Урок литературы в 6 классе по рассказу И.С. Шмелёва «На Святой»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Етышинская средняя общеобразовательная школа»






Урок литературы в 6 классе

Рассказ И.С. Шмелёва «На Святой»

Преображение души




Автор: учитель русского языка и литературы

МБОУ «Етышинская средняя

общеобразовательная школа»

Васильева Вера Николаевна.

Чернушинский район

Пермский край

















Етыш, 2014


Пояснительная записка


Рассказ «На Святой» — одна из глав романа замечательного русского писателя Ивана Сергеевича Шмелёва «Лето Господне». Урок литературы, разработанный по этому рассказу, — окно в удивительный мир русской старины, который с такой любовью описывает автор. Для детей особенно важно показать духовную атмосферу жизни главного героя – мальчика, окружённого добрыми людьми, приобщённого к народным традициям православной культуры.

Пасха – один из главных христианских праздников, он хорошо знаком современным детям, поэтому тема урока, несомненно, вызовет у них интерес. Особенно актуальным будет проведение его накануне праздника, в апреле, что поможет ещё более заинтересовать детей особенностями празднования Пасхи. Дети смогут глубже понять художественный образ мира, созданный писателем.

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС: различные универсальные учебные действия позволяют осуществлять системно-деятельностный подход. Методы и приёмы, используемые на уроке, способствуют формированию духовно развитого и мыслящего читателя.






Тема урока: Рассказ И.С.Шмелева «На Святой»

Преображение души


Цель: воспитание духовно развитого и мыслящего читателя, способного самостоятельно понимать и оценивать произведение как художественный образ мира, созданный автором.


Задачи:

  1. Формировать умение читать, комментировать и анализировать художественный текст;

  2. Развивать субъективные представления как основу читательского сопереживания;

  3. Развивать ассоциативное мышление.


Универсальные учебные действия:

  1. Личностные: формулируем цели и смысл деятельности, определяем основную мысль автора в рассказе «На Святой»;

  2. Регулятивные: планируем деятельность на уроке;

  3. Познавательные: реализуем план деятельности (работа с текстом, работа в группах, создание своего текста);

  4. Коммуникативные.


Оборудование: аудиозапись пасхальных колокольных звонов; подборка фотографий со святынями Московского Кремля; фотографии пасхальных угощений (кулич, крашеные яйца, пасха).


Ход урока


Актуализация первичного опыта. Приём «Ассоциации».

  1. Задание в форме свободного письма:

— Какие ассоциации у вас возникают при слове «Пасха»? (учащиеся делятся своими мыслями)

— Какими эпитетами можно выразить настроение, которое оно вызывает у вас?

Мотивация.

Слово учителя: Пасха – главный христианский праздник. Слово в переводе с древнееврейского языка означает «перехождение, избавление», «это – вечный Исход, переход от смерти к жизни, от земли к небу», — так говорится об этом в Библии. Темой рассказа И.С. Шмелева «На Святой» является описание этого праздника. Зримо, красочно, с мельчайшими бытовыми подробностями в рассказе предстает перед нами уклад дореволюционной России. Писатель показывает нам и атрибуты праздника: колокольный звон, разноцветные яйца, и саму праздничную атмосферу: ликование и благолепие.


Целеполагание.

О чём бы вам хотелось поговорить сегодня на уроке, посвящённом рассказу И.С.Шмелёва?


Анализирующее наблюдение.

Слово учителя:

Всем нам знакомо ощущение радости, праздника, удивительной гармонии с миром, которое бывает только в детстве. Именно таким чувством пронизан рассказ Шмелева «На Святой». Счастье буквально переполняет героя, маленького мальчика, от лица которого ведется повествование. Попробуем понять, как писатель создает атмосферу счастья.


Найдите в тексте самые яркие, наиболее понравившиеся вам эпизоды.

Почему вы выбрали их?

Работа в группах. Попробуем понять, как писатель создает атмосферу счастья в выбранных вами эпизодах. Наблюдения над лексикой, художественными средствами выразительности.

— Каков окружающий мир, увиденный глазами мальчика?

— Какой бы вы выбрали музыкальный фон для вашего эпизода? (используем аудиозапись).


— Работа с классом.

— Представьте, что вы вместе с повествователем совершаете путешествие по Московскому Кремлю.

Слово учителя:

Ежегодно сотни тысяч гостей посещают Московский Кремль. Они приходят сюда, чтобы полюбоваться величественным ансамблем кремлевских дворцов и соборов, познакомиться с произведениями древнерусской живописи, замечательными памятниками и, конечно же, внимание всех привлекают выдающиеся произведения русского литейного искусства – Царь-Пушка и Царь-Колокол. Эти произведения искусства сохранились и до наших дней.


— Приём «Шапка вопросов». Составьте по ходу работы с текстом (герой в Кремле) вопросы, запишите их на листочки и положите в «шапку», затем по цепочке вынимаем листочки и отвечаем на вопросы.


Слово учителя: После посещения Кремля герои рассказа отправляются в гости к Домне Панфёровне. «А у ней полон-то стол пасхальный». Давайте попытаемся воссоздать в нашем воображении пасхальный праздничный стол.

    • Кто-нибудь из вас знает, какое яство называется Пасхой?

Пасха – это блюдо нескольких разновидностей. Может быть пасха сырая, заварная, царская, розовая и шоколадная, ореховая, пасха с изюмом. Главными компонентами любой пасхи являются творог, масло, яйца, сметана, и по желанию хозяйки добавляются изюм, орехи, лимонная цедра и ваниль. Творог с маслом должны быть тщательно растерты, их выкладывают в специальную форму – такая пасха называется сырой. Заварная, когда всю массу варят на небольшом огне, если добавить шоколад, она будет называться шоколадной. Пасха символизирует переход от смерти к жизни и от земли к небу.

— А знаете ли вы, что символизируют крашеные яйца?

Подкрепляя праздничное и дружеское расположение, христиане дарили яйцо красного цвета со словами: «Христос воскрес», которые произнесла Мария Магдалина апостолам, придя от Гроба Господня. Красное яйцо – символ пасхи. Оно, по преданию, было дано равноапостольной святой Марией Магдалиной римскому императору Тиберию перед началом проповеди, является также символом гроба и начала Новой жизни. Красный цвет знаменует радость воскресения и возрождения рода человеческого, искупаемого кровью Иисуса Христа. Как из яйца выходит новая жизнь, так и мир родился заново после воскресения Христова. Пасхальным яйцам приписываются магические свойства: они спасают дом от пожара, помогают скотине от болезни. Их дарят друг другу, это служит памятью о близком человеке, его подарившем.

— А ещё какое блюдо украшает обычно пасхальный стол?

Кулич, красивый и вкусный, — главное украшение стола. Делают его круглой формы, верх покрывают глазурью и посыпают орехами, изюмом, цукатами. Разрезают его не вдоль, а поперек, причем верхушку сохраняют и покрывают ею оставшуюся часть кулича, чтобы он не засыхал и оставался нарядным. Виды кулича разные: заварной, с дрожжами, шоколадный.

«Баба греческая» — тип кулича, но с пропиткой, символизирует прообраз Тела и Крови Христовой.

Работа в группах. Нарисуйте «святыньки» Домны Парфёновны и «составьте» из них пасхальный стол.


    • Подумайте, какой эпизод рассказа не создает атмосферу праздника, но почему же он включен в рассказ, какое значение имеет? («наказание» Григория)

    • Кто может объяснить, почему «наказание» для Григория – именно вода?

Работа с культурологическим материалом.

Слово учителя:

Вода – в народных представлениях одна из основных стихий мироздания, опора, на которой держится земля. Считалось, что через воду могла осуществляться связь с иным миром. Всех верующих крестят в воде, так как и сам Иисус Христос прошел Крещение в воде. Вода в христианской культуре – это учение Иисуса жить по вере. Широко распространено поверье, что в полночь перед Пасхой вода в источниках превращается в вино (в золото, серебро, в кровь Христа). За водой ходят ранним утром до восхода солнца, соблюдают молчание, поят больных, скот, используют для гадания.

Беседа:

    • Как этот мой рассказ о символике воды в христианской культуре помог вам осмыслить эпизод с «наказанием» Григория?

Целостное осмысление рассказа на «Святой».

Разгадка графического изображения концепции: (учитель оформляет на доске заранее подготовленный лист):

Ребенок → Семья → Кремль, люди вокруг → Москва → Россия → Христианский мир.

Вы видите цепочку, в которой скрыта какая-то закономерность. Постарайтесь открыть эту закономерность, предложите свои суждения. Попробуйте использовать только что открытую вами закономерность для определения основной мысли автора, отраженной в рассказе «На Святой».

Домашнее задание: написать сочинение – миниатюру «Пасха в нашем доме».

Использованные материалы:


  1. И.С.Шмелёв «Лето Господне», глава «На Святой», — М., издательство «Правда», 1989.

  2. Развитие речи. 5-9 классы: инновационная технология обучения, авт.-сост. О.А. Дюжева. – Волгоград: Учитель, 2012.

  3. Интернет-ресурсы.










Свежие документы:  Конспект урока по литературному чтению Тема : М.Пришвин "Ребята и утята" 2 класс

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: