СТАТЬЯ ДЛЯ ПУБЛИКАЦИИ
МОУ “Кузякинская ООШ”
Актанышского района РТ
Урок внеклассного чтения:
Тема: Рассказы о животных”
IV класс
Автор-составитель:
Фазлиева Ильсеяр Абударовна
учитель начальных классов
Тема: Рассказы о животных.
Цель: Воспитание любви к животным, бережного, заботливого отношения к природе, к окружающему животному миру. Обогащение словаря учащихся; развитие их речи. Знакомство с новыми загадками о животных.
Оборудование: фильм “ Белолобый”, «Алый», «Каштанка» карточки с загадками и рисунки-отгадки; репродукции картин художников А.Комарова, А. Исакова, Н.Кодожников ( из альбома «Наши друзья), А.Венецианова «На пашне», В.Васнецова «Богатыри», М.Грекова «Тачанка»; плакат: «Всем, что есть во мне хорошего, я обязан книгам» ( А.М.Горький).
Литература к уроку: А.П.Чехов. «Каштанка», «Белолобый»; Ю.Коваль. «Алый»; А.Куприн. «Белый пудель»; Л.Гурунц. «Баллада о верности» ( для индивидуального задания).
Заранее предложенные учащимся задания:
Прочитать указанные рассказы о животных.
Подготовить стенд «Мы рисуем» с изображениями животных).
Подготовить ( написать) рассказ «Мой четвероногий друг».
Выразительное чтение понравившегося отрывка из рассказов.
Принести из дома книги о животных для выставки.
Собрать загадки о животных и птицах для карточек и нарисовать отгадки.
Разучить песню «Котёнок и щенок» ( сл. В.Викторова, муз. П.Потапенко.)
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя о преданности животных к человеку, об их роли в жизни человека.
2.Пересказ учащимися «Баллады о верности» Л.Гурунца ( индивидуальное задание).
3. Вывод: Животные преданы человеку. А люди? Как мы относимся к ним?
4.Чтение высказывания А.М.Горького на плакате.
5. Демонстрация книг выставки и рекомендации для чтения.
II. Работа над рассказом А.П. Чехова «Каштанка». Беседа по вопросам: Все ли прочитали «Каштанку?». Назовите автора. Пересказ содержания по фильму ( показ из компьютера.). Понравился ли вам рассказ? Чем понравился? Какие эпизоды запомнились? Какой показана дружба собаки и мальчика? Какую пословицу о дружбе собаки и человека вы знаете? ( «Собака – друг человека») и т. д.
III. 1. Беседа о рассказе А.П.Чехова « Белолобый». Какой рассказ Чехова посвящен собаке и назван её кличкой? («Белолобый»). Почему собачке дали такую кличку? Понравился ли вам рассказ «Белолобый»?
2. Выразительное чтение понравившегося отрывка.
IV. 1.Слово учителя о произведениях советских писателей о животных.
2. Просмотр фильма «Алый» и демонстрация книги с выставками.
3. Слово учителя: По рассказам «Каштанка», «Белолобый», «Алый» мы узнали о дружбе человека и собаки. У многих из нас есть верные друзья – животные. Кто хочет рассказать о своем четвероногом друге?
V. 1. Рассказы 1-2-х учащихся на тему «Мой четвероногий друг».
2. Исполнение песни «Котенок и щенок» ( сл. В.Викторова, муз. П.Потапенко).
1. В одной квартире жили
Котенок и щенок.
Приятелями были
Котенок и щенок.
Один усатенький,
Другой мохнатенький.
Приятелями были
Котенок и щенок.
2. Но странную игрушку
Внесли ребята в дом.
Хвосты поджали дружно
Котенок со щенком.
Игрушка колкая,
Зовется елкою,
Иголки растопырив,
Стоит в углу своем.
3. И вот на эту елку
С зеленым хохолком
Напали втихомолку
Котенок со щенком.
Зубами, лапами
Ее царапали
И елку повалили
Котенок со щенком.
4.Пришли ребята вскоре,
А елка – на боку.
Немало было горя
Котенку и щенку.
Их так нахлопали,
Их так нашлепали…
И было очень стыдно
Котенку и щенку.
5. А елку нарядили,
Гостей позвали в дом.
И даже пригласили
Котенка со щенкам.
Один усатенький,
Другой мохнатенький,
Под елкой веселились
Котенок со щенком.
3. У выставки «Мы рисуем». Слово учителя: А сейчас посмотрим, какими изобразили любимых животных наши учащиеся. Какой рисунок вам понравился? Чем понравился?
Художники часто на своих полотнах изображают животных, с помощью которых раскрывается идейное содержание всей картины.
4. Демонстрация репродукций картин художников А.Венецианова, В.Васнецова, М.Грекова.
VI. Отгадывание загадок о животных с помощью сигнальных рисунков-отгадок.
Под соснами, под елками
Лежит клубок с иголками. (Еж).
В воде купался,
А сух остался. (Гусь)
Черный проворный
Кричит «кряк».
Червями враг. ( Грач).
И не волк, и не лисица,
Все зовут его – дружок.
По ночам ему не спится
Дом он зорко стережет. ( Собака.)
Стоит копна
Посреди двора,
Спереди вилы,
Сзади метла. ( Корова.)
Без крыльев,
А быстрее птицы
С дерева на дерево перелетает. ( Белка).
Лохматенькая, усатенькая,
Молоко пьет,
Песенки поет. ( Курица)
Бежит Наташка
В семидесяти рубашках,
А ветер дунет –
И тело голо. ( Курица).
Имеет гребень,
А им не причесывается. ( Петух)
Кто под мостиком
Виляет хвостиком. ( Рыба).
Далеко мой стук
Слышится вокруг.
Червякам я враг,
А деревьям – друг. ( Дятел.)
Как трещетка
Птица эта,
Одного с березой цвете. ( Сорока.)
Кто на своей голове
Лес носит? ( Олень)
Маленький шарик
Под лавкой шарит. (Мышь)
Его халат полосат,
С ним встретишься-
Не будешь рад. ( Тигр.)
VII. Словарная работа. 1. Запись в словари: жираф, кенгуру, крокодил, пингвин, лев и львица, носорог, зубр, верблюд, зебра.
2. Составление рассказа «В зоопарке Казани».
VIII. Задание на дом. Написать сочинение-миниатюру «В зоопарке» или «На ферме».