Технологическая карта урока литературы в 5 классе «Нравственный смысл рассказа В.Осеевой «Бабка»



Технологическая карта урока литературы в 5 классе коррекционной школы на тему «Нравственный смысл рассказа В.Осеевой «Бабка»


Богданова Галина Эдуардовна, г.Белозерск, учитель русского языка и литературы, МОУ «Белозерская СКОШ-интернат 8 вида»


Тема урока

Нравственный смысл рассказа В. Осеевой «Бабка»


Тип урока


Урок обобщения материала

Технологии:


исследование.

Цели урока

Образовательные:

1) познакомить учащихся с понятиями «нравственный , безнравственный»;

2) провести анализ портретных зарисовок главной героини рассказа ; проследить изменения, произошедшие в главном герое; вызвать у ребят сочувствие к главному герою;

3) формировать умение анализировать текст художественного произведения;

4) учить кратко излагать повествовательный текст;

Развивающие:

1) развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя — обобщать, делать выводы;

2) развивать коммуникативные навыки;

3) развивать культуру речи школьников, работать над выразительным чтением учащихся;

Воспитательные:

1) воспитывать нравственные качества личности на примере качеств главной героини рассказа;

2) воспитывать умение уважать мнение выступающего, чувство взаимопомощи, поддержки;

3) воспитывать честность, чувство ответственности за свои поступки;


Коррекционно-развивающие:

1)развитие мышления через анализ рассказа;

2)развитие памяти через многократное повторение нового материала;

3)обогащение словарного запаса учащихся.


Планируемый результат обучения

В результате изучения произведения обучающиеся

познакомятся с притчей как одним из видов литературного жанра;

— научатся:

• принимать и сохранять учебную задачу;

• планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

• оценивать правильность выполнения действий;

• адекватно воспринимать предложения и оценку учителя, товарищей.

•основам смыслового восприятия художественных текстов, выделять существенную информацию из текстов;

•осуществлять анализ произведений с выделением существенных и несущественных признаков.

• допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

• учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

• формулировать собственное мнение и позицию;

• договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

•адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.

Основные понятия

Нравственный , безнравственный

Ресурсы

1.«Чтение» 5 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида. Автор-составитель З.Ф. Малышева. Москва «Просвещение» 2014

2.Фестиваль идей. 1 сентября

3.Интернет-ресурсы:

s20.ucoz.ru…klassov/urok5_klasseoseevoj_babka

belovokor36.ucoz.rudoc/urokv_5_klasse.doc


Этапы урока

Формируемые

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Организационный








Мотивация к учебной деятельности


Организовать направленное внимание на начало урока





Регулятивные:

— уметь слушать в соответствии с целевой установкой;


Познавательные:

— уметь выделять существенную информацию из задания.

Слайд 1,2

Психологический настрой:

Прозвенел уже звонок,

Значит, начался урок.

Сели все за парты дружно,

Нам теперь работать нужно.

Слайд 3

Найдите среди набора букв фамилию автора и название изучаемого произведения

Слайд 4

О чём будем говорить?

Слайд 5

Сообщение темы урока: «Нравственный смысл рассказа В. Осеевой «Бабка».

Какую цель поставим для себя на этот урок?

Слайд 6

Перед нами стоит цель:

Выяснить значение слов «нравственный, безнравственный»
Оценить поведение Борьки.

Обобщить знания по тексту произведения.

Приветствие учителя

Самоконтроль готовности.

Настрой на работу.






Коррекция внимания





Определение темы урока



Запись в тетрадь темы урока

Определение цели урока







Актуализация знаний, постановка учебной задачи



Словарная работа
































Проверка дз

Познавательные:

— уметь ориентироваться в своей системе знаний.

Регулятивные:

-принимать и сохранять учебную задачу.

Коммуникативные:

— уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Слайд 7

Что вам известно о В. Осеевой?



Слайд 8

Нравственный человек- проявляющий хорошие душевные качества.

Безнравственный человек – проявляющий отрицательные качества характера.

Какие человеческие качества мы считаем нравственными и безнравственными?

(Приложение 1)

К кому вы отнесёте слова 1 группы?

К кому из героев относятся слов 2 группы?

А где Борька?

Как он называет свою бабушку?

Слайд 9

Как выглядит бабушка, чем она занимается в доме?

Найдите описание внешности героини.

Сравните с иллюстрацией.

Как к ней относится внук? Приведите примеры.

Когда у Борьки изменилось отношение к бабушке?

Слайд 10

Расскажите, как товарищ повлиял на Борьку.

Оцените ответ товарища (сигнальные карточки). (Критерии самооценки: «Очень хорошо» — розовый, «Хорошо» — зелёный, «Старался, но не всё получилось» -оранжевый).

С каким вопросом он обращался к бабке?

А что, по-вашему, отвечала на это бабка?

Борька понял, что к бабке можно относиться по-другому и решил поделиться своими мыслями с родителями.

С какими важными словами он идёт к родителям?

Поняли ли его родители?

Слайд 11

«Не я учу- жизнь учит…» стр.115



Демонстрация знаний, умений.


Работа с карточками:

доброта, равнодушие, грубость, внимание, чуткость, раздражительность, бессердечие, сострадание, чёрствость, милосердие

Учащиеся распределяют слова по группам

Выделяют героев по названию произведения, имени автора, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.



Учащиеся отвечают на вопросы

Коррекция внимания, памяти.мышления.

Сопоставление внешнего облика героини по тексту и иллюстрациям учебника


Коррекция памяти, мышления







Развитие речи

Оценивание ответа ученика при помощи карточек

Учащиеся высказывают свои предположения

Открытие новых знаний

1 этап. Работа с текстом до чтения

Познавательные:

— уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

Регулятивные:

— уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Коммуникативные:

— уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Как вы думаете, как дальше будут развиваться события?

Развитие аналитико-синтетической деятельности

Коррекция мышления

.












2 этап. Работа с текстом во время чтения.

Регулятивные:

— уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Познавательные:

— уметь осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания.

Коммуникативные:

уметь участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного;

Чтение заключительной части рассказа учителем

-Какое впечатление вызвал у вас рассказ?

-Какие слова вызвали затруднения?






Восприятие информации

Наличие первичной эмоциональной реакции на текст, её адекватность тексту.

Словарная работа.

Работа с толковым словарём.










Физкультминутка

Личностные УУД:

уметь применять правила охраны своего здоровья

Слайд 12

Вы все хорошо поработали, а сейчас немножко отдохнём. физкультминутка

для глаз


3 этап. Работа с текстом после чтения.

Регулятивные:

— уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Коммуникативные:

— уметь оформлять свои мысли в устной форме;

— уметь учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

-уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

Познавательные:

— уметь находить ответы на вопросы в тексте;

— уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять ответы на вопросы);

— уметь осуществлять анализ объектов художественного произведения с выделением существенных и несущественных признаков;

— уметь определять главную мысль текста;

— уметь соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

— уметь осуществлять актуализацию личного жизненного опыта;

Как заканчивается рассказ?

Ожидали ли вы такой финал?

Что осталось от бабки?

Что такое шкатулка и для чего она предназначена?

Слайд 13

Прочитайте эпизод со шкатулкой.

Оцените чтение одноклассников, используя следующие критерии: правильность, выразительность, умение показать настроение героев.







Почему мать «низко наклонилась над сундуком», а отец «отвернулся»?

Почему они чувствуют вину перед бабкой?

Дочитайте эпизод со шкатулкой до конца, до слов «Внуку моему Борюшке»

Куда идёт человек, если ему плохо?

А куда бежит Борька?

Как вы это объясните?

Почему на коленях у него глина?

Когда человек встаёт на колени?

Почему ему так больно и горько?

Как вы думаете, любил ли Борька свою бабушку?

Какой момент рассказа произвел на вас самое сильное впечатление?

Нравственный Борька человек или безнравственный ?

В.Осеева даёт читателю надежду, что Борька будет внимательным к людям, потому что его бабушка учила быть добрым.

Слайд 14

Принятие учебной задачи.

Отвечают на вопросы, доказывают, аргументируют свои ответы.

Словарная работа



Коррекция внимания и восприятия.

Выполняют задание.



Оценивают чтение




Перечитывают текст.

Работа над беглостью чтения.




Отвечают на вопросы.



Читают самостоятельно и вслух.

Индивидуальное задание – чтение эпизода со слов «Вернувшись со двора…» до слов «…сказал он и отвернулся».


Отвечают на вопросы.


Демонстрируют свои знания.








Демонстрация главного итога: ответ на проблемный вопрос

Формулируют вывод.

Итог урока

(обобщение)

Рефлексия

Познавательные:

— уметь формулировать несложные выводы, основываясь на тексте.

Личностные:

-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;

Регулятивные:

— уметь адекватно воспринимать оценку учителя, товарищей;


Слайд 15

Сравните рассказ В.Осеевой и притчу о старике

(см. Приложение 3)

притча

В чем сходство и различие произведений?

Почему у бабки и старика нет имени?

Какой нравственный смысл содержит рассказ?

Слайд 16

Прочитаем рассказ «Просто старушка»

Расскажите, как вы относитесь к своим бабушкам, как к ним обращаетесь.

Сегодня мы говорили о том, как важно попросить прощения за нанесённые обиды, как не хватает теплоты и внимания близким людям. Наши герои, к сожалению. Поняли это слишком поздно.

— Ребята, а какими вы были сегодня на уроке читателями?

Сопоставление произведений


Словарная работа








Учащиеся делятся впечатлениями







Коррекция личностных качеств, эмоционально-волевой сферы





Высказывание по модели:

Я сегодня узнал…

Оценка и рефлексия собственной и коллективной деятельности.


Домашнее задание

(творческое)

Регулятивные:

— уметь слушать в соответствии с целевой установкой;

Объяснение сути домашнего задания (на выбор обучающихся):

Слайд 17 Дом. задание: По выбору учащихся:

1.Краткий пересказ содержания рассказа

2.Сочинение-миниатюра «Моя бабушка»

3.Прочитать на выбор рассказ В.Осеевой

Слайд 18 , 19,20

Восприятие и осмысление информации и запись домашнего задания.

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание» - первый идеологический роман. Жанровое своеобразие произведения" 10 класс







Приложение 1







Карточки с заданиями



Нравственный человек — проявляющий хорошие душевные качества.


Безнравственный человек – проявляющий отрицательные качества характера.


доброта, равнодушие, грубость, внимание, чуткость, раздражительность, бессердечие, сострадание, чёрствость, милосердие





















































Приложение 2

Сказка-притча:

В далекие времена, а может и не очень далекие жил-был старый человек. Ему было много лет. За эти годы глаза его стали плохо видеть, колени дрожали, он больше не слышал окружающего мира. Жил он вместе с сыном и его женой да маленьким сыном. Вот и осталось ему, что поговорить с сыном да невесткой.

– Сынок расскажи-ка мне, что в газетах пишут, что люди говорят.
– Некогда мне, отец, с тобой говорить, – отвечает сын. – Надо поле засевать, скотину кормить, лежишь на печи, ну и лежи. Вот лучше с невесткой поговори.
– Нет у меня времени беседы праздные вести. Надо хлеб месить, пироги печь. Вот с внуком своим поговори. Ему делать нечего.

Лежит старик, текут слезы по его щекам. Вспоминает он свою жизнь. Как воевал, каким храбрым солдатом был, как свободу своим детям и внуку добывал. Прошло немного времени. Совсем старик обессилел.

– Послушай, муж, – говорит невестка. Отец-то всю еду на пол роняет, только успеваю крошки убирать. Хватит ему с нами за столом сидеть, пусть за печкой ест. А я ему деревянную ложку и миску куплю, чтоб хорошую посуду не бил.

С тех пор старик всё время сидел за печкой один. Ел из деревянной миски и деревянной ложки. И суп его был соленым-соленым, потому что состоял наполовину из его горьких слез.

Однажды мать увидела, что её маленький сын принес из сарая деревянную чурочку и начал ножиком что-то из неё вырезать. Целый день сидел.

Решила мать спросить у своего сына о том, что он так усердно делает.

– Расскажи, сынок мой дорогой, что ты такое хорошее мастеришь?
– Ложки деревянные да миски, – отвечает сын. – Когда вы старыми станете, из каких мисок я вас кормить буду? А эти, глядишь, не разобьёте и не уроните, когда я вам за печку еду приносить буду.

Только тогда сын с невесткой поняли, что они натворили. Посадили они дедушку за стол, стали его пирогами да киселями угощать, совета спрашивать, заботами своими делиться. Поняли они, что натворили. Слава богу, вовремя спохватились.

Свежие документы:  Технологическая карта по Литературе "Трудное детство в произведениях художественной литературы" 6 класс


скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: