Урок-размышление по рассказу В.Г. Распутина «Век живи – век люби».
«Твори добро другим во благо»
ТИП УРОКА: урок усвоения нового материала.
ПРИНЦИПЫ УРОКА: целеполагание (система целей учителя и ученика), бинарность (взаимодействие учителя и ученика), успешность, комфортность, целесообразность, разумность, уместность.
ЦЕЛЬ УРОКА: формирование интереса к слову литературного произведения; расширения круга чтения девятиклассников; развитие умственной частично-поисковой познавательной деятельности.
ЗАДАЧИ УРОКА:
Обучающая: познакомить с рассказом «Век живи – век люби», с её автором В.Г. Распутиным.
Воспитательная: способствовать формированию толерантности, уважения к окружающим и самоуважения, атмосферы свободного выбора и доверительности.
Развивающая: способствовать формированию последовательного, логического мышления, устной и письменной речи, воли и самостоятельности, умения работать в группе.
ОБОРУДОВАНИЕ: портреты В.Г. Распутина, мультимедийная презентация, мультимедиапроектор, портативный компьютер
Из подростков создаются поколения.
Ф.М. Достоевский.
Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху,
как птицы, плавать под водой, как рыбы,
нам не хватает только одного:
научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Приветствие.
Определение отсутствующих.
Проверка готовности к уроку.
Проверка подготовленности классного помещения к уроку.
Организация внимания.
1 слайд. Звучит 1 куплет и припев песни «Твори добро другим во благо!»
Твори добро другим во благо!
ЭТАП ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ К АКТИВНОМУ И СОЗНАТЕЛЬНОМУ УСВОЕНИЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
2 слайд.
Вступительная беседа с классом.
Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поразмышляем над тем, в чем особенность сюжета в композиции рассказа В.Г. Распутина «Век живи – век люби», подумаем, почему переосмыслил автор известную пословицу, познакомимся с главным героем рассказа и его жизненными принципами.
Дома вам нужно было прочитать рассказ В.Г. Распутина «Век живи – век люби».
Как вам читалось? Понравился ли вам этот рассказ?
Что поразило вас в этом маленьком рассказе?
Что вы узнали о рассказчике?
3 слайд.
Постановка задачи урока.
Рассказ «Век живи – век люби» — это маленькая частичка большого и интересного творческого пути В.Г. Распутина.
Я думаю, вам будет интересно узнать о том, что хотел сказать автор своим рассказом, какие нравственные уроки можно извлечь из рассказа
Вот это и будет целью нашего сегодняшнего урока. А кроме того, мы будем учиться чувствовать слово. Ведь литературное произведение – вполне самостоятельный живой организм. У него есть сердце – идея произведения – и ткань его, то есть словесное оформление. Поэтому и тема урока у нас несколько необычна – «Твори добро другим во благо». (4 слайд)
ЭТАП УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
5 слайд.
1. Вступительное слово учителя.
Добролюбие — вот что привлекает в героях распутинских рассказов, в которых ищет и находит свое место гармония, какое-то неистребимое стремление к ладу с собою, с людьми, с природой. Может быть, это происходит и потому еще, что энергия доброты, излучаемая взрослыми, не только воспринимается, но и развивается затем детьми (впрочем, так же, как и энергия отторжения). В одном из лучших рассказов Распутина, «Век живи — век люби», 15-летний Саня как раз и является носителем такого изначального заряда, уже требующего своей реализации, как и сам герой, стремящийся к самоутверждению. Век люби, ибо в ней, в любви, вся сила, держащая этот свет, не дающая ему пропасть; в ней вся сущность человека — может, для того он и явлен миру, чтобы облагородить, согреть его своею любовью. Иначе зачем человек в прекрасном мире — не для себя же только одного рожден он на свет?
Твори добро другим во благо! (6 слайд)
7 слайд.
2. Эвристическая беседа.
Итак, начнем.
— Кто главный герой рассказа и чем он близок нам? – главный герой — мальчик Саня, близок нам по возрасту (15 лет), по своим рассуждениям о жизни, своей самостоятельностью, к которой каждый стремится, но не каждому это удается.
— Что такое самостоятельность? Как о ней рассуждает автор? — «Самостоятельность» — самому стоять на ногах в жизни, без подпорок и подсказок — вот что это значит.»
— Что за человек Митяй? Наши «за» и «против». – «Митяй когда-то «сидел», кроме того, он «пил» — были, были у него особого рода меты, которые отпугивают благочинных людей». «Митяй с тех пор больше смерти боится всякого мужицкого шума и старается отойти в сторонку, едва лишь он назревает». «Он мужик-то не дурной, нет, только из круга выбился». Вот это «из круга выбился» почему-то больше всего и возбуждало в Сане интерес к Митяю. Есть, значит, люди в круге и есть за кругом — и что же, не может или не хочет он вернуться обратно в круг?»
— А как вы думаете, что значит для человека «выбиться из круга»?
– стать другим, не таким, как все, отойти от общества. (гиперссылка)
Твори добро другим во благо!
— Является ли природа действующим лицом произведения? Какую роль она играет?
— Человек немыслим без природы не только как неотъемлемая часть ее, но и как совершенно уникальная субстанция, которая способна соединить разум и то, что этот разум питает; осуществить связь между малой частью планеты и необозримыми просторами Вселенной. природа живет самостоятельно, независимо, вольно и в то же время — предвосхищая или поясняя происходящее с человеком.
— Отношение Сани к природе. В чем особенность?
— Природа подталкивает его к новым размышлениям-воспоминаниям: нет, не его воспоминаниям, а чьим-то, всколыхнувшимся и возродившимся в нем — в пальцах, собирающих дымчато-синие плоды, обласкивающих каждую ягоду, в не произносимых дотоле словах, в подспудном восторге и чувстве вины одновременно. Его обращение к голубике и по форме своей, и по содержанию уходит корнями в древнюю культуру, в родной язык. И оно невозможно на людях, в толпе, при чужих. Оно — акт единения, позволяющего открыться родному, близкому. «Не обижайся, — наговаривал он, — что я возьму тебя… я возьму тебя, чтоб ты не пропала напрасно, чтоб» не упала на землю и не сгнила, никому не дав пользы. И если я тебя не возьму, если ты не успеешь упасть на землю и сгнить, все равно тебя склюет птица или оберет зверь, — так чем же хуже, если сейчас соберу тебя я? Я сберегу тебя… и зимой маленькая девочка Катя, которая часто болеет… она очень любит голубицу, любит тебя, ты очень помогаешь этой девочке. Когда мы приедем домой, ты увидишь ее и поймешь, как ты нужна ей… не обижайся, пожалуйста».
Обращение, доступное только женщинам и детям. Лучшее, что есть в душе, изливается на окружающее, словно оживляя, очеловечивая его, поднимая до равенства. И тогда природа тоже признает тебя равным, помогает тебе и мстит твоим обидчикам, предостерегает и разделяет твои горести. Никогда в жизни Саня не видел такого густоплодья, к какому привел их Митяй. Никогда не испытывал ранее он такого удивления и восторга — разве только в беспамятном детстве, которое запомнило все не головой, а телом, клетками и когда-нибудь вернет эту особую память. Но то было давно и без его участия. А тут именно ему, пришедшему на эту встречу одному ему открывалось, показывалось нечто тайное. И даже сама наступившая ночь тоже «точно взялась показать ему один из своих могучих пределов», — такие ночи не бывают напрасно; герой уже ждет чего-то глобального, могущего враз изменить его, все его существо, восприимчивое к неведомому, готовое к новой встрече, новой тайне, откровению. «Нетерпение становилось все сильней — и ближе, значит, было исполнение, точно что-то, невидимое и всесильное, склонилось и рассматривает, он ли это. Нет, не рассматривает… улавливает все его чувства, всю исходящую из него молчаливую тайную жизнь и по ней определяет, есть ли в нем и достаточно ли того, что есть, для какого-то исполнения«.
С первых же минут Саня отмечает, что «тайга стояла тихая и смирная; уже и проснувшись, вступив в день, она, казалось, безвольно дремала в ожидании каких-то перемен». И из неба словно вынули плоть, и солнце не показывалось; что-то, вероятно, должно произойти — как и с теми, кто видит это. И произойдет.
Только на первый взгляд может показаться случайным разговор между Митяем и дядей Володей, когда они вышли к участку тайги, зацепленному смерчем, — деревья, как подрезанные, лежали навалку. На угрюмое замечание дяди Володи, что так и убить кого-нибудь могло, Митяй отвечает:
«- А новичков-то и хлещет. Их-то, главно, и караулит. Из-за их-то и происходит. Ишь, сколь тайги из-за одного такого погубило.
— Из-за кого? — вскинулся дядя Володя. — Что ты мелешь?!
— Откуль я знаю, из-за кого. Я тут не был».
Так появляется в рассказе этот мотив — греха и наказания; наказывают силы природы, от которых не скрыть содеянного. (гиперссылка)
Твори добро другим во благо!
— В чем истоки подлости? О ком речь?- Наверное, не все чисто на душе у дяди Володи, так резко отреагировавшего на Митяево «из-за одного такого»; вступая в царство тайги, все трое понимают, что тут есть и особые какие-то законы, правила, — и каждый в меру своего представления о них соответственно себя ведет.
— Повлияет ли инцидент в тайге на дальнейшую судьбу Сани?-
— Обратимся к эпиграфу урока: «Из подростков создаются поколения». Как вы понимаете эти слова Ф.М. Достоевского? (гиперссылка)
— Какими воспитают детей, такое будущее и будет. Наше будущее – дети. И будущее наших детей зависит от нас.
ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
— Из чего же складывается идейная нить повествования?
На протяжении рассказа мы видим Саню в поисках; он — в поисках философских, направленных в сторону таких понятий, как смысл жизни, чувства человека, отношения между человеком и природой.
9 слайд.
Задание для групповой работы.
1 группа. Каков смысл названия рассказа?
2 группа. Какие проблемы затрагивает автор в своем рассказе?
3 группа. Что такое нравственность? Какие этические нормы вы можете назвать? (гиперссылка)
Слайд 11.
Обратимся к словам, ставшим своего рода эпиграфом нашего урока. Принадлежат они известному английскому драматургу Бернарду Шоу.
Теперь, когда мы уже научились летать по воздуху,
как птицы, плавать под водой, как рыбы,
нам не хватает только одного:
научиться жить на земле, как люди.
Бернард Шоу.
Вывод.
— Что вам открылось в этих словах?- Вот для того, чтобы научиться жить по-человечески, мы и обратились сегодня на уроке к рассказу В.Г. Распутина «Век живи – век люби. Сегодня мы с вами лишь краешком глаза заглянули в творческую лабораторию писателя. Но когда-нибудь двери в его рабочий кабинет широко распахнутся перед нами. Это непременно случится, если мы научимся творить добро, научимся сопереживать писателю и его героям.
«Твори добро другим во благо». (гиперссылка)
Подведение итогов.
Слайд 12.
Творчество Валентина Распутина — явление в мировой литературе, и, как всякое явление, оно единственно, уникально. Критики и философы, занимающиеся проблемами словесности, этики и эстетики, не раз еще будут обращаться к его произведениям, приводить примеры, изучать концепции, развивать мысли писателя. Но главное, конечно, — сами произведения. Не пройдите мимо них, снимите с полки, спросите в библиотеке — и читайте медленно, не торопясь, с раздумьями. Так, как книги его заслуживают. Писатель создавал их для нас. Только что мы перечитали повести и рассказы, статьи и очерки Валентина Распутина вместе. Но чтение — процесс индивидуальный, интимный. И, как говорит сам писатель, «чтение — это работа»… Читатель сам должен участвовать в событиях, иметь к ним свое отношение и даже место в них, чувствовать прилив крови от движения». Успехов вам в чтении. И всем нам — новых книг Валентина Распутина.
Слайд 13. Слайд 14.
ЭТАП ИНФОРМАЦИИ УЧАЩИХСЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ, ИНСТРУКТАЖ О ЕГО ВЫПОЛНЕНИИ.
Чьё выступление на уроке вам показалось особенно интересным?
Эти ученики получают оценку «отлично». Им предлагается к следующему уроку устно приготовить ответ на вопрос: «Какие нравственные уроки вы извлекли из рассказа».
А кто ни разу не ответил сегодня?
Вам задание: напишите, что вам понравилось в рассказе В.Г. Распутина «Век живи – век люби».
Спасибо за урок. Всего вам хорошего.
Слайд 15.