Урок внеклассного чтения в 8 классе по рассказу А. В. Вампилова


Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №10









Урок внеклассного чтения в 8 классе

по рассказу А. В. Вампилова

«Финский нож и персидская сирень»

(Нравственные проблемы рассказа)








Разработала и провела

учитель русского языка и литературы

Ситянина Людмила Аркадьевна


















г. Бирюсинск

2014 год




Цели урока:


1. Помочь учащимся понять содержание рассказа А. Вампилова «Финский нож и персидская сирень», смысл его названия, авторское отношение к героям.

2. Развитие навыков анализа художественного текста, навыков выразительного чтения.

3. Воспитание культуры чтения художественного текста, воспитание интереса к жизни и творчеству А. В. Вампилова, воспитание нравственных качеств личности (внимательного и бережного отношения друг к другу).


План урока


  1. Организационный момент.

  2. Определение целей урока.

  3. История написания рассказа.

  4. Беседа о названии рассказа.

  5. Чтение рассказа.

  6. Анализ рассказа.

  7. Заключительное слово учителя.

  8. Итоги урока.

  9. Домашнее задание.



Оборудование урока:


фотографии А. Вампилова разных лет, иллюстрации к произведениям А.Вампилова, карточки для индивидуальной и групповой работы.



Методические приёмы:


беседа, анализ текста, работа в группах, комментарии учителя, выразительное чтение по ролям, самостоятельная работа, составление таблицы, индивидуальное задание.







Оформление доски


Александр Валентинович Вампилов

(19 августа 1937 – 17 августа 1972)


Рассказ «Финский нож и персидская сирень» (1958)



«Кажется, главный вопрос, который постоянно задаёт Вампилов: останешься ли ты, человек, человеком? Сумеешь ли ты превозмочь всё то лживое и недоброе, что уготовано тебе во многих житейских испытаниях, где трудно различимы даже и противоположности – любовь и измена, страсть и равнодушие, искренность и фальшь…»

В. Г. Распутин



«Вампилов верил… в человека, в разум, в доброту, в движение к свободе и чистоте. Он был против насилия».

Геннадий Николаев



«…Обращая внимание на дурное, автор надеется, что его труд не пропадёт даром, и хотя бы в небольшой мере будет способствовать изменениям к лучшему».

Елена Якушкина




«Случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека».

А. В. Вампилов














Ход урока


  1. Организационный момент


  1. Определение целей урока


— Перечитайте эпиграфы к уроку. Подумайте и скажите, о чём состоится разговор сегодня на уроке?


  1. Сообщение ученика об истории написания рассказа «Финский нож и персидская сирень».


Рассказ «Финский нож и персидская сирень» был написан

А. В. Вампиловым в годы его учёбы в Иркутском государственном университете (1955 – 1960), напечатан 1 октября 1958 года. Впервые был опубликован в газете «Иркутский университет» под названием «Персидская сирень». Входит в цикл ранних рассказов под названием «Стечение обстоятельств».

Первые опыты А. Вампилова были встречены благожелательно. В статье «Когда спорят друзья» (14 мая 1959) газета «Советская молодёжь» писала: «Среди творческой молодёжи немало способных прозаиков, рукописи которых после некоторой доработки можно рекомендовать к опубликованию. Это юмористические рассказы студента университета А. Санина…».

А. Санин – литературный псевдоним писателя, которым он часто пользовался в начале своей работы. Под этим псевдонимом вышел и его первый небольшой сборник «Стечение обстоятельств».

Из воспоминаний Елены Якушкиной, заведующей литературной частью театра Ермоловой: «Он был молод, но удивительно хорошо знал людей и жизнь, которую наблюдал непрестанно, сосредоточенно и серьёзно. Точность своих наблюдений он точно выражал и в характерах своих героев…»


  1. Беседа


    1. Какие ассоциации вызывает у вас название рассказа «Финский нож и персидская сирень»?


Предполагаемые ответы учащихся:

Финский нож — «острый, с узорами, красивый», «красивая рукоятка», «красивый узор на ноже с позолотой», «финским ножом можно срубить персидскую сирень».

Персидская сирень — «приятный запах, фиолетовый цвет, пышные гроздья сирени», «цветущая сирень радует людей».


    1. Как вы думаете, о чём должна пойти речь в рассказе с таким названием?


Предполагаемые ответы учащихся:

«Я думаю, в рассказе говорится о персидской сирени необычного происхождения, с ней связана какая-то интересная история».

«Наверное, речь пойдёт о парне и девушке. У парня есть финский нож. Девушка нежная, красивая, как персидская сирень. Возможно, между ними завязалась какая-то история».


  1. Чтение рассказа А.Вампилова «Финский нож и персидская сирень»


  1. Анализ рассказа

Беседа:

    1. Какое впечатление произвёл на вас рассказ?

    2. Какое отношение к героям рассказа имеет его название?

Сочетание слов «финский нож» имеет отношение к главному герою.

В рассказе говорится: «Ему было 19 лет, а его жизненная перспектива тянулась длинной вереницей бутылок и упиралась во что-то тёмное и безнадёжное…» «Воровать он не любил – ему больше нравилось грабить…»

Из текста видно, что герой представляет опасность для людей. В самом тексте нож не упоминается, но мы понимаем, что от этого предмета также могут пострадать люди.


«Персидская сирень» связана с образом Оленьки Беляниной, которая любила проводить время в заброшенном саду: он «привлекал её всем…». В саду рос пышный куст персидской сирени. Герой же «равнодушно» взглянул «на пышный куст персидской сирени».

Слово учителя:

Обратите внимание на союз «и» в названии рассказа. Это соединительный союз. Так случилось, таково стечение жизненных обстоятельств, что жизненные пути героев рассказа пересеклись. По словам А.Вампилова, «случай, пустяк, стечение обстоятельств иногда становятся самыми драматическими моментами в жизни человека».

Перечитаем внимательно текст. Постараемся понять: является ли стечение обстоятельств драматическим моментом в жизни героев рассказа?

Всмотримся в словесные портреты главного героя и Оленьки Беляниной.

Работа с текстом. Составление таблицы.

Герой рассказа

Оленька Белянина

«Гражданин лет девятнадцати».

«Никто не мог отказать ему в красоте»,

«лицо мужественное, но со следами каких-то

происшествий и слишком дерзким взглядом».

«Одет с неподдельной небрежностью, что полностью гармонирует с его свободными манерами и развязной походкой». «Вид самый независимый; но в то же время заметно, что этот человек постоянно ждёт чего-то нехорошего».

«Тело у него было исписано эпитафиями и лирическими откровениями…»

На ней было «белое платье», «часики» на руке.

«В ней самой было очарование Лизы Калитиной».

«Это была нежная, чуткая, отлично воспитанная девушка, и труднее всего воспринимала какие-либо отклонения от нормального».

«Была та наружность, мимо которой нельзя пройти без зависти или без любопытства».

У неё голубые глаза («голубоглазый враг»).


— Что помогают понять о героях их словесные портреты?

— Почувствовали ли вы отношение автора к героям?


Автор неоднозначно относится к своему герою, рисует привлекательную внешность («лицо мужественное», «никто не мог отказать ему в красоте»).

Можно сказать, что Александр Вампилов даже сочувствует герою, потому что замечает на его лице «следы каких-то происшествий». Он пытается понять своего героя, почему девятнадцатилетний человек от жизни постоянно «ждёт чего-то нехорошего».

Оленька Белянина красива, но в её красоте нет теплоты, её облик вызывает «зависть или любопытство».


Работа в группах


— Что было в жизни героев до их неожиданной встречи в заброшенном саду?


1 группа – Рассказать о жизни главного героя до встречи с Оленькой Беляниной в заброшенном саду.


2 группа — Рассказать о жизни Оленьки Беляниной до встречи с героем в саду?


Герой в возрасте пяти лет лишился родителей, был усыновлён дядей, «который вёл пьяное существование, и уважать его можно было только за преклонный возраст».

Александр Вампилов открыто пишет о том, что «личным примером и непосредственными поучениями он воспитывал племянника по своему подобию». В жизни героя уже была детская трудовая колония, тюрьма. Неудивительно, что он стал «опытным и энергичным нарушителем законности».

«Своей профессией он обязан исключительным стечениям жизненных обстоятельств и редкому воспитанию». Ирония Вампилова по поводу «редкого воспитания» главного героя помогает понять, насколько важен личный пример взрослого в формировании жизненной позиции человека. Вспоминается эпизод из недавно прочитанного произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка», когда отец, отправляя сына на службу, обращается к нему с напутствием: «Береги платье снову, а честь смолоду».


Оленька Белянина, в отличие от героя, «читала писателей-романтиков», «любила Тургенева», «прошла тихим ровным путём через школьные классы в студенческую аудиторию». «Юность её светла и спокойна».


— Какие выводы на основе проделанной работы можно сделать?


Писатель подробно останавливается на описании истории жизни героя, а о жизни Оленьки Беляниной пишет в общих чертах. Как будто бы автору всё понятно и ясно в Оленьке. Читая же историю жизни героя, мы вновь чувствуем авторское сочувствие своему герою.


Беседа

1) Как вы понимаете следующие строки: «Разумеется, он не был счастливым. У этого человека могли быть удачи, но не могло быть счастья»?


2) Что же такое счастье и что значило для героя быть счастливым?

«Быть счастливым значило быть честным».

3) Что говорит нам о герое такое понимание счастья?


4) Почему герой к честным людям стал относиться с завистью и раздражением?


5) Почему его раздражали именно студенты?


Самостоятельная работа в тетрадях


— Как автор относится к занятиям главного героя, к образу его жизни?

Как характеризует эти занятия?


«Нервная профессия», «своя профессия», «ворует и грабит безо всякого увлечения, без любви к делу», «воровать не любил», «больше нравилось грабить», «каторжная профессия».

— К каким размышлениям это приводит?


Главный герой занимается воровством и грабежом, но для него это не только «своя профессия», но и «каторжная». Кажется, что его это тяготит.


— Но почему он продолжает этим заниматься?


«Ограбив кого-нибудь, он получал сознание того, что он сильнее ограбленного, каким бы честным и умным ни был последний». Он грабил для самоутверждения. Как самоутвердиться по-другому он не знал.


— При каких обстоятельствах произошла встреча главного героя и Оленьки Беляниной?


Чтение по ролям разговора молодых людей

— Как вели себя молодые люди при встрече? Какими они изображены

А. Вампиловым?


Мы видим, что герои проявили интерес друг к другу, прониклись симпатией.

Наверное, со стороны их встреча выглядела трогательной. Автор подчёркивает, что у «грабителя оказалась детская улыбка». Впервые, может быть, у молодого человека появилось к кому-то доверие и желание рассказать о себе. « В горле пересохло, а ему захотелось вдруг говорить и говорить…»


— Чем же заканчивается рассказ? Почему такой неожиданный финал?

Ответы учащихся. Слово учителя.


— По словам Елены Якушкиной, уже в то время Александр Вампилов «был прирождённым драматургом, что означает особый и редкий дар драматического видения мира, острого и точного восприятия явлений, людей, событий в их сочетании, развитии, конфликтности, доходящей до кульминации, и неизбежной, иногда совершенно неожиданной развязки. Даже рассказывая о чём-нибудь, о каком-нибудь событии, происшествии или факте, он строил свой рассказ драматургически: активная экспозиция, точность развития описываемого события, кульминация и финальная точка, вызывающая у слушателей бурную реакцию своей неожиданностью, юмором, а иногда и драматизмом».

— Согласны ли вы с мнением Елены Якушкиной?


Реализация индивидуального задания на тему «Элементы композиции рассказа».


— Можно ли сказать, что стечение обстоятельств – драматический момент в жизни героев рассказа А. Вампилова «Финский нож и персидская сирень»?



  1. Итоги урока.



  1. Домашнее задание

Письменная работа (по выбору учащихся)


    1. В чём заключается смысл названия рассказа А. Вампилова «Финский нож и персидская сирень»?

    2. О чём думали Оленька Белянина и герой рассказа после случайной встречи в саду?

    3. О чём заставил меня задуматься рассказ А. Вампилова «Финский нож и персидская сирень»?

Нарисовать иллюстрацию к прочитанному рассказу (по желанию).





Литература


1. Библиографический указатель. Александр Валентинович Вампилов. – Иркутск, 1989 г.


2. Вампилов А. В. «Дом окнами в поле». – Иркутск, 1982 г.


3. Дубровина Л. П. Рассказ А.Вампилова «Финский нож и персидская сирень». – «Литература в школе», №3, 2005 г.


4. Сушков Б.Ф. Александр Вампилов. – Москва «Советская Россия», 1989 г.

Свежие документы:  Конспект урока по Литературе "Проблема выбора в рассказе А.Грина «14 футов» Урок внеклассного чтения"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: