Урок литературы в 4 классе «Кир Булычев «Джинн в коробке»»

Урок литературы в 4 классе

Тема урока: Кир Булычев «Джинн в коробке»

Филонова Елена Павловна

учитель начальных классов

КГУ «СОШ №83 им. Г. Мустафина»

Цели:

1.Учить школьников анализировать художественный текст: отбирать в произведении материал для характеристики героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям, речь); учить выделять главное в тексте, сопоставлять факты, делать выводы. Обогащать словарный запас учащихся.

2.Развивать творческие способности учащихся.

3.Прививать навык исследовательской деятельности.

4.Воспитывать чувство товарищества, доброту, отзывчивость, стремление совершать добрые дела.

Оборудование: выставка книг, «исследовательский лист» для каждого, презентация.

Ход урока

I. Мобилизирующий момент

-Здравствуйте, ребята. Когда я так же, как и вы, училась в 4-м классе, то читала огромное количество книг. И уже тогда я поняла, что в художественном произведении всё неслучайно, любая художественная деталь, любое слово в книге неслучайны. Давайте в этом сегодня убедимся.

Поэтому наш урок литературы я предлагаю провести в форме исследования.

Вы члены научного общества.

Я ваш научный руководитель.

А наши гости — это независимые эксперты в области литературы, педагогики, методики преподавания.

II. Объявление темы урока, постановка цели и задач урока.

Объект исследования – произведение Кира Булычева «Джинн в коробке»

Тема исследования – фантастика и реальность в повести Кира Булычева «Джинн в коробке».

Гипотеза нашего исследования будет такой – всё в повести Кира Булычева неслучайно.

-Уважаемые члены научного общества, начнём наше исследование с темы.

— Какие слова вам показались незнакомыми, непонятными?

(фантастика, реальность гипотеза, объект).

Разберёмся в теме поэтапно. Начнём со слова «фантастика».

— Что такое фантастика? (Ответы)

-Что такое фэнтези?

-Что такое сказка?

— Как различить эти виды литературных жанров?

-К какому жанру мы отнесем произведения Кира Булычева?

III. Проверка домашнего задания.

Прежде чем мы начнем доказывать правильность или ошибочность нашей гипотезы, проверим знание лексического значения слов.

1. Объясните лексическое значение слов.

Бухта – небольшой залив, защищенный от бурь и волнений.
Бурун – пенящиеся волны над отмелью или рифом.
Риф – надводные или скалистые подводные возвышения морского дня, опасные для судоходства.
Пилюля- шарик из лекарственного порошка.
Медуза (рисунок) — морское животное типа кишечнополостных, со студенистым телом, снабженное щупальцами.
Ниша – всякое углубление, образуемое чем-либо.
Руины – развалины какого- либо строения
Лишайник (рисунок) — низшее растение, состоящее из гриба и водоросли, образующих один организм, растущее на камнях, на коре деревьев, на земле.
Мидия (рисунок)- двустворчатый морской моллюск, употребляемый в пищу.
Матовый – не имеющий блеска, глянца; непрозрачный.
Миндальный орех (рисунок) – южное дерево с розовыми цветами, с плодами в виде орехов овальной формы, горьковатого или сладковатого вкуса.
Пустыня Калахари (рисунок) — расположение на глобусе.

Свежие документы:  Тест по литературе для 4 класса «Знаешь ли ты сказки Андерсена»

-С терминами разобрались, теперь давайте восстановим в памяти ряд событий, о которых идет повествование.

2. Назовите главных героев произведения.

Где происходят описанные события?

Почему Алиса осталась без присмотра взрослых?

Что искали подводные археологи?

Что мечтала найти Алиса, исследуя бухту?

IV. Работа над темой урока.

1)Переходим к исследованиям.

Найдите слова, словосочетания, предложения, в которых автор намекает на то, что Алису ждут приключения.

Вывод: описание бухты, поведение Алисы и неизвестная находка-все автором задумано, для того, чтобы приготовить читателя к предстоящей встрече.

2)Продолжаем исследования, после прочтения, нам необходимо выяснить кто такая Алиса, кто же этот пришелец. Какими реальными, какими фантастическими качествами наделил их автор и для чего.

Анализ литературных героев.

-Докажите, что Алиса и реальный и фантастический персонаж.

-Алиса. Кто она? Алиса — девочка школьного возраста, живущая в Москве конца XXI века. В большинстве книг её возраст остается около 12 лет. Алиса учится в средней школе, член кружка юных натуралистов. Самостоятельно, вместе с отцом или друзьями побывала на многих далёких планетах, в подземных глубинах и в Атлантиде, а также в далёком прошлом

Алиса — единственный ребёнок в семье. Отец — знаменитый космозоолог, профессор зоологии Игорь Селезнёв, директор московского зоопарка будущего — Космозоо. Автор многих печатных трудов, в частности книги «Звери дальних планет»; постоянный автор галактического журнала «Вестник космозоологии». Мать — известный архитектор Солнечной системы Кира Селезнёва. Известна постройками Нукусского стадиона и культурного центра на астероиде Паллада. Алиса гораздо больше времени проводит с отцом, чем с матерью.

Внешность Алисы известна в общих чертах: это светловолосая девочка высокого роста и спортивного сложения, одетая обычно в «мужскую» одежду (шорты и майка, либо комбинезон).

Что реального и фантастического в портрете космонавта?

-Космонавт. Описание космонавта.

-С какой целью прибыл на землю?

-Его отношение к жизни.

Составление синквейнов (по вариантам).

Вывод: Кир Булычев наделяет Алису и космонавта, как реальными качествами, так и фантастическими для того, чтобы показать, что во все времена существует добро и зло. И что зло можно одолеть, совершая добрые поступки.

Продолжаем исследование.

Кто разрушил планы космонавта?

Чьи взгляды на отношения между людьми реальны, чьи фантастические?

Почему произведение называется «Джин из коробки»?

Предложите свои варианты названий произведения.

Что каждый из ВАС понял, прочитав это произведение?

Свежие документы:  Урок литературного чтения во 2 классе "Заходер Б.В. « Петя мечтает»"

Как вы думаете, как сложилась судьба космонавта?

1. Добро побеждает зло.

2. Дружба помогает преодолеть любые преграды.

3. Нельзя рисковать жизнью своих друзей.

Вывод: Кир Булычев нам показывает, что друзья нужны человеку, именно поэтому космонавт прилетел на Землю.

Закончите предложения:

Дружба-это…

Друг-это…

V. Рефлексия.

-Какую гипотезу мы сегодня доказывали?

-Какие факты привели в качестве доказательств.

(Описание пейзажа, герои произведения, характер героев повести, поступки героев повести, тема произведения, идея произведения)

Что особенно запомнилось на уроке?

-Что понравилось?

-Каких целей, поставленных в начале урока, я достиг?

-О чём хочется продолжить разговор?

Мне понравилось…

Я понял, что…

Я научился…

Я сегодня работал …

Хочу поговорить о …

VI. Оценки за урок.

Кого из наших научных сотрудников можно поблагодарить за стремление к познанию истины?

VII. Домашнее задание.

Придумайте продолжение, как подружилась Алиса с космонавтом.



Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: