.Откинувшись назад, несёт мать в переднике для растопки кизяки.

12. Дом – единственное, что после всех жизненных испытаний и потерь связывает Григория с жизнью. «Дом» приобретает в романе значение философского центра.


2 вариант.


1. В 1965 году.

2. На протяжении 10 лет.

3. Казачество.

4. Григорий « стоял у ворот родного дома, держал на руках сына…»

5. Григорий Мелехов.

6. Чтобы создать особый народный национальный колорит.

7. Ездил в станицу за гвоздями для подков, видел одного жителя хутора.

8. Сравнение.

9. Сравнение.

10. Пейзаж.

11 … огромным, сияющим над холодным

12. «Дом» приобретает в романе значение философского центра.




скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: