Тема: «Сказка про Илью Муромца».
Тип урока: Обобщение и закрепление полученных знаний
Образовательная программа «Школа 2100».
Учебник: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Маленькая дверь в большой мир» 2 класс
Цель: Обобщить и углубить знания учащихся о русском богатыре Илье Муромце.
Задачи урока: Обучающая:
— Формировать умения отвечать на вопросы учителя к тексту
произведения, находить в тексте предложения, которые
подтверждали бы высказанную мысль, умения формулировать
основную мысль текста, кратко пересказывать текст.
Развивающая:
Развивать умение находить в тексте слова, предложения для характеристики героя, выражать свое отношение к героям, событиям, языку произведения, составлять устный рассказ о герое произведения.
Способствовать развитию интереса к литературному чтению, совершенствовать культуру речи, способствовать обогащению словарного запаса.
— Способствовать развитию умения работать в микрогруппах.
Воспитательная:
— Воспитывать чувство патриотизма и любви к своей Родине, взаимоуважения.
Оборудование:
Выставка книг о русских богатырях; ребус. Репродукция картины М.В. Васнецова «Богатыри». Аудиозапись: А.П. Бородин «Богатырская» Видеозапись: Мультфильм «Илья Муромец» Карточки с заданиями для работы по группам.
Этапы урока | Содержание урока | Примечания |
I. Организационный момент | Прозвенел звонок и смолк Начинается урок Урок литературного чтения Словно приключение С книгою в космосе ты побываешь И в сказку поверишь И много узнаешь. Книга с нами всегда А вы урок чтения любите? Да! Тогда внимательно слушай, дружок, Чтоб все задания выполнить смог. | Создание доброжелательной психологической атмосферы в классе. Мотивация на работу. |
Мотивация | Сегодня мы продолжаем путешествовать по страницам богатырских сказок. Путь наш не близок. Лежит он через холмы, горы и долины. Вот и первая преграда на нашем пути. Чтоб ее миновать, надо ребус разгадать.
Чтобы отгадать слова, надо назвать первые звуки слов -предметов, изображенных на картинках. | Слова — предметы, убираются, на их листе остается буква. |
II. Актуализация знаний | Произнесем хором БЫ-ЛИ-НЫ — Кто знает, что обозначает это слово? (Былина — это русские народные торжественные песни. Это жанр устного народного творчества. Их сочиняли талантливые люди, но не записывали. Народное название былины — старина, т.е. повествование о старинных событиях. Пение былин сопровождалось игрой на гуслях). — Кто же был героем этих песен, мы узнаем, отгадав Читаем хором БО — ГА — ТЫ — РИ — Что это за люди? | Показ картинки с гуслями |
| — Кто из вас знает русских богатырей? — Мы с вами миновали преграду. Чтобы прославить — Перед нами богатырская застава. — Кто изображен на картине? — Кто знает их имена? (В центре картины на вороном коне любимый народом Илья Муромец, справа — Добрыня Никитич, с мечом в руке, готовый по первому приказу ринуться в бой, слева — весельчак Алеша Попович. У него не только лук со стрелами, но и гусли). — Что вы видите на заднем плане картины? — Зачем вышли в дозор богатыри? — Что вы чувствуете, глядя на этот богатырский дозор? | Открывается картина «Богатыри» М.В. Васнецова. На доске размещены рисунки учащихся с портретами богатырей |
| Послушайте былинный сказ и попробуйте определить тему нашего урока. — Кто догадался, кому будет посвящен наш урок? (Илье Муромцу — русскому богатырю) | Учитель читает текст со свитка На фоне музыки |
III. Формулирование темы и цели урока | — Цель нашего урока — вспомнить все, что узнали об — Итак, проверим, как вы поработали с текстом сказки дома. |
|
IV. Проверка домашнего задания. Работа с учебником | — Откройте книгу по чтению «Маленькая дверь в — Прочитайте отрывки из сказки, которые можно озаглавить так:: | Выборочное чтение Предложения записаны на доске. Дети |
| 1) Горе стариков 2) Волшебная вода странников 3) Наказ странников 4) Шутка Ильи 5) Помощь Ильи защитникам Чурнигова | делятся на 5 вариантов. Каждый читает свое задание и проверяет, как выполнено задание других |
V. Пересказ сказки. | — У нас получился план сказки. — Кто кратко перескажет сказку по плану? Итог по домашнему заданию. Для продолжения пути надо набрать сил и отдохнуть. | Оценивание детей за домашнее задание |
VI. Физкультминутка | Любая физминутка на выбор учителя. | Охрана здоровья. Снятие утомляемости. |
VII. Беседа о жанре произведения. | — Вот и добрались до долины вопросов. — Какое по жанру произведение мы прочитали? — Назовите в ней сказочные приметы. (Начало сказки, хорошая концовка, троекратный повтор, волшебная вода, дающая силу. Наличие архаизмов, устойчивых выражений). — Приведите пример слов архаизмов (не пуще, не пре — Кто герой этой сказки? (Илья Муромец) — Все ли мы узнали об Илье Муромце? (нет) — О чем же рассказывает отрывок, помещенный в (О том, как Илья стал богатырем) — Как можно его озаглавить? (Как Илья Муромец стал богатырем. О сражении около города Чернигова) — В каких словах выражена главная мысль сказки? — Почему эта сказка относится к богатырским сказкам? | Работа с литературными понятиями. |
VIII. Составление устного рассказа о богатыре Илье Муромце | (Главный ее герой — богатырь Илья Муромец) Итог: Мы побывали в долине вопросов и путь наш лежит к богатырскому холму. Ваша задача: | Развитие речи Работа в группах |
| Составить устный рассказ о богатыре Илье Муромце. а) Отметьте в книге отрывки, в которых описан Илья б) Выберите в тетрадях слова, описывающие внешний в) Определите последовательность своего рассказа. г) Выберите рассказчика от своей группы. Следите за | Задание каждой группе записаны на листочках в конверте Самостоятельная работа в группах |
IX. Устный рассказ | — Кто желает нам поведать о русском богатыре Илье Муромце? (рассказ 1-2 чел.) |
|
X. Просмотр отрывка мультфильма | — А теперь посмотрите отрывок из мультфильма об — Сравните богатыря нарисованного вами и в мульт Итог: На этом холме мы с вами сделаем привал, т.к. путь по богатырским сказкам нам предстоит еще очень длинный. | Сравнение образов Ильи Муромца |
XI. Итоговая беседа | — Давайте подведем итоги — Что в сказке правдиво? — Что вымышлено? — Почему эта сказка прошла такой длинный путь и не — Кому захотелось прочитать всю сказку об Илье — Кто в наши дни мог бы сказать такие слова: «Есть — И вы можете стать защитниками своей земли, | Оценивание работы детей на уроке |
XII. Домашнее задание | — Приготовиться выразительно читать понравившийся
| Оценивание детей |