Рабочая программа по литературе в 5 классе по учебнику В.Я. Коровиной 2014-2015 г.


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Кантемировский лицей» Кантемировского муниципального района

Воронежской области



«Утверждаю»

Директор лицея ___________

Е.Б. Шипилова

Приказ № 190

от «30»августа2014 г.

«Согласовано»

Заместитель директора лицея по УВР___________

С. А. Мащенко

Рассмотрено на заседании кафедры/МО

Протокол № 1

от «29» августа2014 г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ЛИТЕРАТУРЕ В 5 КЛАССЕ




Разработал: Бережная В.Н.,

учитель русского языка и литературы.













р.п.Кантемировка


2014 – 2015 учебный год


  1. Пояснительная записка


Данная рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, зарегистрирован Минюстом России 01 февраля 2011 года, регистрационный номер 19644).

Примерной программы по литературе (опубликована в сборнике «Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5-9 классы: – 2-е изд., доработанное – М.: Просвещение, 2011. (серия «Стандарты второго поколения»), авторской программы по литературе для общеобразовательных учреждений под редакцией В. Я. Коровиной (авторы В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В.П. Полухина, В. И. Коровин, И. С. Збарский) и учебника В. Я. Коровиной, В. П. Журавлёва, В.И. Коровина (М.: Просвещение, 2012).

Главными целями изучения литературы в основной школе являются:

-формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

— развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

-постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

-поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

-овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом художественном высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

-овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

-использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании.


2.Общая характеристика учебного предмета

Как часть образовательной области « Филология » учебный предмет «Литература» тесно связан с предметом «Русский язык». Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры и коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Цели литературного образования в школе значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль литературы как школьного предмета в ряду других гуманитарных предметов. Как одна из дисциплин эстетического цикла литература предполагает постижение школьниками этого вида искусства, овладение ими навыками творческого чтения, что невозможно без знакомства с основными законами литературного творчества.

Исходным материалом литературы как вида искусства является слово, а значит, изучение этой дисциплины способствует формированию навыков устной и письменной речи школьников, освоению ими законов родного языка, раскрытию его поэтических возможностей.

В то же время процесс художественного восприятия немыслим без одновременного творчества читателя. Следовательно, литературное образование в школе является составной частью раскрытия творческого потенциала учеников.

Специфика учебного предмета «Литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

В рабочей программе учитываются:

  • индивидуальные особенности обучающихся;

  • реализация права выбора способа учения;

  • начальная подготовка учащихся (для выбора индивидуальной образовательной траектории);

  • возможность работать в своем темпе;

  • подбор индивидуальных заданий разного типа сложностей;

  • учет типа памяти и ведущего полушария;

  • предъявление обязательных минимальных требований к уровню подготовки обучающихся.


Основными индикаторами достижения поставленных целей изучения литературы, имеющих метапредметный статус, служат:

личностные универсальные учебные действия (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения);

регулятивные универсальные учебные действия (ставить и адекватно формулировать цель деятельности, планировать последовательность действий и при необходимости изменять ее; осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.);

познавательные универсальные учебные действия (формулировать проблему, выдвигать аргументы, строить логическую цепь рассуждения, находить доказательства, подтверждающие или опровергающие тезис; осуществлять библиографический поиск, извлекать необходимую информацию из различных источников; определять основную и второстепенную информацию, осмысливать цель чтения, выбирая вид чтения в зависимости от коммуникативной цели; применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять ее разными способами и др.);

коммуникативные универсальные учебные действия (владеть всеми видами речевой деятельности, строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и взрослыми; адекватно воспринимать устную и письменную речь; точно, правильно, логично и выразительно излагать свою точку зрения по поставленной проблеме; соблюдать в процессе коммуникации основные нормы устной и письменной речи и правила русского речевого этикета.


3. Описание места учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 105 часов, в том числе для проведения уроков развития речи — 12 часов.

В целях индивидуализации и дифференциации образовательной программы в рамках основного учебного времени 30% учебных занятий (31 урок) из общего количества 105 уроков отведено на изучение внутрипредметного модуля «Литературный калейдоскоп» с целью развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся.


4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Личностными результатами освоения программы по литературе являются:

1) совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

2) использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Метапредметные результаты освоения программы по литературе проявляются в умениях:

1) понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;

2) самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;

3) работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.

Предметные результаты освоения программы по литературе состоят в следующем:

1) в познавательной сфере:

• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы ХУIII в., русских писателей ХIХ—ХХ вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно — выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытий идейно — художественного содержания про ведения (элементы филологического анализа;

• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2.) ценностно — ориентационной сфере:

• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставлении их с духовно-нравственными ценностями других народов;

• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3.) коммуникативной сфере:

• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; вести диалог;

• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и обще- культурные темы;

4) эстетической сфере:

• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Формой контроля, предусмотренной курсом, является письменный и устный анализ литературных произведений по выбору учителя или школьника (что наполняет работу личностным смыслом для обучающегося), написание сочинений на литературные темы, беседы по материалам уроков, в которых обучающиеся имеют возможность продемонстрировать знание специфических средств жанрово-ситуативных стилей, умение анализировать образцы публицистической и ораторской речи, а также обсуждать первые опыты самостоятельной творческой работы.


5. Содержание учебного предмета

Русский фольклор. Малые жанры фольклора.

Пословица как воплощение житейской мудрости, отражение народного опыта. Темы пословиц. Афористичность и поучительный характер пословиц.

Сказки (волшебные, бытовые, о животных). Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. Виды сказок (волшебные, бытовые, сказки о животных). Противопоставление мечты и действительности, добра и зла в сказках. Положительный герой и его противники. Персонажи-животные, чудесные предметы в сказках. Произведения обрядового фольклора. Народные песни. Частушки.

Древнерусская литература.

Летопись «Повесть временных лет» как литературный памятник. «Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Черты русских летописей.

Русская литература XVIII века.

Михаил Васильевич Ломоносов. Краткий рассказ об ученом и поэте. «Случились вместе два астронома в пиру» как юмористическое нравоучение.

Русская литература XIX в.(первая половина).

Жанр басни, история его развития. Образы животных в басне. Аллегория как средство раскрытия определенных качеств человека. Выражение народной мудрости в баснях Крылова. Поучительный характер басен. Мораль в басне, формы ее воплощения. Своеобразие языка бесен Крылова. Жанр баллады в творчестве Жуковского. «Кубок». Понятие о балладе. «Спящая царевна» как литературная сказка. Многообразие тем, жанров, мотивов лирики Пушкина. Мотивы дружбы, прочного союза друзей. . «Руслан и Людмила» .(пролог) как собирательная картина народных сказок. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Основные мотивы, образы и настроения поэзии Лермонтова. Чувство трагического одиночества. Историческая основа стихотворения «Бородино». Образ рядового участника сражения. Мастерство Лермонтова в создании батальных сцен. Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения. Повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Поэтизация картин народной жизни (праздники, обряды, гулянья). Герои повести. Реальное и фантастическое в произведении. Сказочный характер фантастики. Описание украинского села и Петербурга. Характер повествования. Сочетание юмора и лиризма.

Русская литература XIX века (вторая половина)

 Изображение жизни простого народа в произведении Н.А. Некрасова «На Волге». Образы крестьян и средства их создания. Речевая характеристика. Изображение судьбы русской женщины в поэзии Некрасова «Есть женщины в русских селеньях…». ). И. С. Тургенев «Муму». Реальная основа повести. Изображение быта и нрава России. Образ Герасима. Особенности повествования, авторская позиция. Символическое значение образа главного героя. Образ Муму. Смысл финала повести. Л. Н. Толстой. Рассказ о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Историческая основа и сюжет рассказа. А. П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия». Особенности образов персонажей в юмористических произведениях.

Русская литература XX века (первая половина).

И. А. Бунин. Рассказ о писателе. «Косцы». Приемы антитезы и повтора в композиции рассказа. Смысл названия. В. Г. Короленко Рассказ о писателе. «В дурном обществе».

Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей. А. И. Куприн. Рассказ о писателе. «Тапер». Талант и труд. Смысл названия. Музыка в рассказе «Тапер». Особое восприятие прекрасного. П. П. Бажов. Рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка».

Проблемы и тайны мастерства Образ Хозяйки Медной горы. С. Я. Маршак. Рассказ о писателе. Пьеса-сказка «12 месяцев». Положительные и отрицательные герои. Традиции народных сказок. А. П. Платонов. Рассказ о писателе. «Никита». Основная тема и идейное содержание рассказа. Душевный мир главного героя, его отношения с природой.

Русская литература XX века (вторая половина).

В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Изображение становления характера главного героя. Автобиографичность произведения. К. М. Симонов. Рассказ о писателе. «Майор привез мальчишку на лафете». Дети и война. Изображение войны и человека на войне.

Зарубежная литература.

Р. Стивенсон Баллада «Вересковый мед». Д. Дефо. Рассказ о писателе. «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа. Жанровое своеобразие романа. Образ Робинзона Крузо. Х.-К. Андерсен. Рассказ о писателе. «Снежная королева». Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. Символический образ Снежной королевы. Победа добра, любви и дружбы над злом. М. Твен. Рассказ о писателе. «Приключения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья. Д. Лондон. Рассказ о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. Жорж Санд «О чем говорят цветы».
































6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности


№ уро

ка

Содержание образования

Тема урока

Виды деятельности на уроке

Дата

1


Урок-размышление.

Введение. Роль книги в жизни человека.


Групповая, индивидуальная.


2


Миф «Сотворение Земли».

Организация совместной учебной деятельности.


3-4

Русский фольклор.

Малые жанры фольклора. Произведения обрядового фольклора. Народные песни. Частушки.

Урок-презентация.

Устное народное творчество Понятие о фольклоре, детский фольклор. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни.


Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.


5

Русский фольклор.

Сказки (волшебные, бытовые, о животных).

Сказка как вид народной прозы.

Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.


6-7

Русский фольклор.

Волшебная сказка. Персонажи-животные, чудесные предметы в сказках.

Урок-путешествие.

«Царевна — лягушка». Образ Василисы Премудрой.


Организация совместной учебной деятельности, понимание и интегрирование информации, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение.


8

Русский фольклор.

Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа.

Народная мораль в сказке. Художественный мир волшебной сказки.


Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.


9

Русский фольклор.

Волшебная сказка. Противопоставление мечты и действительности, добра и зла.

Урок-путешествие.

«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания.


Чтение, интегрирование информации,

преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач.


10

Русский фольклор.

Выражение народной мудрости.

Образ главного героя сказки, его моральные качества.

Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.


11-12

Русский фольклор.

Сказки (волшебные, бытовые, о животных).

Урок-соревнование.

Русские народные сказки. Обучение сочинению.


Проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.


13

Древнерусская литература.

Древнерусская литература .Летопись «Повесть временных лет» как литературный памятник.

Организация совместной учебной деятельнос-ти, понима-ние информации, представленной в виде таблиц, схем, моделей.


14

Древнерусская литература.

Урок-размышление.

«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Черты русских летописей.


Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.


15

Русская литература XVIII в.

М. В. Ломоносов. «Случились вместе два астронома в пиру» как юмористическое нравоучение

Групповая и индивидуальная работа, выполнение поисковых или проблемных заданий


16

Русская литература XIX в.(первая половина). Жанр басни, история его развития.

Урок-исследование.

Жанровые особенности басни. Истоки басенного жанра.


Чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач


17

Русская литература XIX в.(первая половина). Образы животных в басне.

Урок-презентация.

И. А. Крылов. Рассказ о писателе. Обличение человеческих пороков в баснях.


Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.


18

Русская литература XIX в.(первая половина). Аллегория как средство раскрытия определенных качеств человека.

Урок-КВН.

Аллегорическое отражение исторических событий в басне «Волк на псарне».


Групповая и индивидуальная работа, выполнение поисковых или проблемных заданий.


19-20

Русская литература XIX в.(первая половина).

В. А. Жуковский. «Спящая царевна» как литературная сказка.

Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.


21

Русская литература XIX в.(первая половина).Жанр баллады в творчестве Жуковского.

В. А. Жуковский. «Кубок». Понятие о балладе

Организация совместной учебной деятельности


22-23

Русская литература XIX в.(первая половина).

Урок-презентация.

А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила» .(пролог) как собирательная картина народных сказок.


Чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач.


24

Русская литература XIX в.(первая половина).

А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Истоки рождения сюжета.


Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.


25-26

Русская литература XIX в.(первая половина).

Центральные образы сказки. Сходство и различие литературной и народной сказок. Сказка Пушкина и сказка Жуковского.

Чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач.


27

Русская литература XIX в.(первая половина).

Урок-размышление.

Стихотворная и прозаическая речь.


Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.


28-29

Русская литература XIX в.(первая половина).

Подготовка к сочинению по сказкам А. С. Пушкина.

Практикум, создание текстов определенного жанра и проблематики.


30-31

Русская литература XIX в.(первая половина). Историческая основа стихотворения.

Урок-презентация.

М. Ю. Лермонтов Патриотический пафос стихотворения «Бородино».


Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.


32

Русская литература XIX в.(первая половина). Сочетание разговорных интонаций с высоким патриотическим пафосом стихотворения.

Изобразительно-выразительные средства стихотворения «Бородино».

Тренинг, практикум.


33-34

Русская литература XIX в.(первая половина). Поэтизация картин народной жизни.

Н. В. Гоголь. Рассказ о писателе. «Вечера на хуторе близ Диканьки» «Заколдованное место».

Групповая и индивидуальная работа, выполнение поисковых или проблемных заданий.


35

Русская литература XIX в.(первая половина). Реальное и фантастическое в произведении.

Урок-диспут.

Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место».


Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.


36

Русская литература XIX (вторая половина). Изображение жизни народа.

Урок-презентация.

Н. А. Некрасов. Рассказ о поэте. «На Волге».


Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах


37

Русская литература XIX (вторая половина). Образы крестьян.

Урок-диспут.

Изображение судьбы русской женщины в поэзии Некрасова «Есть женщины в русских селеньях…».


Практикум, создание текстов определенного жанра и проблематики.


38-39

Русская литература XIX (вторая половина). Реальная основа повести. Изображение быта и нрава России.

Урок-презентация.

И. С. Тургенев. Рассказ о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня.


Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.


40-41

Русская литература XIX (вторая половина). Нравственные искания героев русской литературы.

Урок-размышление.

Духовные и нравственные качества Герасима. Герасим и Татьяна.


Чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач.


42-43

Русская литература XIX (вторая половина).

Превосходство Герасима над челядью барыни. Герасим и Муму.

Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.


44-45

Русская литература XIX (вторая половина).

Урок-презентация.

Тургенев – мастер портрета и пейзажа.


Практикум, создание текстов определенного жанра и проблематики.


46-47


Классное сочинение по рассказу «Муму».

Практикум, создание текстов определенного жанра и проблематики.


48-49

Русская литература XIX (вторая половина). Историческая основа и сюжет рассказа.

Л. Н. Толстой. Рассказ о писателе. «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды.

Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.


50

Русский фольклор.


Жилин и Костылин. Обучение сравнительной характеристике героев.

Организация совместной учебной деятельнос-ти, понима-ние информации, представленной в виде таблиц, схем, моделей.


51-52


Обучение сочинению по рассказу «Кавказский пленник».

Практикум, создание текстов определенного жанра и проблематики.


53-54

Русская литература XIX (вторая половина). Особенности образов персонажей в юмористических произведениях.

Урок-презентация.

А. П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирургия». Обучение составлению киносценария.


Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах, чтение по ролям.


55-56

Русская литература XIX (вторая половина).

Рассказы Антоши Чехонте.


Организация совместной учебной деятельности, беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.


57-58


Урок-размышление.

Русские поэты о Родине и родной природе.


Практикум, создание текстов определенного жанра и проблематики.


59

Русская литература XX в. (первая половина).

Урок-презентация.

И. А. Бунин. Рассказ о писателе. «Косцы».


Беседа с выполнением поисковых задач.


60

Русская литература XX (первая половина).

Урок-презентация.

В. Г. Короленко Рассказ о писателе. «В дурном обществе».


Организация совместной учебной деятельности, беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.


61

Русская литература XX (первая половина).

Жизнь семьи Тыбурция. Общение Васи с Валеком и Марусей.

Организация совместной учебной деятельнос-ти, понима-ние информации, представленной в виде таблиц, схем, моделей.


62-63

Русская литература XX (первая половина).

Урок-размышление.

Изображение города и его обитателей в рассказе.


Практикум, создание текстов определенного жанра и проблематики.


64-65

Русская литература XX (первая половина).Смысл названия.

А. И. Куприн. Рассказ о писателе. «Тапер». Талант и труд.

Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.


66

Русская литература XX (первая половина).

Музыка в рассказе «Тапер». Особое восприятие прекрасного.

Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.


67

Русская литература XX (первая половина).

Урок-презентация.

П. П. Бажов. Рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка».


Беседа, проблемные задания, создание текстов определенного жанра.


68

Русская литература XX (первая половина).

Проблемы и тайны мастерства Образ Хозяйки Медной горы.

Беседа, проблемные задания, создание текстов определенного жанра.


69-70

Русская литература XX (первая половина).

С. Я. Маршак. Рассказ о писателе. Пьеса-сказка «12 месяцев».

Творческая работа, создание текстов определенного жанра.


71-72

Русская литература XX (первая половина).

Урок-диспут.

Положительные и отрицательные герои. Традиции народных сказок.


Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.


73

Русская литература XX (первая половина). Основная тема и идейное содержание рассказа.

А. П. Платонов. Рассказ о писателе. «Никита».

Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.


74

Русская литература XX (первая половина).

Урок-размышление.

Душевный мир главного героя, его отношения с природой.


Самостоятельная работа, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний.


75-76

Русская литература XX (вторая половина). Изображение становления характера главного героя.

В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро».

Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.


77-79

Русская литература XX (вторая половина).

«Открытие» Васюткой нового озера. Автобиографичность произведения.

Организация совместной учебной деятельнос-ти, понима-ние информации, представленной в виде таблиц, схем, моделей.


80-81


Сочинение «Мои сверстники в русской литературе 19-20 веков».

Практикум, создание текстов определенного жанра и проблематики.


84


Анализ лирического произведения. Обучение выразительному чтению

Практикум, создание текстов определенного жанра и проблематики.


85

Русская литература XX (вторая половина).

Урок-презентация.

К. М. Симонов. Рассказ о писателе. «Майор привез мальчишку на лафете». Дети и война.


Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.


86

Русская литература XX (вторая половина). Изображение войны и человека на войне.

А. Т. Твардовский «Рассказ танкиста». Дети и война.

Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.


87

Зарубежная литература.

Р. Стивенсон Баллада «Вересковый мед».

Организация совместной учебной деятельнос-ти, понимание информации, представленной в виде таблиц, схем, моделей.


88-91

Зарубежная литература. Жанровое своеобразие романа. Образ Робинзона Крузо.

Д. Дефо. Рассказ о писателе. «Робинзон Крузо» — произведение о силе человеческого духа.

Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.


92-93

Зарубежная литература.

Х.-К. Андерсен. Рассказ о писателе. «Снежная королева».

Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.


94-95

Зарубежная литература.

Друзья и враги Герды. Внутренняя красота героини. Символический образ Снежной королевы.

Беседа, проблемные задания, создание текстов определенного жанра.


96


Урок-диспут.

Победа добра, любви и дружбы над злом.


Организация совместной учебной деятельности, понимание информации, представленной в виде таблиц, схем, моделей.


97-98

Зарубежная литература.

Сказки Андерсена. Подготовка к сочинению.

Практикум, создание текстов определенного жанра и проблематики.


99-100

Зарубежная литература.

Урок-презентация.

М. Твен. Рассказ о писателе. «Приклю-чения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья.


Творческая работа, создание текстов определенных жанров.


101-103

Зарубежная литература.

Урок-размышление.

Д. Лондон. Рассказ о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. Жорж Санд «О чем говорят цветы».


Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.


104-105


Итоговые уроки. Выявление уровня литературного развития учащихся.

Организация совместной учебной деятельности, понимание информации, представленной в виде таблиц, схем, моделей.






Тематическое планирование учебных занятий внутрипредметного модуля «Литературный калейдоскоп»


Дата проведения

Тема занятия

Формы и виды внеурочной деятельности

1


Введение. Роль книги в жизни человека.


Урок-размышление.

Групповая, индивидуальная виды работ.

3


Устное народное творчество Понятие о фольклоре, детский фольклор. Обучение сочинению загадки, частушки, колыбельной песни.


Урок-презентация.

Выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.

6


«Царевна — лягушка». Образ Василисы Премудрой.


Урок-путешествие.

Совместная учебная деятельность, понимание и интегрирование информации.

9


«Иван – крестьянский сын и чудо-юдо» как волшебная сказка героического содержания.


Урок-путешествие.

Преобразование, структурирование, воспроизведение информации.

11


Русские народные сказки. Обучение сочинению.


Урок-соревнование.

Проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.

14


«Подвиг отрока-киевлянина и хитрость воеводы Претича». Черты русских летописей.


Урок-путешествие.

Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.

16


Жанровые особенности басни. Истоки басенного жанра.


Урок-исследование.

Понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний.

17


И. А. Крылов. Рассказ о писателе. Обличение человеческих пороков в баснях.


Урок-презентация.

Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.

18


Аллегорическое отражение исторических событий в басне «Волк на псарне».


Урок-КВН.

Групповая и индивидуальная работа, выполнение поисковых или проблемных заданий.

22


А. С. Пушкин. «Руслан и Людмила».

Урок-презентация.

Понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний.

27


Стихотворная и прозаическая речь.


Урок-размышление.

Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.

30


М. Ю. Лермонтов Патриотический пафос стихотворения «Бородино».


Урок-презентация.

Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.

35


Реальность и фантастика в повести «Заколдованное место».


Урок-диспут.

Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.

36


Н. А. Некрасов. Рассказ о поэте. «На Волге».


Урок-презентация.

Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.

37


Изображение судьбы русской женщины в поэзии Некрасова «Есть женщины в русских селеньях…».


Урок-диспут.

Практикум, создание текстов определенного жанра и проблематики.

38


И. С. Тургенев. Рассказ о писателе. «Муму». Жизнь в доме барыни. Герасим и барыня.


Урок-презентация.

Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.

40


Духовные и нравственные качества Герасима. Герасим и Татьяна.


Урок-размышление.

Понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний, преобразование, структурирование, воспроизведение и применение с учетом решаемых задач.

44


Тургенев – мастер портрета и пейзажа.


Урок-презентация.

Практикум, создание текстов определенного жанра и проблематики.

53


А. П. Чехов. Рассказ о писателе. «Хирур-гия». Обучение составлению киносценария.


Урок-презентация.

Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах, чтение по ролям.

57


Урок-размышление.

Русские поэты о Родине и родной природе.


Урок-презентация.

Практикум, создание текстов определенного жанра и проблематики.

59


И. А. Бунин. Рассказ о писателе «Косцы».


Урок-презентация.

Беседа с выполнением поисковых задач.

60


В. Г. Короленко Рассказ о писателе. «В дурном обществе».


Урок-презентация.

Организация совместной учебной деятельности, беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах

62


Изображение города и его обитателей в рассказе.


Урок-размышление.

Создание текстов определенного жанра и проблематики.

67


П. П. Бажов. Рассказ о писателе. «Медной горы Хозяйка»

Урок-диспут.

Положительные и отрицательные герои. Традиции народных сказок.


Урок-презентация

Беседа, проблемные задания, создание текстов определенного жанра

74


Душевный мир главного героя, его отношения с природой.


Урок-размышление.

Самостоятельная работа, чтение учебных текстов, понимание и интегрирование информации в имеющийся запас знаний.

82


Русские поэты 20 века о Родине и родной природе.


Урок-презентация.

Практикум, создание текстов определенного жанра и проблематики.

85


К. М. Симонов. Рассказ о писателе. «Майор привез мальчишку на лафете». Дети и война.


Урок-презентация.

Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.

96


Победа добра, любви и дружбы над злом.


Урок-диспут.

Организация совместной учебной деятельности, понимание информации, представленной в виде таблиц, схем, моделей.

99


М. Твен. Рассказ о писателе. «Приклю-чения Тома Сойера». Том Сойер и его друзья.


Урок-презентация.

Творческая работа, создание текстов определенных жанров.

101


Д. Лондон. Рассказ о писателе. «Сказание о Кише». Нравственное взросление героя рассказа. Жорж Санд «О чем говорят цветы».


Урок-размышление.

Беседа, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах.









7. Описание учебного-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса:

Тематическое планирование по литературе и развитию речи составлено по учебно- методическому комплекту:

  1. Литература. Программы общеобразовательных учреждений. 5—11 классы (базовый уровень).— М. Просвещение, 2012.

  2. Литература. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией В. Я. Коровиной. 5-9 классы : пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. Я. Коровина [и др.] под ред. В. Я. Коровиной. — М. : Просвещение, 2011.

  3. Коровина, В. Я Литература. 5 класс [Текст] : учеб. для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе в 2 ч. / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. — М. : Просвещение, 2013.

  4. Коровина, В. Я. Литература. 5 класс [Текст] методические советы. В. Я. Коровина, И. С. Збарский. — М. : Просвещение, 2013.

  5. 5. Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 5 класс» [Электронный ресурс] / В. Я. Коровина, В. П. Журавлёв, В. И. Коровин. М. : Просвещение, 2013.

  6. Учебно-методический комплект дополняет литература, используемая при реализации данной программы:


Рекомендуемая литература для учителя:

Демиденко Е.Л. Новые контрольные и проверочные работы по литературе. 5-9 классы. — М.: Дрофа, 2012.

Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе. 5 класс. — М.: Вако, 2014.

Коровина В.Я. Литература: Методические советы: 5 класс. — М.: Просвещение, 2010.

Литература в таблицах и схемах / М. Мещерякова. – 10 изд. – М.: Айрис-пресс, 2010 г.

Уроки литературы: организация контроля и творческая работа: тесты, изложения, творческие задания, литературные диктанты, викторины, ребусы. 5-11 кл. / авт.- сост. Н. Ю. Кадашникова – Волгоград: Учитель, 2009 г.


Рекомендуемая литература для учащихся

Коровина В.Я. Литература: 5 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. -М.: Просвещение, 2012.

Коровина В.Я. «Читаем, думаем, спорим…»: Дидактические материалы по литературе: 5 класс. — М.: Просвещение, 2013.

Литература: Фонохрестоматия: Электронное учебное пособие на CDROM / Сост. В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин. — М.: Просвещение, 2013.

Мещерякова М. Литература в таблицах и схемах. — М.: Просвещение, 2000.

Русский фольклор: Словарь — справочник / Сост. Т.В. Зуева. — М.: Просвещение, 1999.

Шайтанов И.О., Свердлов М.И. Зарубежная литература: Учебник-хрестоматия: 5-7 классы. -М.: Просвещение, 2004.

Зарубежные писатели [Текст] : биобиблиографический словарь : в 2 ч. под ред. Н. П. Михальской. М. : Просвещение, 1996.

Русские писатели: ХХ век [Текст] : биобиблиографический словарь: в 2 ч./под ред. Н. Н. Скатова.- -М. : Просвещение, 1998.

Пушкин, А. С. Школьный энциклопедический словарь, сост. В. Я. Коровина, В. И. Коровин; под ред. док. фил. наук, проф. В. И. Коровина. — М. : Просвещение, 1999.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера:

Коллекция «Русская и зарубежная литература для школы» Российского общеобразовательного портала — https://litera.edu.ru

BiblioГид – книги и дети: проект Российской государственной детской библиотеки — https://www.bibliogid.ru

Kidsbook: библиотека детской литературы — https://kidsbook.narod.ru

Виртуальный музей литературных героев — https://www.likt590.ru/project/museum/

Мифология Греции, Рима, Египта и Индии: иллюстрированная энциклопедия — https://www.foxdesign.ru/legend/

Русская виртуальная библиотека- https://www.rvb.ru

Слова: поэзия Серебряного века — https://slova.org.ru

Стихия: классическая русская / советская поэзия — https://litera.ru/stihiya/

Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор» — https://www.feb-web.ru

Рукописные памятники Древней Руси – ресурс, посвящённый памятникам древнерусской литературы — https://www.lrc-lib.ru


Материально-техническое обеспечение учебного процесса:

— электронный репетитор («Литература» (система обучающих тестов); репетитор по литературе (Кирилла и Мефодия);

— репетитор «Литература» (весь школьный курс);

— программа «Домашний репетитор».

Магнитофон.

Компьютер.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, плакатов и картинок. Стенд для размещения творческих работ учащихся.

Интерактивная доска

Мультимедийный проектор

Мультимедийный стол

Документ-камера


8. Планируемые результаты изучения учебного предмета

Учащиеся должны знать:

— авторов и содержание изученных художественных произведений;

— основные теоретико-литературные понятия, изучаемые в 5 классе: жанры фольклора; пословицы, поговорки (развитие представлений); летопись (развитие представлений); роды литературы; эпос (развитие понятия); повесть (развитие представлений); литературный герой (развитие понятия); понятие о теме и идее произведения (начальные представления); герой-повествователь (развитие понятия); портрет как средство характеристики; автобиографическое художественное произведение (развитие понятия); ода (начальные представления); баллада (развитие представлений); стихотворения в прозе; лирический герой (начальные представления); поэма (развитие понятия); трехсложные размеры стиха (развитие понятия); тоническое стихосложение (начальные представления); гипербола (развитие понятия); гротеск (начальные представления); сатира и юмор как формы комического (развитие представлений); публицистика (развитие представлений); мемуары как публицистический жанр (начальные представления); литературные традиции.

Учащиеся должны уметь:

  • видеть своеобразие нравственных идеалов в произведениях литературы разных жанров;

  • различать особенности сюжета, характеров, композиции, конфликта, приемов выражения авторской позиции в эпических, драматических и лирических произведениях;

  • видеть индивидуальное, национальное и общечеловеческое в характере героя произведения;

  • объяснять чувства, возникающие при чтении лирических произведений, находить аналог в собственном жизненном опыте;

  • видеть обстановку действия в той или иной сцене пьесы, рисовать словами представляющийся портрет персонажа в определенной ситуации,- определять смену интонаций в речи героев пьесы;

  • передавать динамику чувств в выразительном чтении лирического стихотворения, монологов героя пьесы, пейзажа и описания в эпическом произведении;

  • видеть в художественном тексте противоречивые авторские оценки героев и событий; формулировать вопросы к произведению;

  • аргументировать оценку героев и событий всем строем художественного произведения — от отдельного тропа до композиции — и целостно воспринимать позицию писателя в пределах произведения;

  • выделять основной конфликт художественного произведения и последовательно прослеживать его развитие в пределах лирического стихотворения, рассказа, повести, пьесы;


сопоставлять произведения разных писателей в пределах каждого литературного рода;

  • оценивать игру актеров в пределах законченного эпизода;

  • сравнивать эпизод эпического произведения и его экранизацию и оценивать её с точки зрения выражения авторской позиции;

  • стилистически сопоставлять текст произведения и иллюстрации художников к нему;

  • написать басню, былину, письмо или дневник литературного героя.













Свежие документы:  Тест "Тарас Бульба"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: