Литературное чтение.
открытый урок
М.М. Пришвин. «Золотой луг»
3 класс по программе « Классическая начальная школа»
Автор О.В. Джежелей
ЦЕЛИ:
обучающие
совершенствовать технику чтения, работать над выразительностью,
учиться анализировать используемые автором в произведении средства языковой выразительности;
развивающие
развивать творческое мышление, эмоциональную сферу, воображение, произвольное внимание,
обогащать и развивать речь учащихся,
расширять кругозор;
воспитательные
воспитывать любовь, бережное отношение к природе, доброту, умение чувствовать красоту слова, испытывать наслаждение от произведений искусства.
ОБОРУДОВАНИЕ:
иллюстрации к изучаемому произведению,
аудиозаписи музыки и звуков природы,
мультимедийная презентация
словесная шкатулка,
сигнальные блокноты,
творческие тетради учащихся,
выставка книг М.М. Пришвина с его портретом.
Ход урока
Организационный момент.
Слайд 2
Приветствие
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться:
— Доброе утро!
Доброе утро
Солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится
Добрым, доверчивым…
Доброе утро длится до вечера.
Создание эмоционального настроя.
Учитель:
Всем доброе утро. Уверена, что добрым будет и день, и вечер.
И результатом нашего хорошего настроения и прекрасной работы станет выпуск классной газеты « Ёжик»
Учитель:
Как всегда мы начнем урок с проверки домашнего задания. ( смотри «ПРИЛОЖЕНИЕ»
Слайд3
Подготовка к восприятию.
— Сегодня мы познакомимся с новым произведением, автором которого является писатель, чье имя зашифровано на доске. Посмотрите внимательно, в этом круге буквы, составьте с этих букв слово.
Слайд
Слайд 4 ( фото Пришвина)
Слайд 5
На экране фото зимнего леса. Звучит музыка.
Идёт человек по серебряно-зимнему лесу. Кругом сугробы, на деревьях тяжёлые снеговые шапки. Но ёлки стоят прямо, сильные еловые лапы держат снег. А берёзки согнулись дугой под тяжестью снега, уткнувшись головой в сугроб. Да так низко стоят, что и не пройти, только заяц может пробежать под ними.
Но человек этот знает «одно простое волшебное средство», чтобы помочь березкам. Он выломал увесистую палку, ударил по заснеженным ветвям, снег с вершины свалился, березка вскинулась, распрямилась и стоит, подняв голову, наравне со всем лесом. Так идет этот человек и освобождает одно дерево за другим.
Это ходит с волшебной палкой писатель Михаил Михайлович Пришвин
Слайд 6
IV. Слово об авторе.
Учитель:
—Посмотрите внимательно на фотографии писателя.
— Что вы можете сказать об этом человеке?
С детства М.Пришвин был очень любознательным и частенько задавал взрослым «глупые вопросы». Немного было людей, имевших терпение на них отвечать. Чаще говорили: «Ты еще маленький, не поймешь!».
Знать многое очень хотелось, значит, надо было расти. И он рос. Незаметно пришло время уезжать в город, в гимназию.
-А вот что узнал о жизни этого замечательного человека Леня Тюрин, ему слово.
Михаил Михайлович прожил длинную жизнь, 81 год.
Он заметил, что у птиц и зверей, деревьев и трав, есть свой язык, могут разговаривать они, совсем, как люди.
Откуда у Пришвина этот необыкновенный дар? Может, от мамы. Научила она вставать его рано, до восхода солнца. Когда природа пробуждается и открывает человеку свои тайны.
Любил Михаил Михайлович лес. Шел он туда за открытиями: «Нужно было найти в природе такое, чего я еще не видел, и может быть, и никто еще в своей жизни с этим не встречался» — писал Пришвин.
Учитель:
За время обучения главным событием стал побег в неведомую страну Азию. Будучи первоклассником, он подговорил двух товарищей, и однажды сентябрьским утром они сели в лодку и отправились в… Азию искать счастья. Их поймали и вернули домой на следующее утро. Но эти сутки Миша наслаждался удивительным чувством свободы, радостью общения с живой природой. Этот день он запомнил на всю жизнь
Учитель:
Рассказы М.М. Пришвина не только увлекают занимательной историей, но и помогают познавать мир. Пусть и для вас встреча с природой станет чудесным открытием. А помогать совершать эти открытия будут произведения М. Пришвина.
Слайд 7
Посмотрите, сколько книжек с рассказами Пришвина вышло в свет, и было прочитано вашими сверстниками. Это:
«Ребята и утята»
«Лисичкин хлеб»
«Еж»
«Пиковая дама»
«Вася Веселкин» и др.
Слайд 8
(выступление группы ребят)
— Мы идем лесной тропинкой,
А куда не знаем сами.
— За малиной?- За малиной!
— За грибами?- За грибами!
— Светит солнце золотое
Сквозь зеленые оконца.
— Может, мы идем за солнцем?
— Что же! Может и за солнцем!
— Может, белка попадется,
— Может, ёжик ждёт нас где-то…
— Мы идем гурьбой весёлой
Ясным утром в гости к лету!
Учитель:
— Куда мы пришли? (На луг)
Слайд 9
Учитель:
“Включаем” свое воображение.
Звучит музыка Штрауса “На берегу Дуная”
Вы ощущаете свежесть и прохладу раннего утра. Дышится легко, ровно, глубоко.
На лугу трава зеленая
Спит, вся брызгами обрызгана,
Пылью розовой осыпана
Да каменьями унизана.
(Обмен впечатлениями).
Учитель:
-Что вы почувствовали? Что испытали?
-Ребята как вы думаете, может быть, утро еще не наступило, ведь автор Иван Савич Никитин пишет, что на бугре трава зеленая спит?
Дети:
Выражение “Пылью розовой осыпана”. Слово “розовой” доказывает, что солнышко уже взошло. Только оно может расцветить росинки всеми цветами радуги. Ночью капельки похожи на хрусталь, потому что свет луны холодный, а свет солнца все оживляет.
Учитель:
Какие художественные средства использованы?
(Олицетворение, эпитеты (примеры). )
Учитель:
Природа – это живое существо. Это она всю ночь трудилась, как рукодельница, унизывая листья травы прозрачными бусинками.
Слайд 10
В. Бианки писал:
“Весь огромный мир кругом меня, надо мной полон неизведанных тайн. И я буду открывать всю жизнь, потому что это самое интересное, самое увлекательное занятие в мире!”
Сообщение темы урока.
Слайд 11
Сегодня мы снова будем говорить о красоте природы. И в этом нам поможет рассказ М.М. Пришвина “Золотой луг” .
Слайд 12
Учитель:
— С какими произведениями М.Пришвина вы уже прочитали?
(“Берестяная трубочка”, “Медведь”)
— О чем обычно писал М. Пришвин?
— В чем отличительная особенность его рассказов?
(Они короткие, написаны доступным языком. В них открываются секреты привычных вещей, о простом рассказывается по- новому и т.д.)
Слайд 13
— Рассмотрите иллюстрацию. Как вы думаете, почему рассказ называется “Золотой луг”?
-Начнем читать рассказ “Золотой луг”.
— Удастся ли нам открыть что-либо новое?
Первичное чтение текста.
Самостоятельное чтение рассказа “Золотой луг”.
Вопросы после чтения:
— Какие чувства вы испытываете после чтения рассказа?
— Удалось ли автору поразить вас?
— Что привлекло в этом рассказе?
— Сумели ли вы представить все то, о чем рассказывал автор?
— Подходит ли к тексту название рассказа?
(Текст повествование с элементами описания).
— Какие три части должны присутствовать в любом тексте?
(Вступление. Основная часть. Заключение.)
— В чем особенность каждой из них?
Повторное чтение рассказа вслух, деление на части, комментирование.
Слайд 14
Чтение I части. (Вступление)
— От какого лица ведется повествование?
— Можно ли сказать, что автор и герой произведения одно и то же лицо? (Автор — М. Пришвин, а рассказчик – мальчик).
Фронтальная беседа- диалог.
— Кто был старше из братьев? Почему?
(“… Он впереди, я – в пяту.”)
Учитель:
У меня на столе необычная шкатулка. В ней я складываю слова, которые вам малопонятны. Давайте приоткроем её и, работая в паре, разгадаем смысл некоторых выражений и слов.
Слайд 15
— Как это – идти в пяту?
(За ним, след в след. Того гляди на пятки наступишь).
— Какой промысел мог быть у мальчишек и что обозначает это слово? (Промысел — добывание, добыча, охота на кого — нибудь. Охотничий промысел, пушной промысел, нефтяной промысел).
— Что такое забава?
( Забава- развлечение, игра).
Слайд 16
— Кто заметил детскую словесную изобретательность? Какое слово они изобрели?
( фукну, фукнет.)
— Как рассказчик называет одуванчики?
(неинтересные цветы – простые, обычные, без всякой тайны, без особой красоты).
— Как можно озаглавить I часть?
(Постоянная забава. Цветы для забавы.)
Слайд 17
Чтение II части.
— Почему луг был золотой? Зачитайте словами текста.
— Каким настроением отзывалась картинка луга в сердцах тех, кто видел одуванчиковый ковер? (Зачитать.)
— Что заставило мальчика заняться наблюдением? (Зачитать.)
— Какое объяснение происходящему нашел рассказчик?
— С чем сравнивает писатель лепестки одуванчика?
(Пальчики на ладони)
— Как можно озаглавить II часть?
— В чем главная мысль в этой части?
(Раскрывается тайна названия луга, описывается луг)
(Тайна золотого луга. Маленькое открытие секретов. Секрет одуванчиков.)
Слайд 18
Чтение III части.
— Заключение, в котором содержится вывод, подтверждение главной мысли всего текста. В чем она состоит?
(Одуванчики не неинтересные цветы, у них своя загадка, своя тайна, надо только ее увидеть, приглядеться.)
— Как теперь называет одуванчики рассказчик?
— Как озаглавили III часть?
(«Цветок моего детства». «Один из самых интересных цветов».)
Слайд 19
(На доске план рассказа)
I Вступление. «Цветы для забавы».
II Основная часть. « Маленькое открытие».
III Заключение. «Цветок моего детства».
Работа с текстом после чтения.
Работа по группам.
1 группа.— Какое открытие сделал для себя автор и можно ли это считать, на ваш взгляд, открытием?
2 группа.— Какие эмоционально- выразительные средства языка использует автор? (Подтвердите примерами из текста)
3 группа— Какими качествами характера, по — вашему , должен обладать человек, чтобы увидеть прелесть “некрасивых цветов”, сделать открытие? Каким вы его представляете?
(Звучит музыка).
Ответы на вопросы.
Подготовка к выразительному чтению.
— Поиск интонации к каждой части.
— Как вы считаете, можно ли одуванчик назвать интересным цветком?
Физминутка
Слайд
Учитель:
Интересным он показался и карельскому писателю Юрию Линнику. Послушайте его рассказ “Одуванчики постарайтесь определить интересные выразительные средства для описания одуванчиков.
Слово В. Кашниковой
“Листья у одуванчика лежат на земле, расположившись по кругу. Из этого зеленого круга скоро подымется узкая трубочка- стрелка, когда- то радовавшая нас возможностью извлекать из нее необычные звуки. Какое детство не делало из одуванчиков дуделок да пищалок! Быть может, для кого-то это стало первыми уроками музыки… Набрав задуманную высоту, одуванчик распускается: желтое колесико выкатывается на луг, залепляя зубчиками свой солнечный диск. Ведь, право же, одуванчик – как золотые часы. На его желтый циферблат часто садятся шмели – ювелиры. Сейчас одуванчик всей сутью своей воплощает облик дня, образ солнца. А когда отцветет, то появится в нем что- то лунное, серебряное. Как легок он и полупрозрачен! Издали в утреннем свете он кажется выточенным из дымчатого хрусталя, но на поверку хрупок воздушен. Подумаешь ненароком, что одуванчик ныне — как трубочка волшебника- стеклодува, из которого выдуто округлое чудо. Это тоже радость детства: обдуть одуванчик, пустить его по ветру.
— Какие сравнения использует автор?
— Кто наблюдал за цветами летом?
На листах нарисуйте одуванчик
— Пока вы рисуете, я еще вам прочитаю рассказ И. Соколова – Микитова «Одуванчики».
У больших проезжих дорог, у тропинок, в широких зеленых лугах все лето цветут одуванчики. Все знают эти простые цветы. Они похожи на маленькое солнце с золотыми лучами.
Семена одуванчика собраны в легкий пушистый шарик. Дунешь на шарик, и поплывут, полетят в воздухе легкие семена.
Весь день вслед за солнцем одуванчики поворачивают свои головки. Солнце скрылось. Одуванчики свернули свои лепестки.
Всю ночь крепко закрыты золотые корзинки одуванчиков. Всходит солнце – цветы раскрываются. В летний солнечный день золотой кажется лесная поляна.
Формирование научного мировоззрения.
Учитель:
Что вы узнали интересного об одуванчике?
(Это неприхотливый цветок встречается на лесных полянах и по обочинам дорог. Мы уничтожаем его на овощных грядках, считая сорняком, а между тем, это ценное растение. Цветки, корни, листья используются в медицине. Весной из листьев одуванчика делают салат.)
Расширение кругозора учащихся.
В природе насчитывают более 200 видов одуванчиков.
— А сколько пушинок к одной корзиночке?
(До 200 семян с пушинками).
— Про одуванчик сложено много стихов и загадок:
Золотой молодой, за неделю стал седой,
А денечка через два облысела голова.
— Я давала ранее задание придумать загадки об одуванчике.
Слайд 20
Работа над образными выразительными средствами.
Носит одуванчик
желтый сарафанчик
Подрастет — нарядится
в беленькое платьице,
Пышное воздушное,
ветерку послушное.
Золотисто- желтый днем,
он зеленый вечером.
Подожди неделю –
станет белый- белый.
Еще подождешь-
только лысинку найдешь.
Одуванчик у дорожки
В пышной шапке,
С длинной ножкой.
Я нашла его в лесу,
но с собой не унесу:
Лишь возьму его в букет
дунет ветер- шапки нет!
Учитель:
— А кто сам сочинил стихотворение об одуванчике?
Развитие творческих способностей.
Учитель:
Представьте, что вы не знаете название цветка. Попробуйте его как – нибудь назвать.
( Дети предлагают свои названия)
Слайд 21
Учитель:
В различных местах его называют по – разному, например:
Молочай, пустодуй, летучки, одуван, пушица, молочник, бабка-подойница.
В переводе с венгерского языка «одуванчик» дословно означает «детсковеночеая трава», т.е трава, из которой плетут венки .
Давайте и мы сплетем венок из нарисованных вами одуванчиков.
Слайд
Учитель:
Я думаю, что невозможно закончить урок, не прочитав слов писателя, которые слышали и знают многие. Он написал их в своих воспоминаниях.
Учебник с 11
На экране слова:
Слайд 22
«Мои молодые друзья! Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы эти сокровища охранять, — их надо открывать и показывать.
Для рыбы нужна чистая вода — будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах разные ценные животные — будем охранять наши леса, степи, горы.
Рыбе — вода, птице — воздух, зверю — лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу — значит охранять Родину».
Слайд 23
— Как вы понимаете смысл этих слов ?
«Рыбе – вода, птице – воздух, зверям – лес, степи, горы.
А человеку нужна Родина.
И охранять природу – значит охранять Родину». (М. Пришвин)
(человек заботится о себе и о своей Родине).
Вот этими словами мы и закончим наш урок.
Итог урока.
Что запомнилось? Что понравилось
Что хотелось бы пожелать детям, которые не были на нашем уроке?
Давайте нашу газету поместим в коридоре, путь ваши сверстники расширят свой кругозор.
Каким одним словом вы выразите свое настроение и чувство после урока? Приклеить кружки с настроением.
Вот газета и готова!
Слайд 24
Д/з Придумать сказку или написать рассказ об одуванчике.
Урок составила О.Н. Зарочинцева,
учитель начальных классов МОУ-СОШ №4 г. Искитима Новосибирской области