Внеклассное мероприятие для 5 класса «Закружилась листва золотая»






















«Закружилась листва золотая»

Внеклассное мероприятие для 5 класса







Долозова О.И.

учитель русского языка и литературы

МСОУ школа № 10 VIII вида

г. Ступино Московской области













«Закружилась листва золотая»

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 класса.

Цель: обобщить знания и наблюдения учащихся об изменениях в природе с приходом осени

Задачи:

  • Расширить кругозор учащихся, познакомить с произведениями искусства и народного творчества, посвящённых осени.

  • Развивать интерес к окружающей природе, внимание, память.

  • Воспитывать эстетическое чувство, бережное отношение к природе, чувство гордости за свою Родину.


Оборудование:

  • Презентация «Закружилась листва золотая»

  • Жетоны в виде осеннего листа

  • Листы бумаги

  • Различные средства рисования (гуашь, акварель, мелки, карандаши)


Оргмомент.

Какое время года вы любите?

— По данным опроса учащихся нашей школы самое любимое время года – лето. За ним следуют весна и зима. Осень стоит на последнем месте. Почему же вы не любите осень? Ведь в каждом времени года есть своё очарование! Давайте сегодня познакомимся поближе с этим временем года. Мы познакомимся с произведениями русских художников, поэтов и постараемся узнать, действительно ли, осень вызывает только тоску и грусть.

Мероприятие проходит в виде соревнования. За каждый правильный ответ ученики получают жетоны в виде осеннего листа.

Народная мудрость.

Издавна народ следил за природными явлениями, их взаимосвязи и очень метко отражал свои наблюдения в пословицах, поговорках, приговорках, потешках, песнях. Мы проверим, как вы знаете пословицы, посвящённые осени. Вы должны выбрать из трёх предложенных ответов вариант, который вам кажется наиболее подходящим.

На слайдах 4-8 учащимся даётся пословица. Чтобы появились варианты ответов, нужно щёлкнуть на фигуру с пословицей. Переход на следующий слайд — лист в правом нижнем углу.

  1. . по осени считают.

  • Друзей

  • Цыплят

  • Коров

  1. В сентябре одна ягода, да и то горькая … .

  • рябина

  • клюква

  • редька

  1. Осенняя … больнее кусает.

  • погода

  • собака

  • муха

  1. Весна красна, да голодна, а осень дождлива, да … .

  • красива

  • сыта

  • холодна

  1. — перемен восемь.

  • Ночь

  • Россия

  • Осень


Осенний аукцион.

— А какие перемены, происходящие в природе с приходом осени, вы знаете?

Учащийся, назвавший примету осени последним получает бонусный жетон.

Поэтическая.

— Осень вдохновляла многих поэтов. Много стихов вы читали, учили наизусть. Проверим, какие вы знатоки поэзии.

На слайдах 10-14 учащимся предлагаются отрывки из стихотворений, которые они должны выразительно прочитать. Лучший чтец получает бонусный жетон.

Для того чтобы появились портрет автора и его фамилия, нужно щёлкнуть по тексту стихотворения. После появления портрета С.Есенина, звучит романс «Отговорила роща золотая». Учащиеся прослушивают и могут по желанию подпеть, заработав, таким образом, бонусный жетон. Переход на следующий слайд — лист в правом нижнем углу.


  • Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливый караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора,

Стоял ноябрь уж у двора. (А. Пушкин)


  • Поспевает брусника,

Стали дни холоднее.

И от птичьего крика

В сердце только грустнее.

Стаи птиц улетают

Прочь, за синее море.

Все деревья блистают

В разноцветном уборе. (К. Бальмонт)


  • Отговорила роща золотая

Берёзовым, весёлым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер вдаль.

Я полон дум о юности весёлой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

(С. Есенин)


  • Ласточки пропали,

А вчера зарёй

Всё грачи летали

Да как сеть мелькали

Вон над той горой.

С вечера всё спится,

На дворе темно,

Лист сухой валится,

Ночью ветер злится,

Да стучит в окно. (А. Фет)


  • Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлоюполяной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой…(И. Бунин)



Лукошко.

Осень называют «витаминной порой». Почему? Давайте наполним наше «лукошко» витаминными продуктами.

Учащиеся отгадывают кроссворд (слайд15), зарабатывая жетоны. Все действия на слайде по щелчку. Переход на следующий слайд — лист в правом нижнем углу.


  • Я вырос на грядке,

Характер мой гадкий:

Куда ни приду,

Всех до слёз доведу. (Лук)


  • Телятки гладки

Привязаны к грядке,

Лежат рядками,

Зелены сами. (Огурцы)


  • Нарядилась Алёна

В сарафанчик зелёный,

Завила оборки густо.

Узнаёшь её? (Капуста)







  • Растут на грядке

Зелёные ветки,

А них красные дети. (Помидоры)



  • Что копали из земли,

Жарили, варили?

Что в золе мы испекли,

Ели да хвалили? (Картошка)


  • Хотя я сахарной зовусь,
    Но от дождя я не размокла,
    Крупна, кругла, сладка на вкус,
    Узнали вы, кто я? … (Свёкла)


  • Он кусает, только вот,
    Зубок есть, но, где же рот?
    Белый носит сюртучок.
    Что это, скажи, дружок? (Чеснок)

Художественная.

— Буйство осеннего разноцветья вдохновляло и поэтов, и композиторов. Сколько картин, посвящённых осени написано… Посмотрите на картины русских художников. Вспомните названия картин.

Под отрывок П.Чайковского учащиеся рассматривают картины (слайды 17-21) , вспоминают их названия. Если это вызывает затруднение, дети сами называют картину. Жетон получает самое близкое к оригиналу или самое романтичное название.

Чтобы «вызвать» название картины, следует нажать на фамилию художника. Переход на следующий слайд — лист в правом нижнем углу.

— Произведение, какого композитора звучит? Как оно называется? Назовите другие произведения П. Чайковского.

Юный художник.

— Посмотрите, какие великолепные пейзажи дарит нам осень (слайд 22). Почувствуйте себя художниками и вы! Попробуйте создать картину, изображающую осень.

Учащиеся сами выбирают средства рисования (акварель, мелки, карандаши, гуашь) и пытаются нарисовать картину. Все художники награждаются жетонами.

Заключение.

— Каждое время года по-своему прекрасно! (Слайд 23). С каждым из них мы встречаемся раз в году. По каждому из них мы скучаем и ждём прихода каждого с нетерпением! Давайте же с радостью встретим осень, проведём с ней целых три месяца и с грустью проводим её до следующего года!

Время любое нужно любить…
Нельзя разделять…. надо ценить.
По-своему все времена хороши…
Они ведь частица нашей души!

Подведение итогов.



Использованные ресурсы:



Свежие документы:  Конспект урока по истории "Шумерское и Аккадское государства"

скачать материал

Хочешь больше полезных материалов? Поделись ссылкой, помоги проекту расти!


Ещё документы из категории Литература: