Сценарий урока внеклассного чтения «МОРАЛЬ СЕЙ БАСНИ ТАКОВА»


«МОРАЛЬ СЕЙ БАСНИ ТАКОВА…»

( Урок внеклассного чтения)

Лесняк Ирина Григорьевна,

Учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №18 Тимашевск,

Краснодарский край






На внеклассном чтении при изучении басни «Стрекоза и Муравей» можно провести занятие с прив­лечением дополнительного материала о жизни и творчестве заме­чательного баснописца Ивана Андреевича Крылова. В подготовке урока участвуют учащиеся, которые заранее готовят материал по заданию учителя. Например, некоторым из них поручается рассказать биографию писателя. Необходимо соответствую­щим образом оформить класс: портрет И. А. Крылова, фотомонтаж, иллюстрации к басням.


Учитель:

Великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова народ издавна зовет «дедушкой Крыловым». Но ведь и он, прожив­ший долгую жизнь, был когда-то мальчиком. Послушайте неболь­шой рассказ о его детстве.

Ученик 1:

Иван Андреевич Крылов родился в 1769 году в г. Твери, в семье небогатого армейского офицера. Еще ребенком Ваня начал работать в канцелярии. Потом переехал в Петербург и стал мелким чиновником. Иван Андреевич всегда очень интере­совался науками. Он самостоятельно изучил математику, итальянский и французский языки… Крылов написал две пьесы, много сти­хов, издавал журналы. Но больше всего он любил писать басни.

Ученик2:

Над каждой басней Крылов много работал. Только к одной басне «Кукушка и Петух» он написал 200 черновых строчек, а басня короткая — в ней всего 21 строка. Иван Андреевич сам часто читал свои басни в петербургских гостиных. У него это очень хорошо получалось и приносило ему большой успех.

Многие строки из его басен сразу же вошли в разговорную речь, стали пословицами и поговорками.

Учащимся предлагается объяснить их смысл: «Кукушка хвалит Петуха за то, что хвалит он Кукушку», «Недаром говорится, что дело мастера боится», «Слона-то я и не приметил…» и др.

Ребята приводят примеры из жизни в соответствии с послови­цами и поговорками И. Крылова.

После этого вида работы на экран проецируются открытки из набора «Памятник И. А. Крылову».


Учитель:


Этот памятник находится в Санкт-Петербурге в Летнем саду. Идея его сооружения зародилась у друзей Крылова, организовав­ших для этой цели всенародный сбор средств. В 1848 году Академия художеств провела конкурс на лучший проект. Победила работа П. К. Клодта — выдающегося скульптора (на экран прецируется общий вид памятника). Клодт создал правдивый образ великого баснописца: он изображен сидящим на камне в естественной позе, в своем обычном костюме. В левой руке — открытая книга, пальцы правой сложены так, как будто держат карандаш. На пьедестале памятника — изоб­ражения персонажей из его басен.

Свежие документы:  Конспект урока по литературному чтению во 2 классе "Н.Носов. Живая шляпа"

Место для установки монумента было найдено не сразу. После долгих споров был выбран Летний сад. Крылов, как и Пушкин, любил здесь бывать. На памятнике есть надпись: «Крылову. 1855». Прошло уже более 100 лёт, а у монумента по-прежнему собираются посетители: среди них можно увидеть и взрослых, и детвору. Они узнают люби­мых героев басен, вспоминают бессмертные крыловские строки.

Давайте и мы посмотрим, какие же герои из басен Крылова изображены на пьедестале памятника. (На экран проецируются открытки с изображением барельефов и горельефов со сценами из басен и отдельными персонажами.) Учащиеся стараются правиль­но их назвать, вспоминают строки из знакомых басен, изученных на уроках литературы.

Затем на экран проецируются иллюстрации к басням Крылова и соответственно к ним звуч отрывки:

  1. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье,

И уши ваших понежней», —

Им отвечает Соловей,—

«А вы, друзья, как ни садитесь,

Все в музыканты не годитесь».

2. «Молчи! устал я слушать,

Досуг мне разбирать вины твои, щенок!

Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать».

Сказал и в темный лес Ягненка поволок.

3. «Соседка, перестань срамиться,

Ей шавка говорит, — тебе ль с Слоном возиться?

Смотри, уж ты хрипишь, а он себе идет вперед

И лаю твоего совсем не примечает».

Учащиеся определяют басни («Квартет», «Волк и Ягненок», «Слон и Моська»), они изучали их уроках литературы.

Приступая к работе над басней «Стрекоза и Муравей», сначала считаю необходимым напомнить ребятам, что басня — это неболь­шой рассказ, чаще всего в стихотворной форме с поучительным смыслом. Под видом животных, растений в ней показаны люди с их недостатками. Такое изображение называется аллегорией. Чтобы помочь людям увидеть и исправить недостатки, баснописец их высмеивает. Но главная мысль в них всегда очень серьезна. Она высказывается в виде поучитель­ного вывода. Это нравоучение обычно дается в конце или в начале и называется моралью басни.

Сегодня вы познакомитесь еще с од­ной басней И. А. Крылова — «Стрекоза и Муравей». В ней, как и в других баснях, есть мораль, вывод, который вы сами найдете.

Большое внимание уделяю на уроке словарной работе. При зна­комстве ребят с новыми словами отрабатывается их правильное про­изношение, подбираются к ним синонимы: странно — непонятно, обогреть — поделиться теплом, попля­сать — исполнить танец, нужда — бедность, оглянуться — посмот­реть назад и т. д.

Затем с новыми словами составляются предложения.

После словарной работы отрабатывается правильное произно­шение словосочетаний и целых предложений, взятых из текста бас­ни, объясняются их значения:лето красное — жаркое, щедрое лето; зима катит в глаза — приближается зима; злой тоской удручена — голодная, измученная, злая; до вешних дней — до весны, до теплых дней; голову вскружи­лоа — обо всем забыла и т. д.

Включается диск, и учащиеся прослушивают басню «Стрекоза и Муравей».

С целью уяснения ее содержания проводится беседа, Учащимся отвечают на вопрос своими словами или строчками из басни:

1. Что делала Стрекоза летом? (Попрыгунья Стрекоза лето красное все пела.)

2. Заметила ли Стрекоза, как пришла зима? (Стрекоза огляну­ться не успела, как зима катит в глаза.)

3. К кому она пришла? (Злой тоской удручена, к Муравью ползет она.)

Потом на экран проецируется план, по которому ученики свои­ми словами пересказывают содержание басни:

1. Как жила Стрекоза летом?

2. Приближение голодной зимы.

3. Стрекоза идет к Муравью.

4. Стрекоза просит помощи у Муравья.

5. Ответ Муравья.

Для того, чтобы учащиеся смогли выразительно прочесть басню, правильно расставить все акценты, необходима подготови­тельная работа, направленная на уяснение характерных особеннос­тей персонажей. Провожу ее по следующим вопросам:

1. Каким можно назвать Муравья? (Трудолюбивым, хорошим хозяином, заботливым.)

2. А Стрекозу? (Ленивой, она любит петь и танцевать, а рабо­тать не любит.)

3. А теперь подумайте и скажите: как же должен говорить Муравей, каковы его голос, интонация? (Он говорит спокойно, серьёзно, строго, тихим голосом, не кричит.»Он уверен в себе и в своей правоте.)

4. А как должна говорить Стрекоза? (Она говорит жалобным голосом, тоненьким, почти плачет, она просит Муравья.)

5. Согласен ли Муравей помочь Стрекозе? Зачитайте его ответ. Чем являются эти строки? (Учащиеся зачитывают последние строчки басни и говорят, что это и есть мораль басни.)

6. Как вы считаете, прав ли Муравей? Почему? Как бы вы посту­пили на его месте?

Последний вопрос дает возможность учащимся высказаться, поспорить, поговорить об отношении к труду, к людям труда.

Обращаюсь к учащимся с просьбой вспомнить сказки, в которых трудолюбивые люди были вознаграждены за свои дела, а ленивые наказаны. Учащиеся называют сказки «Морозко», «Золушка» и другие. Затем прошу их вспомнить и назвать пословицы и поговорки о труде. Звучат следующие изречения: Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Труд кормит, а лень портит. Красно дерево плодами, а человек — делами

Затем учащиеся выразительно читают басню, стараются пере­дать интонацию каждого персонажа. После этого проводим инсценирова­ние. Ребята надевают костюмы Стрекозы и Муравья, которые изготавливаются заранее на занятиях кружка, и читают басню в лицах по учебнику. На следующем занятии использую инсценирование.в качестве опроса (учащиеся должны читать басню по ролям наизусть).

Свежие документы:  Сочинение на тему "Березовая Роща"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: